Развитие лидерских способностей у школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задача:
Рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства.
Выборки: проводилось исследование в 10 А классе школы № 5 города Орла Орловской области. В исследовании приняло участие 18 человек, из которых 14 девочек и 4 мальчика в возрасте 15 – 16 лет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3

1. ЛИДЕРСТВО В ГРУППЕ……………………………….....4
1.1 О сущности лидерства……………………………………… 4
1.2 Функции лидера ……………………………………………...9
1.3 Лидеры и стиль их деятельности……………………….......13
1.4 Лидерство и руководство в малых группах……………..... 18
1.5 Лидерство и пол......................................................................19
1.6 Теории лидерства ……………………………….….............. 21
1.7 Психологическая структура школьного класса……………27
1.7.1 Возрастные аспекты социально-психологической
структуры класса..................................................................35
1.8 Выводы к главе 1………………………………………….....37

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА У ШКОЛЬНИКОВ...........39
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК
ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………......39
2.2 Исследование методикой диагностики лидерских способностей
(Жариков Е., Крушельницкий Е.)……………………………….40
2.3 Выводы по главе 2……………………………………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

В своей книге Карделл подразделяет первую главу на три части, которые  объясняют нам в результате чего у нас появились те или иные «разъединенности» и как они влияют на зарождение лидерства.

 Если вы даже не собирались  использовать теорию Фрэнка Карделла, то всё равно каждому из  нас будет полезно почитать, как  можно изменить свои черты  характера и привычки.

 А. Низкая самооценка и  отсутствие уважения к самому себе. Соединитель: Недостаток уважения к себе порождает и поддерживает низкую самооценку. Чтобы поднять самооценку, человек должен иметь сильное и глубокое уважение к самому себе, к другим и к жизни. Если нас этому не учили или мы не научили этому сами себя, мы должны начать создавать основу для этого уважения. Для этого нужно, прежде всего, задать самому себе вопрос: «Что в этой жизни является для меня самой главной ценностью?» и начать с этого.

 Б. Чрезмерная склонность  к обману, отговоркам и оправданиям. Соединитель: Отговорки и оправдания являются формами обмана самого себя (и других). Мы говорим неправду тогда, когда испытываем страх перед тем, что может произойти с нами, если мы скажем правду. Мы научились этому с детства. Изменить это можно, только рискнув и начав быть правдивыми. А затем необходимо взяться за воспитание живущего внутри нас маленького мальчика или девочки и научить их вновь быть честными.

 В. Внутренние картины в  сознании, удерживающие нас на  месте. Соединитель: Каждый из нас в прошлом пережил сложные и болезненные моменты, с которыми было трудно справиться и трудно понять. Эти ситуации повергли нас в состояние шока, и в результате мы до сих пор продолжаем мысленно проживать это событие вновь и вновь. Чтобы избавиться от этого, мы должны стать режиссерами собственных драм из прошлого, уволить предыдущих авторов сценария и актеров, найти новых и создать новый фильм.

 Г. Нежелание простить и  отпустить. 

 Соединитель: Когда мы прощаем,  мы избавляем себя от ненужной боли и чувства вины. Если мы этого не делаем, мы продолжаем проживать один и тот же сюжет, каждый раз, испытывая ту же самую боль и вину. Прощение позволяет нам увидеть ситуацию в целом, а не только со своей точки зрения, которая оказывается всего лишь частью общей картины.

 Д. Недостаточное использование  своего воображения 

 Соединитель: Воображение может  стать нашим могущественным инструментом, когда мы творим, мечтаем, устанавливаем  себе цели, предвидим и даже  исцеляем. Оно также может стать  сильным оружием, которое заблокирует все эти возможности и создаст иллюзии, за которыми мы последуем и воспримем как реальность. От нас самих зависит, используем ли мы свое воображение как инструмент или как оружие.

