Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:18, контрольная работа
Конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия, так как представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества. Не являются исключением и общеобразовательные учреждения.
Таким образом, конфликтологическая культура специалиста занимает стержневую позицию в иерархии структуры профессиональной культуры, она синтезирует все ее составляющие, актуализируясь и проявляясь в соответствии с потребностями в безопасности, признании, престиже, самоактуализации в профессиональных конфликтных ситуациях и конфликтах.
В зависимости
от стиля преподавания, опыта работы
в образовательной системе
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для неё межличностных отношений с противоположной стороной: если для одного из соперников межличностные отношения с другим не представляют ценности, то и поведение его в конфликте будет более деструктивным; если же межличностные отношения с другим имеют ценность, то поведение его в конфликте будет направлено на компромисс, сотрудничество или уступку [8].
В связи с этим закономерна частота использования в образовательной среде таких стилей как избегание, компромисс, сотрудничество. В системе образования работают преимущественно женщины, для которых ценность межличностных отношений выше, чем для мужчин, они в большей степени думают о сохранении благоприятных отношений в коллективе [2].
Анализ типов
конфликтного поведения работников
системы образования
Социальные механизмы управления конфликтами в образовательной среде включают механизмы внешней и внутренней регуляции. Внешними механизмами являются институциональные структуры: государственные и общественные организации, призванные редуцировать конфликты как между работниками образования и обществом; так и внутри самой системы образования (социальная и правовая защита, социальное посредничество, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). К внутренним механизмам относятся индивидуальные и групповые стратегии преодоления социальных препятствий, возникающих в ходе самореализации субъектов. В условиях неэффективного институционального регулирования конфликтов в системе образования, правовой незащищенности педагогических работников роль саморегуляции повышается [9].
Наиболее эффективным способом управления межличностным конфликтом является так называемый переговорный подход, основанный на совершенствовании коммуникативных навыков, в частности, освоение техники ведения переговоров. При межгрупповых и отчасти организационных конфликтах эффективными являются методы с участием третьей стороны [2].
В условиях социальной нестабильности в обществе, административного давления внутри учреждения значительная часть работников системы образования стремится к уклонению от участия в конфликте, то есть мы имеем ситуацию неполного разрешения конфликта. При этом большинство выражает готовность к поиску решения, максимально удовлетворяющего интересы обеих сторон в конфликте, к процессуальному разрешению конфликта с привлечением третьей стороны. В силу чего, создание сети независимых посреднических структур для работников образования, ликвидация дефицита информации о такого рода организациях позволит активизировать внешние социальные механизмы регулирования конфликтов [10].
Таким образом, конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной школы является компонентом их профессиональной компетентности и способствует реализации профилактических мер в межличностном взаимодействии, обеспечивая адекватное распознавание и конструктивное разрешение педагогом конфликтов. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. Управление, профилактика и разрешения конфликтных ситуаций в системе образования возможны при создании условий, при которых адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем способствовали бы трансформации деструктивного конфликта в конструктивный. К таким условиям можно также отнести внимательный учет индивидуальных качеств педагогов, их отношения к конфликтам, предрасположенности к тем или иным типам конфликтного поведения, а так же высокая степень стрессоустойчивости и конфликтоустойчивости.