Развитие компетентности в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:18, творческая работа

Описание работы

Цели тренинга:
совершенствование навыков общения;
развитие навыков активного слушания;
отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;
управление невербальными составляющими коммуникации;

Файлы: 1 файл

Тренинг развития компетентности в общении.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Развитие  компетентности в общении

Программа тренинга

Цели  тренинга:

  • совершенствование навыков общения;
  • развитие навыков активного слушания;
  • отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;
  • управление невербальными составляющими коммуникации;

 

Задачи тренинга:

Знания:

  • осознание особенностей межличностного общения;
  • овладение нормами коммуникативной культуры;
  • познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;

Навыки:

  • преодоление внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации (избыточное волнение, боязнь негативных оценок, перфекционизм, влияние неудачного опыта, необоснованно критичное отношение к себе и т.п.).
  • развитие социальной восприимчивости к мнениям, состояниям, и переживаниям других участников коммуникации, работа с психологическими аспектами непосредственной коммуникации;
  • овладение приемами активного слушания;
  • развитие навыков эффективного общения;
  • развитие навыков невербального общения;
  • умение находить общее между собой и с другим человеком;

Ценности:

  • наработка различных навыков общения;

 

Участники тренинга:  студенты 3 курса специальности психология; состав группы 8 человек, возраста 19-23 лет: 7 девушек и 1 молодой человек

 

Время проведения:  1 час 30 минут

 

Место проведения:  психологическая служба СВГУ

 

Организатор и тренер: Федотова Екатерина Александровна

 

Основные  критерии успешности тренинга:

1. Уровень  реакции 

  • Реакция участников (мнение участников, понравилось или не понравилось) 
  • Оценочная анкета в конце тренинга.

2. Уровень  усвоенных знаний, умений и навыков.

  • Изменения участников (позитивный настрой; повышение мотивации; изменение мыслей (преодоление устойчивых стереотипов мышления); получение конкретных знаний (т.н. учебный результат)  
  • Самоанализ, самооценка участников тренинга об изменениях в настрое и мыслях в их комментариях, изложенных в оценочных анкетах.
  • Наблюдения тренера  во время обучения, анализ изменений участников тренинга к концу обучения и их описание в анкете по результатам проведения тренинга.
  • Контрольные упражнения в конце или во время тренинга на усвоение и использование полученных знаний (групповые и индивидуальные, письменные, устные, в виде ролевых игр).

 

Упражнение « Я тоже» 

Цель:

  • возбудить у участников тренинга любопытство, интуицию.

Студенты  рассаживаются. Один из них выходит  в центр и становится ведущим. Он тщательно осматривает сокурсников, а затем выбирает некоторых из них и просит встать рядом с  собой.

После завершения отбора оставшиеся сидеть игроки должны попытаться угадать, по каким параметрам были выбраны другие.

Они начинают искать между избранными что-то общее. Критерием выбора могут быть различные причины; одинаковый цвет глаз, ботинки, совместная работа, опоздание и т. д.

 

            Упражнение - вызов:

Упражнение «Знакомство»

Цели:

  • формирование и развитие навыков активного слушания;
  • знакомство с основными техниками активного слушания.

Мы  обычно слушаем не столько другого  человека, сколько свои собственные мысли и чувства, которые возникают у нас в ответ на сообщение партнера. Мы мало понимаем из того, что говорит партнер, потому что часто думаем: «А что я могу сделать, чем ему помочь?», или «Он сам виноват!», или «А что из этого следует?» В результате партнер говорит о своем, а мы думаем о своем.

Умение слушать помогает нам самим развиваться духовно.

Каждый  участник круга должен представиться. Для этого он называет свое имя, а  потом два личностных качества, которые помогают ему слушать партнера, и два других качества, которые мешают слушать партнера. После того как первый участник представился, следующий должен дословно повторить, что сказал его коллега, а потом уже представиться сам. Третий участник должен повторить то, что предшествующий участник сказал о себе, а потом уже назвать собственные качества, и так далее, пока вся группа не представится.

После этого проводится опрос каждого  из участников круга: что было легче  — повторить слова другого человека или говорить о себе.

В процессе данного  обсуждения у некоторых участников возникает осознание тех проблем, которые мешают внимательно выслушивать партнера.

Информационный  блок:

 

Единственная  настоящая роскошь – это роскошь  человеческого общения. Вся жизнь  человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

В широком смысле под коммуникативной  компетенцией обычно понимается способность  устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Как правило, вступая в диалог, будь то разговор с начальником о повышении зарплаты, выяснение отношений между супругами или разговор с ребёнком о школьных оценках, мы преследуем какую-то цель. И умение построить этот диалог так чтобы максимально приблизиться к этой цели, оставаясь в рамках социальных норм, и есть компетентность в общении.

Коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

Существует много различных компонентов успешной коммуникации, и одним из наиболее важных является умение адекватно оценивать себя, других и ситуацию взаимодействия в целом.

