Развитие лидерских качеств руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

В наиболее успешных компаниях мира развитие лидерства означает систематическую деятельность, которой первые лица компании посвящают много времени. Для России это пока в новинку, хотя в большинстве своем российские организации достигли той стадии развития, на которой слабый лидерский потенциал становится препятствием к дальнейшему росту и повышению эффективности. Российским руководителям предстоит осознать важность широкого развития лидерства в современной трактовке этого понятия, проанализировать положение дел в своих организациях с точки зрения условий для выращивания талантливых и инициативных сотрудников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Подходы к изучению лидерства…………………………….…...4
1.1 Теория лидерских качеств…………………………………………..….4
1.2 Теория поведенческого подхода………………………………….……6
1.3 Ситуационный подход……………………………………………….…9
1.4 Подход с позиции личностных качеств………………………………11
Глава 2. Ключевые качества современного лидера и способы их формирования………………………………………………………….…...12
2.1 Соотношение понятий «лидер» и «руководитель»……………….…12
2.2 Лидерские качества и способы их формирования……………….…..15
Заключение…………………………………………………………….……21
Список использованной литературы…………………………………..….23

Файлы: 1 файл

псих дел.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

3. Обеспечение социальной  компетентности лидера и его  доброжелательности в отношениях  с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;

4. Приобретения умения  и навыков быстро и правильно  оценивать ситуацию, знать и учитывать  особенности, интересы, запросы и  ожидания всех членов группы. Без правильной оценки ситуации, своих сил и возможностей группы  успех групповой деятельности недостижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.

 Иерархические системы не соответствуют современным требованиям в условиях нарастающей конкуренции компаниям нужно становиться более гибкими. Командную систему нельзя просто усовершенствовать, ее надо заменить новой, на смены абсолютной власти должно придти лидерство компанией должна управлять целая сеть лидеров, которые работают на всех условиях организации. [11]

Самое расхожее определение  понятия «лидер» звучит примерно так: это человек, который ставит цель и способен привлечь других к ее достижению. Любой, кто хочет стать лидером, должен обладать определенными качествами и чертами характера. Но если данные от природы особенности характера изменить сложно, то качества имеют больше общего с навыками, и потому приобрести их легче. Многие ученые говорят о некоторых основных качествах настоящего лидера:

– Честность. Специалисты по лидерству считают, что честность важнейшая добродетель руководителя. Правду стоит говорить хотя бы потому, что это проще. Как учил экс–глава Du Pont Ричард Хекерт : "Если вы всегда говорите правду, вам не нужно запоминать все свои слова". Чесность во всем – хороший способ завоевать доверие внутри организации и за ее пределами.

 

– Сдержанность и непринужденность. Человек высокомерный, заносчивый и самовлюбленный не может быть лидером по определению. Но и застенчивым лидер быть не должен. Настоящие лидеры думают не о себе, а о компании и подчиненных, ведут себя неформально и непринужденно и поэтому формируют вокруг себя неформальную среду. Можно по-разному проявить сдержанность и неформальность, например не заводить себе шикарных кабинетов.

 

– Умение слушать. Оно может показаться не таким уж важным, но я много раз убеждалась в обратном, хотя большинство руководителей иерархических компаний не обладают этим умением. На совещании они прерывают подчиненных – второй раз эти люди скорее всего не захотят выступать, каким бы важным ни был вопрос. Такие руководители настолько не умеют слушать, что превращаются в глазах подчиненных в лидеров, просто перестав говорить и начав слушать. Сотрудники такие метаморфозы воспринимают хорошо, а сами начальники поражаются тому, как много важного узнают.

 

– Восприимчивость. Всемогущий начальник сидит наверху и редко спускается вниз. С ним не спорят, ему не задают "лишних" вопросов и стараются не расстраивать плохими новостями. Так руководитель становится самоуверенным и самодостаточным, теряет восприимчивость. В результате страдает качество принятия решений. Восприимчивый лидер лучше информирован, у него более продуктивные отношения с коллегами и подчиненными. Он никогда не говорит "нет" сразу, а оставляет себе время на размышление и, каким бы ни было его решение, не забывает сообщить о нем тем, кого оно касается.

– Умение войти в положение другого. Чтобы убеждать других, нужно знать, что они думают. Конечно, сотрудники не будут все время откровенничать с начальником, но он может развить в себе способность чувствовать, что происходит с ними. Нужно лишь проявлять тактичность, чуткость и быть осторожным в выражениях.

 

– Инициативность. Это важнейшее качество любого лидера легко развить в себе. Просто не тяните время: подумайте, трезво оцените ситуацию и начинайте действовать. Известно, что иерархические системы подавляют инициативу, особенно на ее нижних уровнях. Но если компанией управляют лидеры, они не упустят новые возможности и реализуют их. Наравне с руководителями здесь могут проявлять инициативу и рядовые сотрудники. А ведь именно от этого зависит конкурентоспособность компании.

 

– Умение мотивировать. Сегодня мотивация слишком часто сводится к характерным для командно-административной системы денежным стимулам или обещаниям повышения по службе. Но с компаниях, основанных на лидерстве, люди гораздо больше мотивированны результатами своего труда, ощущением, что они вносят вклад в развитие компании, что их адекватно оценивают и уважают. Кроме того, в таких компаниях сами сотрудники часто заинтересованы в улучшении финансовых результатов компании, поэтому финансовые стимулы работают лучше. [12]

В настоящее время  большинство руководителей понимают значение лидерства в управлении и стремятся к развитию лидерских  качеств. Чтобы развить навыки лидерства, необходимо иметь представление о том, что такое лидерство и почему лидерство так важно сегодня.

