Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:46, контрольная работа
В наиболее успешных компаниях мира развитие лидерства означает систематическую деятельность, которой первые лица компании посвящают много времени. Для России это пока в новинку, хотя в большинстве своем российские организации достигли той стадии развития, на которой слабый лидерский потенциал становится препятствием к дальнейшему росту и повышению эффективности. Российским руководителям предстоит осознать важность широкого развития лидерства в современной трактовке этого понятия, проанализировать положение дел в своих организациях с точки зрения условий для выращивания талантливых и инициативных сотрудников.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Подходы к изучению лидерства…………………………….…...4
1.1 Теория лидерских качеств…………………………………………..….4
1.2 Теория поведенческого подхода………………………………….……6
1.3 Ситуационный подход……………………………………………….…9
1.4 Подход с позиции личностных качеств………………………………11
Глава 2. Ключевые качества современного лидера и способы их формирования………………………………………………………….…...12
2.1 Соотношение понятий «лидер» и «руководитель»……………….…12
2.2 Лидерские качества и способы их формирования……………….…..15
Заключение…………………………………………………………….……21
Список использованной литературы…………………………………..….23
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс: [3]
1.Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2.Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.
3.Руководитель должен
уметь правильно
1.4 Подход с позиции личных качеств
Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, учёные не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В одном из исследований утверждалось, что было проанализировано только около 5% личных качеств руководителей всего в четырех или пяти исследованиях. Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства и обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые: "человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств". Стогдилл заключает, что "структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных". [6]
Глава 2. Ключевые качества современного лидера.
2.1 Соотношение понятий «лидер» и «руководитель»
В науке существует много понятий для определения человека, занимающего руководящий пост, но наиболее признанными являются два — лидер и руководитель. Лидер — это неформальное положение «звезды» в коллективе. Умение влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувстве симпатии или антипатии, принятия или непринятия и т.д., соответствует характеристике лидера. Роль руководителя определена организацией, кругом функций. Лидер возникает стихийно, его нет в штатах организации.
Для лидера важно уметь вести за собой людей и брать ответственность на себя. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, вместе с тем он тоже может прибегать к санкциям неформального характера.
Лидер — это человек, за которым другие члены сообщества признают право брать на себя наиболее ответственные решения. Лидер — наиболее значимое лицо в определенной группе людей. Им может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств.
Руководитель — это официальное признание профессиональных и организаторских заслуг человека. К руководителю Всегда предъявляются особые требования — исполнитель воли вЬ1шестоящих органов. Руководитель коллектива назначается извне, высшим руководством, получает властные полномочия, йМеет право применения санкций.Руководитель — это человек, которого назначают решетя определенных задач, это специалист-профессионал.
Некоторые эксперты отмечают, что главные требования, которые предъявляют к руководителю и лидеру, отчасти противоречат друг другу. В своей классической статье «Менеджеры и лидеры: чем они различаются?», профессор Гарвардского университета Абрахам Залезник указывал, что у бизнес-лидеров больше общего с художниками, учеными и представителями других творческих профессий, чем с менеджерами. Различия между руководителями и лидерами, писал он, находятся на уровне их подсознательных концептуальных представлений о хаосе и порядке. Менеджеры предпочитают порядок, стремятся к стабильности и контролю, предпочитают быстрее решить проблему – часто не до конца усвоив преподносимый ею урок. Лидеры, напротив, готовы терпеть хаос и отсутствие упорядоченности и могут оттягивать решение того или иного вопроса до тех пор, пока как следует не разберутся в нем. Цели менеджеров обусловлены скорее необходимостью, чем их желаниями; они отлично умеют сглаживать конфликты между сотрудниками и даже целыми подразделениями – для них важно, чтобы обе стороны остались довольны и организация продолжала успешно выполнять свои повседневные функции. У лидеров же активное, очень личное отношение к целям. Они работают на долгосрочную перспективу, своей личной энергией вдохновляя подчиненных и стимулируя творческое начало в работе. Их отношения с подчиненными и коллегами часто бывают очень эмоциональными , а их рабочая среда – хаотичной. [14]
Эффективный руководитель не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Различия между ними проводятся по многим позициями. Наиболее часто встречаемые отличия, выделенные Федосеевым В.Н. и Капустиным С.Н., приведены в таблице 2 :
Таблица 2 Отличие руководителя от лидера.
Руководитель |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действия |
Видение – основа действия |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решение в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
Залезник полагает, что для выживания и тем более для успеха компаниям необходимы и менеджеры, и лидеры. Современным компаниям все больше и больше требуется гибкость и способность к инновациям, поэтому они должны поощрять и воспитывать лидеров. Только компании, которые одновременно развивают и лидерские, и менеджерские качества, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке.
