Развитие компетентности участников образовательного процесса в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия, так как представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества. Не являются исключением и общеобразовательные учреждения.

Файлы: 1 файл

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, конфликтологическая культура специалиста  занимает стержневую позицию в иерархии структуры профессиональной культуры, она синтезирует все ее составляющие, актуализируясь и проявляясь в соответствии с потребностями в безопасности, признании, престиже, самоактуализации в профессиональных конфликтных ситуациях и конфликтах.

В зависимости  от стиля преподавания, опыта работы в образовательной системе каждый педагог выбирает разные способы  выхода из конфликта, которые не всегда являются эффективными.

Особое место  в оценке моделей и стратегий  поведения личности в конфликте  занимает ценность для неё межличностных  отношений с противоположной  стороной: если для одного из соперников межличностные отношения с другим не представляют ценности, то и поведение его в конфликте будет более деструктивным; если же межличностные отношения с другим имеют ценность, то поведение его в конфликте будет направлено на компромисс, сотрудничество или уступку [8].

В связи с этим закономерна частота использования в образовательной среде таких стилей как избегание, компромисс, сотрудничество.  В  системе образования работают преимущественно женщины, для которых ценность межличностных отношений выше, чем для мужчин, они в большей степени думают о сохранении благоприятных отношений в коллективе [2].

Анализ типов  конфликтного поведения работников системы образования показывает, что поведение участников образовательного процесса в ситуации конфликта меняется с учётом возраста и стажа работы вне зависимости от уровня образования. В частности, соперничество характерно для молодых специалистов с небольшим стажем работы (71,4%). В период профессионального становления педагога и с учётом жизненной активности, присущей данному возрасту, стремление к отстаиванию собственной позиции закономерно. Избегание как характерная тактика поведения в конфликте присуща опытным работникам (57,6%). Уровень профессионального мастерства, опыт работы и взаимодействия с разными категориями людей, стремление сохранить благоприятные отношения в ближайшем окружении оправдывает распространение данной тактики. Категория работников, кому свыше 55 лет, чаще всего в конфликте использует приспособление, жертвуя своими интересами в пользу другого человека (75,9%). Характерный  для работника тип конфликтного поведения опосредован его половой принадлежностью, преимущественно женским составом педагогических коллективов и особенностями самой профессионально - педагогический деятельности [2].

Социальные  механизмы управления конфликтами в образовательной среде включают механизмы внешней и внутренней регуляции. Внешними механизмами являются институциональные структуры: государственные и общественные организации, призванные редуцировать конфликты как между работниками образования и обществом; так и внутри самой системы образования (социальная и правовая защита, социальное посредничество, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). К внутренним механизмам относятся индивидуальные и групповые стратегии преодоления социальных препятствий, возникающих в ходе самореализации субъектов. В условиях неэффективного институционального регулирования конфликтов в системе образования, правовой незащищенности педагогических работников роль саморегуляции повышается [9].

Наиболее эффективным способом управления межличностным конфликтом является так называемый переговорный подход, основанный на совершенствовании коммуникативных навыков, в частности, освоение техники ведения переговоров. При межгрупповых и отчасти организационных конфликтах эффективными являются методы с участием третьей стороны [2].

В условиях социальной нестабильности в обществе, административного  давления внутри учреждения значительная часть работников системы образования  стремится к уклонению от участия  в конфликте, то есть мы имеем ситуацию неполного разрешения конфликта. При этом большинство выражает готовность к поиску решения, максимально удовлетворяющего интересы обеих сторон в конфликте, к процессуальному разрешению конфликта с привлечением третьей стороны. В силу чего, создание сети независимых посреднических структур для работников образования, ликвидация дефицита информации о такого рода организациях позволит активизировать внешние социальные механизмы регулирования конфликтов [10].

Таким образом, конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной школы является компонентом их профессиональной компетентности и способствует реализации профилактических мер в межличностном взаимодействии, обеспечивая адекватное распознавание и конструктивное разрешение педагогом конфликтов. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. Управление, профилактика и разрешения конфликтных ситуаций в системе образования возможны при создании условий, при которых адекватность восприятия  конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем способствовали бы трансформации деструктивного конфликта в конструктивный. К таким  условиям можно также отнести  внимательный учет индивидуальных качеств педагогов, их отношения к конфликтам, предрасположенности к тем или иным типам конфликтного поведения, а так же высокая степень стрессоустойчивости и конфликтоустойчивости.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Бережная,  Г.С. Формирование конфликтологической компетентности общеобразовательной школы:  автореф. дис. …  канд.пед.наук: 13.00.08 / Г.С. Бережная; Рос. гос .универ. – Калининград, 2009. – 43с.
  2. Захорчук,  Л.А. Управление конфликтами в системе образования: автореф. дис. … канд.соц.наук: 10.00.05 / Л.А. Захорчук; Московский гос.универ. – М.:МГУ, 2006. – 27с.
  3. Привалихина,  Т.И. Уровень и содержание  конфликтологической компетентности как образовательный эффект начальной школы: автореф. дис. …  канд.пед.наук: 13.00.08 / Т.И. Привалихина; Красноярский гос.универ.  – Красноярск, 2004. – 28с.
  4. Георгян,  А.Р. Психолого-педагогические условия профилактики и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик»: автореф. дис. …  канд.пед.наук: 13.00.08 / А.Р. Георгян; Северо-Осетин. гос. универ.   – Владикавказ, 2008. – 23с.
  5. Рыданова,  И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления / И.И. Рыданова.  – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 80с.
  6. Богданов,  Е. Н.  Психология личности в конфликте: учеб. пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин.  –  СПб.: Питер Принт, 2004. – 221с.
  7. Самсонова,  Н.В. Формирование конфликтологической культуры специалиста: автореф. дис. …  канд.пед.наук: 13.00.08 / Н.В. Самсонова; Рос. гос .универ. – Калининград, 2003. – 38с.
  8. Пономарева,  М.А. Психологическая компетентность руководителя / М.А. Пономарева.  – Мн.: Академия Управления при Президенте РБ, 2008. – 234с. 
  9. Емельянов,  С. М. Управление конфликтами в организации / С.М. Емельянов.  – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. – 315с.
  10. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов.  – М.: ВЛАДОС, 2004. – 212с.

 


Информация о работе Развитие компетентности участников образовательного процесса в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций