Развитие компетентности участников образовательного процесса в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия, так как представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества. Не являются исключением и общеобразовательные учреждения.

Файлы: 1 файл

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  С.А. ЕСЕНИНА»

 

Кафедра общей  психологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По учебной  дисциплине:

«Проектирование и организация психолого-педагогического  сопровождения детей и подростков»

 

На тему:

Развитие  компетентности участников образовательного процесса в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций

 

 

 

 

Выполнил:

Магистрант: Кирилкина Е.А.

Проверила: Вознесенская И.Н.


 

Рязань, 2013 г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конфликт  в рамках современной конфликтологической  парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия, так как представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества. Не являются исключением и общеобразовательные учреждения. Объективная детерминанта возникновения конфликтов в школе связана, прежде всего, с конфликтогенной природой самого образовательного процесса, движущими силами которого являются противоречия. Наличие объективных противоречий в образовательном процессе делает конфликты неизбежными, а управление  ими – необходимой составляющей управления образовательным процессом в целом [1].

Внешними факторами, повышающими  конфликтогенность образовательного процесса, являются социальные, экономические и психологические проблемы, усиливающие напряжение в различных сферах социального взаимодействия, что, в свою очередь, усложняет процессы и механизмы развития, воспитания и обучения. Неконструктивное поведение сторон в конфликтной ситуации  ведет к перерастанию деловых конфликтов в эмоциональные, которые приводят к таким негативным последствиям, как рост эмоциональной напряженности, повышение уровня тревожности, провокация неоправданных способов психологической защиты. С другой стороны, конструктивное разрешение конфликта как объективного противоречия может способствовать достижению более высокого уровня развития взаимодействующих сторон [2].

Данные современных  социально-педагогических исследований  фиксируют тот факт, что конфликты  воспринимаются основными субъектами педагогического взаимодействия (учителями, представителями администрации, учащимися, родителями) как неизбежное явление школьной жизни, с которым необходимо не только считаться, но и активно влиять на него с целью предотвращения негативных последствий и реализации конструктивных возможностей. Однако характер взаимных претензий учителей и администраторов, учителей и учащихся, составляющих основную часть социально-психологической напряжённости в школьном социуме, свидетельствует о том, что педагоги общеобразовательной школы не владеют в достаточной мере эффективными практическими способами управления конфликтом [1].

  Ответственность  за создание условий реализации  всех функций системы образования  предполагает,  прежде всего, добросовестное  выполнение свои профессиональных  обязанностей всеми участниками образовательного процесса  [3]. Таким образом, очевидно противоречие между потребностью общества и образовательной системы в снижении конфликтогенности школьного социума, необходимостью управления конфликтом в школе с одной стороны, и недостаточным уровнем конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы – с другой.

 

 

Межличностные  конфликты в образовательном  учреждении имеют выраженную специфику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов различной  природы. Конфликты между учителями  и учащимися подросткового возраста имеют существенные отличия, обусловленные не только возрастными и другими особенностями подростков [4]. Конфликт в педагогической деятельности проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности или поступка. В силу возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе может проявляться конфликтогенное поведение учащихся. Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под контроль. Поспешность в оценках поступков часто приводит к ошибкам, педагогическая ситуация переходит в конфликт [5].

Детерминанты, ход, характер и содержание конфликта  зависят и от возраста учащихся. Если в младшем школьном возрасте взаимодействие с учителем происходит в результате желания быть замеченным, поправиться учителю, и редко доходит до конфликтного, то у подростков противоречия обостряются из-за их несогласия с ролью ученика. Конфликты в этом возрасте носят больше поведенческий характер. Старшие ученики активно отстаивают в отношениях с учителем свое достоинство, право на самостоятельное решение или поступок [3].

Конфликты между учителями  и учащимися в школе во многом являются результатом динамичных процессов  взаимодействия поколений с разным жизненным опытом и разными возможностями саморазвития. Их специфика обусловлена тем, что они происходят в среде, для которой характерны совершенно особые не свойственные другим категориям конфликтов, условия. Основная масса учителей современной школы воспитана в условиях тоталитарной системы, поэтому, зачастую, они не могут или не хотят менять привычный стиль взаимоотношений с учащимися. Подросток в конфликте с учителем далеко не всегда получает образец морального поведения, пример конструктивного его разрешения. Предупреждению конфликтов в школе способствуют эффективная организация учебно-воспитательного процесса, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия школьников.

Среди конфликтов между учителем и учеником наиболее характерны конфликты деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте с учеником предполагает правильное определение своей позиции в конфликте, опору на взаимоотношения с родителями ученика, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение личности ученика, выполнение рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником [4].

Главной  отличительной  особенностью конфликтов в образовательных  учреждениях является чрезвычайно  высокая эмоциональность, ориентация скорее на предмет, нежели объект, большие  сложности взаимодействий в постконфликтной  ситуации, которая часто является питательной средой развертывания новых конфликтов. Часто именно сильные и трудноуправляемые эмоции являются главным регулятором поведения и отношений оппонентов, снижают уровень их объективности в оценках. Участников таких конфликтов характеризуют твердое отстаивание своей позиции, нежелание идти на компромиссы, излишняя дидактичность, стремление непременно заставить оппонента признать свою неправоту или поражение, причем публично. Все это обусловливает крайнюю остроту их протекания, негативные моральные и психологические последствия для их участников.

Конфликты в образовательных  учреждениях отличаются также широким  спектром временных и пространственных характеристик: они бывают «горизонтальными»  и «вертикальными», кратковременными и затяжными, парциальными или консолидированными. Функции их разнообразны, но в основном в силу высокой эмоциональности преобладают деструктивные.  [6].