 Е. Пренебрежение по отношению  к своему творческому потенциалу. Соединитель: Творчество - это дар, полученный нами от жизни. Это величайший и активнейший источник. Если мы не знаем его, не умеем уважать его и заботиться о нем, мы, в свою очередь, попусту растрачиваем и теряем его.

 Ж. Потребность быть всегда правым.

 Соединитель: Никто не бывает  всегда прав. Большинство из нас,  в лучшем случае, бывают правы  иногда. Важно понимать, когда мы  ошибаемся, и уметь признавать  и принимать свою ошибку.

 З. Слабые коммуникативные  способности - неумение слушать  и говорить.

 Соединитель: Если половину  того времени, что мы тратим  на то, чтобы говорить, мы употребим  на то, чтобы слушать, мы все  станем лучше как собеседники.  Когда мы слушаем, мы не только  лучше понимаем то, что говора  другие, но также учимся прислушиваться к тому, что говорим сами.

 И. Неспособность примириться  со своими страхами.

 Соединитель: Страх - всего  лишь инструмент. Он также может  стать нашим учителем и союзником,  помогающим нам вырасти. Страх  – антипод мужества. Если бы  не было страха, не было бы и мужества, а также ничего, что заставляло бы нас идти вперед и меняться. Страх может защищать нас, однако, если мы слишком долго прячемся за его спиной, мы становимся его пленниками.

 К. Отсутствие ясных целей. 

 Соединитель: Для того, чтобы  иметь ясные цели, необходимо знать следующие вещи:

1) Следует знать, чего мы хотим. 2) Следует знать, как этого  достичь. 3) Следует знать, какие  навыки и ресурсы для этого  требуются. Без всего этого  у нас не будет ясности жизненных  целей.

 Л. Недостаток обязательности

 Соединитель: Помните - мы  получаем от жизни ровно столько,  сколько желаем отдать ей. Не  больше и не меньше.

 М. Боязнь риска

 Соединитель: Если мы не  рискуем, мы не развиваемся  и не растем. Если мы не рискуем,  мы привыкаем всегда действовать  одинаково, медленно впадаем в сон и умираем. Риск поддерживает в нас жизнь.

 Н. Неспособность принять  ответственность за свою жизнь

 Соединитель: За «не могу»  скрывается «не буду». Взрослеть  отказывается наша внутренняя  детская часть. Она продолжает  цепляться за инфантильное представление о том, что всегда найдется кто-нибудь, кто сможет о нас позаботиться. Проблема заключается в том, что мы откладываем на потом процесс, пройти через который должен каждый из нас. Рано или поздно, но взрослеть придется. В наших же интересах - повзрослеть раньше.

 О. Потеря надежды

 Соединитель: Не имея надежды,  мы не можем мечтать. Не имея  надежды, мы не можем смотреть  в завтрашний день. Если нет  надежды, в жизни нет цели  и смысла. Если нет надежды,  мы теряем связь со своей  радостью.

 П. Недостаток мужества.

 Соединитель: Мужество связывает  нас с нашей силой и волей  к жизни. Мужество стимулирует  нашу потребность в экспрессии, поиске, побуждает нас рисковать  и двигаться за пределы того, что нам преподносили как истину. Не имея доступа к мужеству, мы остаемся ограниченными и потерянными среди созданных нами страхов.

 Р. Неумение фантазировать  и мечтать

 Соединитель: Наша мечта и  фантазия связаны с глубочайшими  движениями эволюционных циклов. Эти инструменты работают рука  об руку, направляя нас в русло динамических и созидательных жизненных ритмов, в движении и развитии которых принимаем участие мы все.

 С. Отсутствие любви к себе

Соединитель: Чтобы полюбить себя, мы должны, во-первых, обрести интерес  и любопытство по отношению к  себе. К тому, что и как мы делаем. К своим чертам характера и возможностям. Во-вторых, мы должны стать своим собственным другом и научиться уважению и лояльности. Следующим шагом будет любовь к себе.