Другое различие, о
котором упоминают
Исходя из этого, представляется более обоснованной позиция авторов, которые приводят различие между руководителем и лидером по линии формального и неформального лидерства соответственно. Руководители делают так, как нужно; лидеры делают то, что нужно. Руководители заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно.
Исследования показывают,
что значительная группа руководителей
во многом обладает лидерскими качествами.
Однако обратный вариант встречается
в реальной жизни реже. Лидеров, способных
к руководству в области
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что эффективный топ-менеджер – это сочетание руководителя и лидера в одном человеке. И эффективное руководство всегда должно сопровождаться лидерством.
2.2 Лидерские качества и способы их формирования.
« Лидерство – это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали , будто сами хотят делать это», - говорил Дуайт Эйзенхауэр, известный военачальник и президент США, имея ввиду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. «Менеджмент – это искусство добиваться необходимого, а лидерство – искусство определять, чего необходимо добиться», - утверждал Питер Друкер, классик менеджмента, подразумевая различие между управлением в рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Эту же мысль подчеркивал предприниматель Росс Перо. Он считал, что «людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей надо вести за собой».
Изучение лидеров самых успешных корпораций позволяет говорить о нескольких качествах и характеристиках как ключевых для понимания лидерства. Автор выделяет следующие характеристики:
- Чувство перспективы – у лидеров очень развито это чувство, или, иначе говоря, видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как – хотя бы в принципе – достичь цели. Особенно ярко чувство перспективы проявляется у самых известных предпринимателей, таких как основатель Microsoft Билл Гейтс, создавший мировой стандарт программного обеспечения, Луис Герстнер, экс-президент IBM, который реструктуризировал компанию и основным направлением ее деятельности сделал оказание услуг.
- Страстность – одержимость своей целью, эмоциональная вовлеченность. Лидеры убеждены в правильности собственных действий и способны заражать этой убежденностью одержимостью не только своих сотрудников, но и потребителей и инвесторов. Нередко лидеры ощущают себя миссионерами. Яркий пример – основатели Dell Computers Майк Делл и интернет-магазина Amazon.com Джефф Безос. Они добивались, чтобы все внимание сотрудников их компаний было направлено не на технологии, как обычно бывает в высокотехнологичных фирмах, а на удовлетворение потребностей клиента.
- Убедительность – умение добиться своего, воздействовать на людей и, руководя ими, находить единственно верное соотношение между приказами и убеждением. Лидерство настолько же зависит от способности мотивировать сотрудников, как и от умения приказывать. В жизни любой компании бывают моменты, когда без приказов и вертикального контроля не обойтись ( например, если компания находится в кризисе), однако лидерство, основанное на мотивировании сотрудников и стимулировании инициативы снизу, как правило, оказывает более длительный и положительный эффект. В самых преуспевающих американских розничных сетях принцип вовлечения в принятие решений сотрудников разных уровней – неотъемлемая часть корпоративной философии. Хотя цели и задачи этих компаний формулируют руководители, менеджеры среднего и низшего звена поощряются к независимым действиям в заданных рамках.
- Настойчивость – никогда не сдаваться, в случае неудачи предпринимать новые попытки. Многие известные лидеры претерпели разного рода трудности на том или ином этапе своей карьеры, но успех в конце концов им принесла именно способность снова вставать на ноги после поражений. У большинства самых благополучных компаний, созданных за последние пятнадцать лет, было немало серьезных проблем на начальном этапе их деятельности, и из каждого кризиса они благополучно выходили лишь благодаря настойчивости своих лидеров. Но настойчивость нужна не только лидерам молодых компаний. Без нее невозможно преодолеть внутреннее сопротивление, переломить сложившиеся неэффективные традиции и заручиться поддержкой ключевых менеджеров и сотрудников при реорганизации крупных предприятий с многолетней историей.
- Терпение – умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги. Эта способность особенно важна при построении нового бизнеса или управлении быстрорастущей компанией, когда нужно выбрать правильную стратегию захвата рынка. Опыт показывает, что не всегда удается добиться цели с помощью масштабных единовременных инвестиций и наилучшей стратегией для предприятия может оказаться тщательная подготовка и пилотное тестирование новой бизнес-концепции. [9]
Имея представление о том, какие же качества в первую очередь необходимы для успешного лидера, необходимо понять, какие же есть методики для выработки в себе всех необходимых личных качеств.
Развитие лидерства – целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива.
Автор считает, что эти процедуры таковы.
1. Выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
2. Развитие индивидуальных,
интеллектуальных и