Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:48, реферат
Проблема соотношения игры с обучением и развитием - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.
Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.
Введение.
1. Сенсорно-перцептивное развитие личности.
1.1. Особенности сенсорно-перцептивной организации человека.
1.2. Ощущение.
1.3. Восприятие как основное составляющее сенсорно-перцептивного развития.
2. Развитие младшего возраста.
2.1. Проблемы учащихся младших классов, оказывающие влияние на их сенсорно-перцептивное развитие.
2.2. Роль и место игры в учебной деятельности.
2.3. Виды и содержание игровой деятельности.
2.4. Анализ игровой деятельности.
Заключение.
Список использованной литературы.
Оглавление :
Введение.
1. Сенсорно-перцептивное развитие личности.
1.1. Особенности сенсорно-перцептивной организации человека.
1.2. Ощущение.
1.3. Восприятие как основное составляющее сенсорно-перцептивного развития.
2. Развитие младшего возраста.
2.1. Проблемы учащихся младших классов, оказывающие влияние на их сенсорно-перцептивное развитие.
2.2. Роль и место игры в учебной деятельности.
2.3. Виды и содержание игровой деятельности.
2.4. Анализ игровой деятельности.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Проблема соотношения игры с обучением и развитием - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.
Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.
Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.
"Игра является
ведущей деятельностью лишь в д
Необходимо отметить, что и та, и другая позиции весьма уязвимы. Так, например, отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении младших школьников помогает выстроить единую линию обучения и развития в детском онтогенезе. В то же время широко известны факты, когда игра не помогает младшим школьникам обучаться, а, наоборот, уводит их от учебных задач. Учителя, работающие в начальной школе, хорошо знают, что часто игрушки, находящиеся в классном помещении, отвлекают детей от урока и мешают им сосредоточиться на индивидуальном мировосприятии и собственных ощущениях. школьник личность образование игра
Так всё же, какое влияние оказывает игра на сенсорно-перцептивное развитие личности младшего школьника? Эта проблема является важной и актуальной в настоящее время, т.к. процесс обучения детей в младших классах оказывает существенное влияние на их дальнейшее развитие.
Проблему сенсорно-перцептивного развития младшего школьника затрагивали многие учёные, однако, она была раскрыта недостаточно и поэтому нуждается в дальнейшей доработке.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы определить роль игры в сенсорно-перцептивном развитии младшего школьника. Задача исследования состоит в изучении влияния игры на сенсорно-перцептивное развитие личности ребёнка. На начальном этапе мы выдвинули гипотезу о том, что игра способствует сенсорно-перцептивному развитию младших школьников, а следовательно, и овладению учебной деятельностью.
1. Сенсорно-перцептивное развитие личности.
1.1. Особенности сенсорно-перцептивной организации человека.
Многообразие сенсорных систем и единство их организации - важное положение современной науки, располагающей фундаментальными знаниями о каналах связи между организмом и средой, механизмах "входа" в рефлекторных кольцах мозговой деятельности и т. д. Сложилось новое понимание мозговой работы как информационной деятельности, осуществляемой всей многообразной совокупностью сенсорно-перцептивных аппаратов. Именно в этой деятельности и заключена наиболее общая работа головного мозга как единого гигантского анализатора внешней и внутренней среды организма. В 70-е годы ХХ столетия полностью приобретают свое значение замечательные мысли И.П. Павлова о том, что "большие полушария представляют главнейшим образом мозговой конец анализатора. следовательно, все большие полушария заняты... воспринимающими центрами, то есть мозговыми концами анализаторов" [19, с. 110]. В новейшей психофизиологии получила дальнейшее развитие Павловская концепция единства двух основных нервных механизмов: анализаторов и временных связей. Образование и дифференцировка временных связей - условных рефлексов с того или иного анализатора - расширяют границы и области его деятельности. Под анализаторами И.П. Павлов понимает органы чувств, представляющие собой анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в него разнообразной информации [19].
Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т. е. выделяет отдельные его элементы и свойства. Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор, который воспринимает действующий на него раздражитель; нервные проводящие пути и участок в коре головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.
Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущения не возникнет, если повреждена хотя бы одна часть анализатора. Так, например, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.
Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств, вызывает ощущения. Они появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.
Мозг получает информацию и от внешнего мира, и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела - глаз, ухо, кожа и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Каждый анализатор приспособлен для выделения строго определенных свойств предметов и явлений: света, звука, запаха и пр. [7]
Благодаря механизму временных связей работа анализатора становится все более гибкой, изменчивой, тонко отражающей изменяющиеся условия жизни "колебания" во внешней и внутренней среде. Динамика абсолютной и разностной чувствительности разных модальностей объяснима именно воздействием механизма временных связей на уровень развития и состояния механизма анализаторов. Это же воздействие определяет в значительной мере межанализаторные связи как механизм взаимодействия ощущений разных модальностей. Среди ассоциаций ощущений особое значение имеют интермодальные ассоциации ощущений, выражающие целостность чувственного отражения человеком объективной действительности [2].