Проблема конфликта в  образовании, связана, как правило, с взаимодействием  учителя и  ученика, поиском психолого-педагогических закономерностей в обучении. Учитель для учащегося – источник полезной информации, пример, образец, в течение многолетней реальной деятельности, наглядно демонстрирующий модели поведения, нормы и ценности общества и в этом смысле в той или иной мере определяющий развитие  его личности. Среди причин конфликтов, которые возникают между учителем и учеником, главной, по мнению В.А. Сухомлинского, является «непонимание учителем внутреннего мира ребенка, несправедливые наказания, грубость, угрозы и оскорбления» [4].

Рассмотрение причин конфликтов в образовательной среде показывает, что жесткое разделение их по характеру  на объективные и субъективные неправомерно. Большинство объективных причин конфликтов в известной степени  субъективно. В свою очередь, субъективные причины конфликтов часто объективно детерминированы.

Среди субъективных причин конфликтов наиболее распространенными  в сфере образования являются: недостаточная стрессоустойчивость  участников педагогического процесса к стресс-факторам педагогической деятельности (29,2%); черты характера и типы личностей участников педпроцесса (27,9%); особенности женской психологии (13,8%); эмоциональная несовместимость людей (54,1 %); неадекватные оценки и восприятие друг друга (12,7%).

Объективной причиной большинства социально-педагогических конфликтов является чрезмерная загруженность педагогов, превышающая их личные возможности (12,4%); ограниченность ресурсов в учреждении, подлежащих распределению (13,9%); социальное неравенство участников образовательного процесса (29,1%); отсутствие педагогического такта по отношению друг к другу (12,9%); неблагоприятный стиль руководства в учреждении (12,4%); неравномерное распределение педагогической нагрузки (11,8%); плохие условия педагогического и учебного труда (11,5%), а также несогласованность целей разных групп работников системы образования (11,3%).

Понимание объективно-субъективного  характера причин конфликтов в системе  образования необходимо при определении  способов их предупреждения, выработке  оптимальной стратегии поведения участников образовательного процесса в типичных для них конфликтах.

Многомерность социальных и  педагогических конфликтов в системе  образования проявляется в многообразии их видов. Чисто педагогическими  считаются конфликты в системе «учитель-ученик», которые занимают лидирующее положение в общеобразовательных учреждениях (30,8%). В социальных конфликтах оппонентами могут выступать коллеги, администрация учреждения, родители, представители органов управления образования. В конфликты с последними вступают чуть более 5% работников системы образования. В равной степени конфликтные ситуации возникают с администрацией учреждения (17,4%), коллегами (27,2%), родителями (23,6%). Однако частота их возникновения зависит от типа образовательного учреждения. Так, в сфере дошкольного образования лидируют конфликты с коллегами (80%), а затем с родителями (25,3%); в общеобразовательных учреждениях - с родителями (21%), а затем с администрацией учреждения (17,3%) и коллегами (14,5%); в сфере профессионального образования - с коллегами (53,7%) и руководством учреждения (73%), а затем с родителями (22%).

Наиболее характерными для  системы образования являются межличностные  конфликты, возникающие по поводу достижения целей профессиональной деятельности и при нарушении взаимосвязей ролевого характера. Распространение получили и позиционные конфликты, которые обусловлены противоположными ролевыми, функциональными и профессиональными позициями [2].

Конфликтологическая    компетенция  педагогического персонала - это способность педагога  в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации [1].

Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной  школы является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения педагогических задач [1].

Конфликтологическая компетентность не сводится только к  системе знаний о сущностных характеристиках  конфликта, а предполагает активное воздействие на него, что отражают регулятивный и нормативный компоненты. В то же время наличие определенных знаний и умений в области конфликтологии требует развития определенных личностно-профессиональных качеств (в частности, оптимального уровня рефлексии), позволяющих применять с требуемой эффективностью данные знания и умения для управления конфликтом. Необходимость развития личностно-профессиональных качеств и умений обусловливается и спецификой применяемых психологических технологий: тренингов, деловых и ролевых игр.

Показателями  сформированности конфликтологической компетенции являются два критерия: 1) адекватно понятый конфликт и 2) oтcутствие ошибок в определении трудной ситуации пpофесссионального взаимодействия как конфликтной.

В отличие от конфликтологической компетентности, которая предполагает преимущественно знание и умение управлять конфликтами - это может делаться без внутреннего принятия данных умений, конфликтологическая культура предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы личности и включает особую систему ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок личности, таких как ценность отношений, установка на сотрудничество, интернальность, их рефлексию и  другие [7].

 Развитие  конфликтологической культуры личности  предполагает выявление многообразия  контекстов, в которых конфликты протекают и которые их определяют.      Конфликтологическая культура специалиста как педагогическая категория отражает целевую направленность процесса профессионально-конфликтологической подготовки. Сущность конфликтологической культуры специалиста заключается в харaктepиcтике профессионально важных конфликтогенных качеств, способствующих профессиональной преобразующей конфликтологической деятельности. Конфликтологическая культура специалиста как целостность включает в себя интегральные компоненты: «Конфликтологическая компетенция» как совокупность знаний о профессиональном конфликте и связанных с ним явлениях, определяющая конфликтологическую познающую деятельность специалиста; «Конфликтологическая готовность» как совокупность конфликтогенных свойств и качеств в основных сферах психики определяющая конфликтологическую регулятивную деятельность специалиста; «Конфликтологическая компетeнтнoсть» как система конфликтологических умений по управлению конфликтом, определяющая конфликтную коммуникативную и преобразующую деятельности специалиста. [7].

Информация о работе Развитие компетентности участников образовательного процесса в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций