Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задача:
Рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства.
Выборки: проводилось исследование в 10 А классе школы № 5 города Орла Орловской области. В исследовании приняло участие 18 человек, из которых 14 девочек и 4 мальчика в возрасте 15 – 16 лет.
Введение……………………………………………………….3
1. ЛИДЕРСТВО В ГРУППЕ……………………………….....4
1.1 О сущности лидерства……………………………………… 4
1.2 Функции лидера ……………………………………………...9
1.3 Лидеры и стиль их деятельности……………………….......13
1.4 Лидерство и руководство в малых группах……………..... 18
1.5 Лидерство и пол......................................................................19
1.6 Теории лидерства ……………………………….….............. 21
1.7 Психологическая структура школьного класса……………27
1.7.1 Возрастные аспекты социально-психологической
структуры класса..................................................................35
1.8 Выводы к главе 1………………………………………….....37
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА У ШКОЛЬНИКОВ...........39
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК
ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………......39
2.2 Исследование методикой диагностики лидерских способностей
(Жариков Е., Крушельницкий Е.)……………………………….40
2.3 Выводы по главе 2……………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА:
«Развитие лидерских способностей у школьников старших классов»
Содержание
Введение……………………………………………………….
1. ЛИДЕРСТВО В ГРУППЕ……………………………….....4
1.1 О сущности лидерства…………………………
1.2 Функции лидера ………………………………………
1.3 Лидеры и стиль
их деятельности………………………......
1.4 Лидерство и руководство в малых группах……………..... 18
1.5 Лидерство и пол..............
1.6 Теории лидерства ……………………………….….............. 21
1.7 Психологическая структура школьного класса……………27
1.7.1 Возрастные аспекты социально-психологической
структуры класса..............
1.8 Выводы к главе 1………………………………………….....37
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА У ШКОЛЬНИКОВ...........39
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК
ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………......39
2.2 Исследование методикой
диагностики лидерских
(Жариков Е., Крушельницкий Е.)……………………………….40
2.3 Выводы по главе 2……………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.
Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.
Можем ли мы сами управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и делания или же нам придется все время за кем-то идти?
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, надежных средств в диагностике и развитии лидерских качеств по-прежнему недостаточно.
Актуальность и практическая
значимость обусловила выбор темы:
«Развитие лидерских
Объект исследования: лидерство.
Предмет исследования: лидерство в школьном коллективе (классе).
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задача:
Рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства.
Выборки: проводилось исследование в 10 А классе школы № 5 города Орла Орловской области. В исследовании приняло участие 18 человек, из которых 14 девочек и 4 мальчика в возрасте 15 – 16 лет.
Методы исследования: тестирование.
Методики: Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
1. ЛИДЕРСТВО В ГРУППЕ
1.1 О сущности лидерства
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной
жизни, лидера, как центральную,
наиболее авторитетную фигуру
в конкретной группе лиц,
Термин «лидер» имеет два значения:
- индивид, обладающий
наиболее ярко выраженными,
- лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и, прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
Четкость выделения
лидирующих позиций зависит от
типа общности, составляющей систему,
ее взаимоотношений с окружающе
Лидерство и групповая динамика.
По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.
Вся жизнь человека протекает
в социальном контексте, он живет
и действует в составе
Личность лидера и
стиль его поведения как
Изучая социальное поведение людей, можно понять динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп.
Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение.
Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, даже среди случайных соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей.
Но, несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:
- можно путем опроса
членов группы выяснить, кому
они отдают предпочтение как
наиболее влиятельному лицу в
выборе направлений
- можно попросить сторонних наблюдателей (или специально приглашенных консультантов) назвать тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную частоту успешных актов влияния одних членов группы на других (метод наблюдения).
Общим критерием этих двух методов выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально мы можем определить лидеров как лиц, оказывающих влияние на деятельность группы.
Однако простота и очевидность этого определения обманчивы. Существуют, по крайней мере, три важных следствия такой формулировки, мимо которых обычно проходят при изучении проблемы лидерства.
Во-первых, принимая это определение, мы допускаем, что все члены группы в какой-то мере лидеры, поскольку каждый участник в известной степени и в каком-то отношении даже помимо своей воли влияет на действия других членов группы. Поэтому нужно учесть, что лидерство является количественной переменной, а не наличием (или отсутствием) определенного качества. Правильнее было бы говорить не о наличии, а об объеме способности (потенциала) к руководству у каждого члена группы, не разделяя их фатально на лидеров и последователей.
Итак, тех членов группы, которые в существенной степени влияют на деятельность группы, можно (хотя и несколько произвольно, т.к. они отличаются только суммой влияния) назвать лидерами.
Вторым следствием является то обстоятельство, что проявление лидерства есть акт взаимодействия между личностями: не только лидер влияет на последователя, но и последователь влияет на лидера.
Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками (ценностными ориентациями) членов группы. Исследования показали, что в группах с преобладанием тенденций к равноправию лидер более демократичен; напротив, в группах, где придается значение сильной власти, лидер может стать полновластным диктатором.
В-третьих, мы должны учитывать разницу между лидером, как лицом, имеющим значительный объем влияния, и официальным руководителем коллектива, чье влияние иногда может быть значительно меньшим. Другими словами, не все формальные руководители являются фактическими лидерами.
Приняв во внимание перечисленные общие соображения, можно приступить собственно к социально-психологическому анализу проблемы лидера и лидерства.
Возникновение лидерства. Основную мысль можно сформулировать следующим образом: возникновение лидерства (неформального руководства) и его функций в группе определяются структурой, положением и задачами группы.
Мы уже отмечали, что лидеры благодаря своей центральной позиции играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы.
Теперь рассмотрим вторую сторону взаимодействия «лидер — группа», поскольку именно структура, положение и задачи группы обусловливают обстоятельства возникновения лидерства и цели, которым оно служит.
В большинстве случаев,
как мы указывали, влияние в группе
имеет тенденцию
Естественно, история концентрации лидерства в каждой группе протекает по-разному. Здесь будут намечены некоторые отправные точки и основные события роста и функционирования группы, а также те значимые характеристики ее членов, которые способствуют концентрации лидерства и обусловливают отличительные черты этого процесса.
Лидеры и ранговая иерархия группы. В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы.
На верхней ступени иерархической лестницы оказывается первостепенный лидер, посередине располагаются лидеры второго и третьего уровней и на нижних ступенях находятся последователи.
Информация о работе Развитие лидерских способностей у школьников старших классов