Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задача:
Рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства.
Выборки: проводилось исследование в 10 А классе школы № 5 города Орла Орловской области. В исследовании приняло участие 18 человек, из которых 14 девочек и 4 мальчика в возрасте 15 – 16 лет.
Введение……………………………………………………….3
1. ЛИДЕРСТВО В ГРУППЕ……………………………….....4
1.1 О сущности лидерства……………………………………… 4
1.2 Функции лидера ……………………………………………...9
1.3 Лидеры и стиль их деятельности……………………….......13
1.4 Лидерство и руководство в малых группах……………..... 18
1.5 Лидерство и пол......................................................................19
1.6 Теории лидерства ……………………………….….............. 21
1.7 Психологическая структура школьного класса……………27
1.7.1 Возрастные аспекты социально-психологической
структуры класса..................................................................35
1.8 Выводы к главе 1………………………………………….....37
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА У ШКОЛЬНИКОВ...........39
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК
ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………......39
2.2 Исследование методикой диагностики лидерских способностей
(Жариков Е., Крушельницкий Е.)……………………………….40
2.3 Выводы по главе 2……………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................
2.2 Исследование
методикой диагностики
В процентах:
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»
№ исследуемого п/п |
Сумма балов |
Уровень выраженности лидерских способностей |
1 |
27 |
2 |
2 |
26 |
2 |
3 |
25 |
1 |
4 |
30 |
2 |
5 |
30 |
2 |
6 |
30 |
2 |
7 |
21 |
1 |
8 |
32 |
2 |
9 |
31 |
2 |
10 |
25 |
1 |
11 |
25 |
1 |
12 |
28 |
2 |
13 |
35 |
2 |
14 |
24 |
1 |
15 |
34 |
2 |
16 |
19 |
1 |
17 |
25 |
1 |
18 |
29 |
2 |
Примечания:
1 – качества лидера выражены слабо.
2 – качества лидера выражены средне.
3 – лидерские качества выражены сильно.
4 – данный человек как лидер склонен к диктату
Аналитические данные исследования данной методикой заключаются в следующем (рис. 1, таблица 1):
38,9 % исследованных имеют
слабовыраженные лидерские
61,1% человек имеют средний уровень выраженности лидерских способностей, что говорит средней выраженности лидерских качеств.
Таблица 2. Процентное соотношение уровней лидерских качеств у мальчиков и девочек.
Пол |
Кол-во |
Слабый уровень лидерских способностей (%, чел.) |
Средний уровень лидерских способностей (%, чел.) |
Жен. |
14 |
35,7 (5) |
64,3 (9) |
Муж. |
4 |
50 (2) |
50 (2) |
2.3 Выводы по главе 2
Исходя из проделанной
работы, можно сделать вывод о
том, что выявлены люди с наибольшими
склонностями к лидерству, обладающие
высокими коммуникативно-
В практической части данной курсовой работы рассматриваются особенности видения лидерских качеств в зависимости от пола испытуемого и пола человека, который должен обладать определенными качествами. Так как выше было нами рассмотрено, что обладание различными лидерскими качествами не всегда является гарантом для выявления личности как лидера, в данной работе мы убедились: представления о лидерских качествах мужчин и женщин различны в зависимости от половой принадлежности анкетируемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будет иметься в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа (например, создается новый отдел в учреждении). В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.
Лидерство - сложный социально-
Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.
"Формальное" лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.
Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.
Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.
Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения:
Приложение 1. Методика исследования.
Тестовый материал:
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
Б. возьмете на себя ответственность и доведете дело до конца.
А. настоящих руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
Б. настоящих руководитель должен уметь только руководить другими и не обязательно делать дело сам.
А. с покорными людьми;
Б. с независимыми и самостоятельными людьми.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А. да;
Б. нет.
А. предоставите принятие решения более компетентному из вас;
Б. просто ничего не будете делать, рассчитывая на других.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. самый компетентный человек;
Б. тот, у кого самый сильный характер.
А. да;
Б. нет.
А. да;
Б. нет.
А. тот, который все решает сам;
Б. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнению других.
А. коллегиальный;
Б. авторитарный.
А. да;
Б. нет.
А. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
Информация о работе Развитие лидерских способностей у школьников старших классов