 Кроме того, необходимо оценить собственные личностные характеристики и определить, над развитием каких лидерских качеств следует целенаправленно работать.

Современный рынок услуг  предлагает различные программы  по обучению и развитию навыкам лидерства.

Рассмотрим вкратце самые распространенные подходы.

1. Программы, обещающие  достижения личностного роста.  Такие программы помогут вам  найти самих себя, вдохновят вас,  создадут мотивацию.

2. Программы, предлагающие  развитие навыков и умений. Такие  программы обучают вас различным аспектам “обхождения с людьми”, включая управление изменениями в жизни, создание команды, разрешение конфликтов, навыки ведения переговоров, этические вопросы, деятельность в качестве наставника, эффективное управление временем, методы ведения собраний и заседаний и т.д. Программы эти различаются по продолжительности и по стоимости участия в них – от программ на несколько дней по всем темам сразу до однодневных семинаров, каждый из которых посвящен одной из тем. В рамках таких программ используется большое количество стратегий и средств обучения, например, ролевые игры, видео, компьютерные имитационные игры, классные и внеклассные упражнения, обсуждения, групповые взаимодействия и т.д.

3. Программы, распространяющие  понимание концептуальных вопросов. В рамках этих программ можно познакомиться с различными теориями и моделями лидерства.

Руководителям высшего  звена рекомендуется обеспечить свое периодическое участие в  программах обучения лидерству, чтобы  понять, как им удалось изменить свое поведение, как это отражается на эффективности их действий, а так же для разработки плана постоянного улучшения своего поведения.

Выводами для руководителя в плане нахождения и разработки хороших программ по развитию лидерства  является следующее:

- Необходимо объединить все три подхода;

- Поддержка должна  оказываться с самого верха;

- Надо выйти за рамки  “одноразовой” программы;

- Необходимо привлекать  персональных инструкторов;

- Всегда нужно быть  терпеливым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В моей работе была изучена проблема лидерства и руководства в менеджменте: рассмотрены понятия и сущность лидерства, определены лидерские способности руководителя организации, и даны рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Лидерство это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Человеческий фактор на любом предприятии, находящемся в любом состоянии, играет решающую роль. Поэтому желательно, чтобы руководитель организации сочетал в себе не только административные, но и лидерские качества, умел находить подход к своим подчиненным.

Существует несколько  подходов к теории лидерства. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт это: уовень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения.

Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Но это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Новые подходы концентрируют  свое внимание на способности лидера создать новое видение решения  проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.

Для грамотного руководства  современному менеджеру важно исходить из системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в ней.

Также было определено что  выраженность лидерских качеств  влияет на стиль управления предприятием.

Потребность в лидере наиболее остро ощущается в сложных  критических ситуациях. Многие известные  компании, такие как Samsung,  MacDonald’s, Apple выжили и сумели преодолеть кризисные ситуации благодаря тому, что их возглавляли сильные лидеры.

И сейчас, в условиях мирового кризиса, который и нас не обошел стороной, российским руководителям  как никогда потребуется в  полной мере проявить  свой лидерский потенциал.

Быстро изменяющаяся внешняя среда требует от компаний  гибкости и инновативности – старые, консервативные методы управления теряют актуальность. От руководителя ждут инициации  изменений, а также способности  рисковать, воодушевлять сотрудников и принимать решения в ситуации неопределенности, то есть тех действий, которые будут характеризовать его, прежде всего, как лидера.

Я считаю, что практически  каждый человек, имея некоторые задатки,  может развить в себе лидерские  качества. Первый шаг к этому – желание! А далее кропотливый труд и упорное продвижение к желаемому образу помогает человеку превзойти прирожденного лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная  психология. – М., 2003- 363 с.

2. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник.- М.: Финпресс, 2006- 280с.

3. Виханский О.С., Наумов  А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2006-670с.

4. Забелин П.В. и  др. Предпринимательский менеджмент.- М.: Приор,2007-128с.

5. Карнеги Д. Как  выработать уверенность в себе…-М.,2006-238с.

6. Карташова Л.В., Наумов  А.И., Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие/ С.-Петербург,  гос. ун-т экономики и финансов.–СПб,2007-208с.

7. Коттер Дж.П. Лидерство Мацуситы. – М.:2004-308с.

8. Кричевчкий Р.Л. Если вы руководитель…Элементы психологии в современной работе. – М., 2003-384с.

9. Ленайзен Эберхард. Развитие лидерства: российский контекст/ М., 2004-412с.

10. Мескон М. и др. Основы менеджмента. – М.: Дело,2007-542с.

11. Олдкорн Р. Основы менеджмента. –М.: Финпресс,2006-272с.

12. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. Научный редактор А.А. Радугин. М., 1997-432с.

13. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. М.,2002-496с.

14. ФедосеевВ.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М.,2003 -376с.

15. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова.-М.,2004-280с.

 


Информация о работе Развитие лидерских качеств руководителя