Развитие лидерских способностей у школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задача:
Рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства.
Выборки: проводилось исследование в 10 А классе школы № 5 города Орла Орловской области. В исследовании приняло участие 18 человек, из которых 14 девочек и 4 мальчика в возрасте 15 – 16 лет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3

1. ЛИДЕРСТВО В ГРУППЕ……………………………….....4
1.1 О сущности лидерства……………………………………… 4
1.2 Функции лидера ……………………………………………...9
1.3 Лидеры и стиль их деятельности……………………….......13
1.4 Лидерство и руководство в малых группах……………..... 18
1.5 Лидерство и пол......................................................................19
1.6 Теории лидерства ……………………………….….............. 21
1.7 Психологическая структура школьного класса……………27
1.7.1 Возрастные аспекты социально-психологической
структуры класса..................................................................35
1.8 Выводы к главе 1………………………………………….....37

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА У ШКОЛЬНИКОВ...........39
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК
ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………......39
2.2 Исследование методикой диагностики лидерских способностей
(Жариков Е., Крушельницкий Е.)……………………………….40
2.3 Выводы по главе 2……………………………………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)
  • - Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.
  • - Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
  • - Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
  • - Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

 

2.2 Исследование  методикой диагностики лидерских  способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)

 

 

В процентах:

 

 

 

 

 

Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

 

№ исследуемого п/п

Сумма балов

Уровень выраженности лидерских  способностей

1

27

2

2

26

2

3

25

1

4

30

2

5

30

2

6

30

2

7

21

1

8

32

2

9

31

2

10

25

1

11

25

1

12

28

2

13

35

2

14

24

1

15

34

2

16

19

1

17

25

1

18

29

2


 

Примечания:

1 – качества лидера  выражены слабо.

2 – качества лидера  выражены средне.

3 – лидерские качества выражены сильно.

4 – данный человек  как лидер склонен к диктату

 

Аналитические данные исследования данной методикой заключаются в  следующем (рис. 1, таблица 1):

38,9 % исследованных имеют  слабовыраженные лидерские способности.

61,1% человек имеют средний уровень выраженности лидерских способностей, что говорит средней выраженности лидерских качеств.

 

Таблица 2.  Процентное соотношение уровней лидерских качеств у мальчиков и девочек.

 

Пол

Кол-во

Слабый уровень  лидерских способностей (%, чел.)

Средний уровень лидерских способностей (%, чел.)

Жен.

14

35,7 (5)

64,3 (9)

Муж.

4

50 (2)

50 (2)


 

 

2.3 Выводы по  главе 2

 

Исходя из проделанной  работы, можно сделать вывод о  том, что выявлены люди с наибольшими  склонностями к лидерству, обладающие высокими коммуникативно-организаторскими способностями и люди с наименьшими склонностями к лидерству, обладающие невысокими коммуникативно-организаторскими способностями. Так же выявлены люди со средним уровнем развития лидерских и коммуникативно-организаторских способностей. Каждый из этих людей имеет наличие своего стиля руководства, стиля лидерства.

В практической части  данной курсовой работы рассматриваются  особенности видения лидерских  качеств в зависимости от пола испытуемого и пола человека, который  должен обладать определенными качествами. Так как выше было нами рассмотрено, что обладание различными лидерскими качествами не всегда является гарантом для выявления личности как лидера,  в данной работе мы убедились: представления о лидерских качествах мужчин и женщин различны в зависимости от половой принадлежности анкетируемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При характеристике процессов, связанных с образованием малых  групп, будет иметься в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа (например, создается новый отдел в учреждении). В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Лидерство - сложный социально-психологический  процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

"Формальное" лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.

Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.

Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать  ряд реалистических шагов для  достижения этой конечной цели. Эти  цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.

Для развития индивида как  личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Г.М. Андреева Социальная психология [Электронный ресурс] // http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm, М.: Наука, 1994
  2. Анализ основных направлений исследования лидерства [Электронный ресурс]: http://heatpsy.narod.ru/04/zlider2.html
  3. Ю.Н. Емельянов. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,1971 [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/lider3.htm
  4. http://vsetesti.ru
  5. Ж.А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2002 [Электронный ресурс]: www.psyworld.ru/students/texts/liderstvo.html
  6. http://www.psycholines.narod.ru/KOS.html
  7. Психологическая структура школьного класса [Электронный ресурс]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/89.html
  8. Возрастные аспекты социально-психологичгеской структуры класса [Электронный ресурс]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/90.html
  9. Управление персоналом. Словарь-справочник [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/personal/personal17-07.htm
  10. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // http://psyfactor.org/moreno.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

Приложение 1. Методика исследования.

          Тестовый материал:

  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

А. да;

Б. нет.

  1. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение, чем вы?

А. да;

Б. нет.

  1. Находясь на собрании людей, равных вам по положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже если это необходимо?

А. да;

Б. нет.

  1. Нравится ли вам быть лидером среди сверстников?

А. да;

Б. нет.

  1. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо в чем-либо?

А. да;

Б. нет.

  1. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

А. да;

Б. нет.

  1. Согласны ли вы с утверждением: « Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей?»

А. да;

Б. нет.

  1. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу активность?

А. да;

Б. нет.

  1. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

А. да;

Б. нет.

  1. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

А. да;

Б. нет.

  1. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

А. да;

Б. нет.

  1. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное впечатление?

А. да;

Б. нет.

  1. Считаете ли вы себя мечтателем?

А. да;

Б. нет.

  1. Теряетесь ли вы, если люди окружающие вас, выражают несогласие с вами?

А. да;

Б. нет.

  1. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

А. да;

Б. нет.

  1. Если то, что вы наметили не дало ожидаемых результатов, то вы:

А. будете рады, если ответственность  за это дело возложат на кого-нибудь другого;

Б. возьмете на себя ответственность  и доведете дело до конца.

  1. Какое из двух мнений вам ближе?

А. настоящих руководитель должен сам делать то дело, которым  он руководит, и лично участвовать  в нем;

Б. настоящих руководитель должен уметь только руководить другими и не обязательно делать дело сам.

  1. С кем вы предпочитаете работать?

А. с покорными людьми;

Б. с независимыми и  самостоятельными людьми.

  1. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

А. да;

Б. нет.

  1. Часто ли вы сталкиваетесь с властью ваших родителей?

А. да;

Б. нет.

      21. Умеете  ли вы в дискуссии привлечь  на свою сторону тех, кто  раньше был с вами не согласен?

А. да;

Б. нет.

  1. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу, вы потеряли дорогу. Приближается вечер и надо принимать решение. Как вы поступите?

А. предоставите принятие решения более компетентному  из вас;

Б. просто ничего не будете делать, рассчитывая на других.

  1. Есть такая пословица: « Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

А. да;

Б. нет.

  1. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

А. да;

Б. нет.

  1. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

А. да;

Б. нет.

  1. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

А. самый компетентный человек;

Б. тот, у кого самый  сильный характер.

  1. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

А. да;

Б. нет.

  1. Уважаете ли вы дисциплину?

А. да;

Б. нет.

  1. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

А. тот, который все решает сам;

Б. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнению других.

  1. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы?

А. коллегиальный;

Б. авторитарный.

  1. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

А. да;

Б. нет.

  1. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

А. человек с громким  голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

Информация о работе Развитие лидерских способностей у школьников старших классов