Единство организации многих сенсорных систем, определяющее эту целостность чувственного отражения, все более углубленно изучается современной наукой. Однако на пути этого изучения имеются трудности, с которыми сталкивались еще в прошлом столетии классическая физиология органов чувств и психофизика. Осталась неразрешенной проблема группирования (классификации) сенсорных функций по степени их сходства и общности происхождения. До настоящего времени ни в нейрофизиологии, ни в экспериментальной психологии не существует общепринятых принципов систематики сенсорных функций и их классификаций. Не разработано и необходимое для понимания и управления сенсорно-перцептивным развитием человека представление о тех объективных порядках и зависимостях, которые специфичны для сенсорной организации человека. Между тем многие данные свидетельствуют о том, что сенсорно-перцептивные процессы, будучи отражением объективной действительности и регуляторами деятельности, относятся, видимо, к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубокими слоями целостной структуры человеческого развития личности [2].
Основными моделями сенсорно-перцептивных процессов всегда избирались и избираются зрение и слух, области так называемых физических чувств, в меньшей мере - осязание и другие, так называемые механические чувства и почти никогда - вкус, обоняние, интероцептивные, так называемые химические чувства, непосредственно включающиеся в метаболические процессы. Кроме того, при изучении ощущений и восприятий недостаточно определялись их общесоматические, вегетативные и биохимические корреляты и эквиваленты. Между тем человеку в целом, как индивиду и личности, соответствует лишь сенсорно-перцептивная организация как единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включенная в свою очередь в общую структуру человеческого развития.
Известно, что классическая физиология
органов чувств и экспериментальная психология
значительно расширили научные знания
о составе ощущений, то есть видах
чувствительности или сенсорных функциях
человека. Достаточно указать на открытие
ряда функций, изучение которых открыло
новые области для теоретической и прикладной
психологии: вестибулярного чувства -
ощущение равновесия и ускорения, мышечно-суставного
чувства или кинестезии, общеорганическ
К ХХ столетию естествознание и экспериментальная психология (общая и сравнительно-эволюционная) накопили такой огромный материал о многообразии сенсорных систем, что возникла настоятельная необходимость в систематизации этих знаний. Главнейшие из этих принципов - группирование по сходству и различию функций, общности происхождения, уровням развития и т. д. выступили в виде классификаций ощущений органов чувств.
Одной из первых и наиболее распространенных в XIX в. классификаций было группирование сенсорных функций по пространственному или временному признаку. К "пространственным" чувствам относили зрение, а затем вестибулярное чувство, к "временным" - слух и обоняние, к пространственно-временным - пассивное и активное осязание, мышечно-суставное чувство. В эту классификацию укладывались не все сенсорные функции (например, вкус). Но дело не только в этом. Оказалось, фактор времени имеет важное значение в зрительных и статико-динамических функциях, а типично "временное" чувство - слух - является фундаментальным видом пространственной ориентации. Что касается пространственного различения, то оно осуществляется всеми сенсорными системами.
Вследствие множества тонких переходов и взаимосвязей все более затруднительно как вычленение отдельных сенсорных систем, так и особенно их группирование. В настоящий момент построение научной классификации ощущений вряд ли осуществимо. Различные тенденции к построению общих моделей полисенсорной деятельности человека в современной психологии в большей степени связаны с сопоставлением сенсорных систем человека по различным характеристикам (пороговых величин, времени реакций, скорости образования и упрочения временных связей, особенностей взаимодействия ощущений разных модальностей и т.д.).
Таким образом, ощущение - это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение как форма отражения, как психический процесс связано с действием анализатора. Процессы, протекающие в анализаторах, называются сенсорными, т.е. процессами, проявляющимися как чувствительность, которую различают в широком и узком смысле. В широком - это способность живого организма реагировать на воздействия внутренней и внешней среды. В узком смысле - способность органов чувств реагировать на появление раздражителя или его изменение. В психологии ощущений раздражители рассматриваются как стимулы. Принято различать два вида стимулов: проксимальный и дистальный. Дистальный стимул - это объект в поле зрения, слуха, который является источником энергии, падающей на рецептор. Проксимальный стимул - это пространственно-временная конфигурация энергии, действующей на рецептор [2].
Издавна принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам - систематическому и генетическому. Систематическая классификация ощущений включает интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. К интероцептивным относятся ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела (рецепторы находятся на поверхности тела) в пространстве и составляют аффективную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой.
Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и пр.); 2) эпикритическую (рациональную), к которой относят основные органы чувств человека [10].
Вундт классифицировал ощущения по видам рецепторов: механорецепторы (осязание, слух), хеморецепторы (обоняние, вкус) и фоторецепторы (зрение) [4].
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - особенность данного ощущения, отличающая его от других (например, в слуховых ощущениях такой особенностью является тембр). Интенсивность - количественная характеристика ощущений. Она определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием организма. Длительность ощущений - временная характеристика, которая определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на органы чувств ощущение возникает не сразу, имеет место латентный период. Ощущения не возникают и не исчезают сразу. Имеет место эффект после действия.