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

Нам понятно, что общение  важно для любого человека, но для людей нашей профессии компетентность в общении важна вдвойне.  Коммуникативная компетентность в профессии психолога обеспечивает эффективное протекание коммуникативного процесса, построение эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, успешное функционирование в профессиональной среде. Коммуникативная компетентность психолога - есть совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность психолога выражается также гуманистической направленностью, способностью чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, взаимодействовать, быть лично заинтересованным в благе других, т.е. в проявлении эмпатии. Одной из актуальных проблем является неспособность большинства студентов аргументировано, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения. Коммуникативная компетентность предполагает много путей ее практического развития и совершенствования. Одним из самых эффективных является социально-психологический тренинг.

 

 

Блок  формирования навыков:

 

Упражнение «Крокодил»

 Цели:

  • продемонстрировать эффективное владение мимикой и жестом в невербальной коммуникации, потренироваться в передаче информации;

Группа  разбивается на две подгруппы, которые  рассаживаются друг против друга.

Каждая  подгруппа придумывает слово  — существительное в единственном числе, имя собственное.

Затем, вызвав одного игрока противоположной  команды, тихонько сообщают ему задуманное слово. Получив слово, игрок встает между двумя командами так, чтобы его было всем видно, и с помощью жестов и мимики в течение двух минут должен передать своей команде полученную информацию. Команда, отгадывающая слово, может задавать ему вопросы, на которые он может дать положительный или отрицательный ответ, но только невербальными средствами.

 

Упражнение «Мысль одна, а слов много»

Цель:

  • формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.

Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Жить хорошо в родном краю». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

 

Игра-активатор  “Друг к дружке”

Каждый участник должен выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку.

Тренер будет  говорить участникам, какими частями тела им нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой  руке! 
- Нос к носу! 
- Спина к спине! 
- Друг к дружке! 
- Бедро к бедру! 
- Ухо к уху! 
- Пятка к пятке! 
- Друг к дружке! 
- Носок к носку! 
- Живот к животу! 
- Лоб ко лбу! 
- Друг к дружке! 
- Бок к боку! 
- Колено к колену! 
- Мизинец к мизинцу! 
- Друг к дружке! 
- Затылок к затылку! 
- Локоть к локтю! 
- Кулак к кулаку!

 

Упражнение «Продавец»

Цель:

  • развитие навыков убеждения.

Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая покупателей, нужно продать:

а) ласты;

б) самовар;

в) белую ручную мышку;

г) учебник по культуре делового общения;

д) большой оранжевый зонт.

 

Упражнение «Подчеркивание общности с мячом»

Цель:

• отработка  умения находить общее между собой и другим человеком и сообщать ему об этом.

Один из участников получает от тренера мяч. Он должен передать его кому-нибудь из участников группы со словами: «Мне кажется, Игорь, нас объединяет такое качество, как...» (и здесь он называет качество). Иногда я считаю важным, чтобы это были личностные качества, потому что найти общие личностные качества гораздо труднее, чем с радостью обнаружить, что вы оба одно время жили на Камчатке, предпочитаете одну марку сигарет (авторучек, автомашин и т. п.) или закончили одну и ту же школу, но в разные годы. Однако для практических целей такие «внешние» критерии общности могут оказаться более полезными.

Участник, которому передали мяч, отвечает на обращенное к нему высказывание либо «Согласен!», либо «Я подумаю над этим». В этом проявляются партнерские отношения — уважение к мнению другого человека и готовность принять к сведению то, что он сказал, даже если ты вначале с этим не согласен.

 

Упражнение «Словарь эмоций»

Цель:

• развитие возможностей в вербализации эмоциональных состояний.

Участники делятся  на две группы. Во взаимодействии зачастую возникают эмоциональные состояния, которые бывает трудно определить. Часто партнер или мы сами оказываемся в неопределенном состоянии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами (или с партнером), мы не можем. Что-то неопределенное, какая-то тревога, смятение чувств, неясный отзвук какого-то чувства... Между тем эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум».

Каждая команда в течение 10 минут должна составить как можно более длинный список эмоциональных состояний. Это будут и не отрицательные, и не положительные эмоции, а промежуточные — например, заинтересованность, нетерпение, взволнованность. Эти состояния содержат в себе элементы и положительных, и отрицательных эмоций. Например, взволнованность может сочетать в себе воодушевление и нервозность, нетерпение — это и предвкушение радостного события, и тревожное ожидание чего-то неприятного. Интерес может быть «сладким» и мучительным... Итак, каждая команда придумывает список из эмоций, сочетающих в себе элементы позитивных и негативных переживаний. Допустимо, если какой-то из этих элементов будет перевешивать. Главное, чтобы присутствовали и те, и другие элементы.

На эту работу дается 10 минут. Побеждает команда, обнаружившая большее количество таких  эмоциональных состояний.

Информация о работе Развитие компетентности в общении