 Т. Тщеславие

 Соединитель: Подлинная гордость  заключается в том, чтобы знать себя и верить в себя. Тщеславие, в действительности, - всего лишь маска, за которой мы скрываем отсутствие в себе тех качеств, которые мы хотели бы иметь, но не особенно потрудились, чтобы развить их. Подлинная гордость возникает тогда, когда можем быть собой, такими, какие мы есть, и делаем это с уверенностью.

 В психологической литературе  зачастую отмечается, что руководитель, будучи тесно связан с официальной  организацией группы, может справиться  с ее руководством только в  том случае, если члены группы будут воспринимать его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим фактором процесса руководства). Учитывая, что деятельность руководителя шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность руководства зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров, а они поддерживают его. Искусство руководства—это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т. е. укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, умело, используя и направляя в нужное русло межличностные связи и отношения (Н. С. Жеребова).

В психологии малой группы принято выделять две основные структуры  отношений в коллективе: формальную (официальную) и неформальную (неофициальную). Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей формальной структурой будет то штатное расписание, которое существует в школе. Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности, которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.

Неформальная структура  — это стихийно возникающая в  процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура  может быть чисто эмоциональной, т.е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в приблизительно равной степени значимы, то в детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением группы, а формируется постепенно.

Разберемся более подробно с неформальной структурой отношений. Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: звезды, предпочитаемые (или популярные), отвергаемые и изолированные. Расшифруем суть этих категорий на материале школьного класса. Звезды — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников. Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта широта может сильно отличаться в разных классах). Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками. И, наконец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Итак, для оценки положения  ребенка в классе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его  к одной из выделенных четырех  категорий. Если ученик обладает статусом звезды или предпочитаемого в  классе, то можно быть уверенным, что особых проблем с одноклассниками у него нет. В случае если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с товарищами, что неизбежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному переживаться ребенком, однако можно с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ученика.

Для характеристики отношений  в классе существенно и определение статуса каждого ученика, а также и общей статусной структуры, т.е. сколько в коллективе неблагополучных детей (отвергаемых товарищами или же живущих изолированно от них), сколько звезд и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных. Необходимо отметить, что существуют серьезные возрастные различия в характере отношений между учащимися в разных классах.

Специального внимания требует вопрос о позиции лидера школьного класса. Сначала разведем понятия ЛИДЕР и ЗВЕЗДА, которые  довольно часто смешивают между собой. Звезда — это такой член класса, который является наиболее привлекательным для всех одноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступающие в контакт с другими людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость и удовольствие. Т.е. звезда относится к эмоциональной сфере отношений, сфере симпатий и антипатий между ребятами. Феномен лидерства более сложный и глубокий. Если звезды общения возникают почти сразу после образования класса, лидер выдвигается значительно позже и представляет собой результат групповой динамики, накопления опыта совместных дел и опыта отношений.

Итак, что же такое  лидер? Социально-психологический лидер  — это такой член группы, который  обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллектива. Звезду в классе очень легко вычислить, при первом знакомстве с классом почти сразу же выделяются ребята, к которым тянется большинство. Однако они совсем не обязательно обладают значительным влиянием, чаще это совсем не так. Увидеть же, кто определяет решения в классе, бывает непросто. При внешнем наблюдении взрослые часто ошибаются при оценке влиятельности ребят в среде сверстников. Главная причина этих ошибок состоит в том, что педагоги (или другие взрослые) часто подменяют мнение ребят своим собственным, а критерии оценки у одноклассников и их учителей, как правило, сильно расходятся.

Наличие лидера в классе может существенно облегчить  учителю взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его. Если воздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным. С другой стороны, если учитель идет против лидера, пытается дискредитировать его или же конкурировать с ним, то положение резко усложнится. В последнем случае педагог столкнется не с одним или другим учеником, а с классом как единым целым, у ребят возникнет ощущение посягательства на их класс, на ценности, которые имеют для них важное значение (в противном случае лидера в классе просто бы не было).

Информация о работе Развитие лидерских способностей у школьников старших классов