Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:07, дипломная работа
Важность разработки проблемы мотивов для теории психологии связана с тем, что она относится к важнейшему разделу психологической науки - психологии личности, являясь в ней одной из значимых проблем.
Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности. Становится все более очевидной невозможность их рассмотрения без анализа мотивации. Последняя оказывается своеобразным барометром общественных отношений, происходящих в них перемен. Являясь стержнем психологии личности, мотивация задает и направленность, и характер, способности личности, оказывая на них решающее влияние.
Введение
стр. 3-7
Глава I
Теоретический анализ проблем мотивации деятельности
стр. 8-44
1.1.
Природа мотивации
стр. 8-27
1.1.1.
Взгляды на мотивацию в зарубежной и отечественной психологии.
стр. 8-14.
1.1.2.
Потребность как один из источников активности.
стр. 15-20
1.1.3.
Динамическая модель мотива и его функциональная подструктура
стр.
1.2.
Мотивация, как сложная иерархическая психическая система. Модель мотивационной структуры и ее компоненты.
стр.
1.3.
Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.
стр.
1.4.
Особенности мотивации игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
стр.
Выводы
стр.
Глава II.
Анализ результатов экспериментальных исследований мотивации игровой деятельности.
стр.
2.1.
Экспериментальные исследования мотивации игровой деятельности нормально развивающихся детей.
стр.
2.1.1.
Цели, задачи исследования.
стр.
2.1.2.
Характеристика исследуемых детей
стр.
2.1.3.
Методы исследования.
стр.
2.1.4.
Наблюдения исследования.
стр.
Выводы
стр.
2.3.
Экспериментальное исследование мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
стр.
2.3.1.
Цели, задачи исследования.
стр.
2.3.2.
Характеристика исследуемых детей.
стр.
2.3.3.
Наблюдения исследования. Разработка рекомендаций.
стр..
Выводы.
стр.
Глава III.
Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
стр.
3.1.1.
Цели, задачи эксперимента.
3.1.2.
Характеристика нормального развития детей, принимающих участие в эксперименте.
стр.
3.1.3.
Характеристика детей, принимающих участие в эксперименте по развитию мотивации игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
стр.
3.1.4.
Программа занятий
стр.
Выводы.
стр.
Заключение.
стр.
Основным результатом игры ребёнка является удовлетворённость, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Наряду с этим существует и второй, скрытый от ребёнка результат - это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а также формирующиеся товарищеские отношения между детьми, система личностных качеств; разнообразные познавательные интересы и умственные способности.
Игра с правилами, так же как и сюжетная игра, является элементом детской субкультуры, принадлежностью детской жизни от дошкольного возраста до подросткового.
Рассматривая игру с правилами как социокультурный феномен, один из видов традиционных игр (т. е. игр, передаваемых из поколения в поколение), исследователи прежде всего отмечают свойственную ей стабильность формы, сохранение базовой структуры при разнообразии вариантов (И.Ивич, 1987; H.Schwartzman, 1978; Play and Culture, 1987) [21, 72, 73]
По Х.Шварцман [72], игра с правилами относится к разряду активностей, доставляющих удовольствие, т.е. имеет характеристику, объединяющую её с другими видами игр и развлечений. Вместе с тем игре с правилами присущ комплекс отличительных признаков. К ним относятся организованная структура, состязание (наличие двух или более соревнующихся сторон), критерии для определения победителя (выигравшего), договор (соглашение) относительно правил. Все эти признаки выступают в определении Х. Шварцман [72] как рядоположеные, без какой иерархизации.
Предлагается и более общий критерий для ограничения игры с правилами от других видов активности - наличие формализованных правил. К примеру, И. Ивич (1987) [21], разрабатывая международный проект по сбору и сохранению традиционных игр, подчеркивает, что игра с правилами “характеризуется наличием четкой системы правил, которой подчиняется поведение игроков. Правила носят безличный, договорной или обстоятельный характер для всех участников. Это не исключает различных вариантов игр и модификаций правил, но, как только участники договорились о правилах и варианте игры, они обязаны и соблюдать” [И. Ивич, 1987. С.145] [21].
По-видимому, если сгруппировать все указываемые исследованиями признаки, игра с правилами наиболее полно может быть определена через две специфические составляющие: формализированные, конвенционные (безличные, договорные, обязательные для всех) правила и состоятельные отношения с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон.
Разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию (по степени и характеру требуемых игрой умений и способностей) приводит Х. Шварцман [72]: 1) игры, основанные на ловкости (физической компетенции); 2) стратегические игры (требующие умственной компетенции играющего).
При этом Х. Шварцман [72] указывает, что в культуре достаточно редко обнаруживаются эти чистые типы, чаще в конкретной игре смешиваются их элементы, хотя какой-то может быть преобладающим.
Детские игры могут быть различены по разным основаниям:
Сюжетные игры и игры с правилами различаются типом отношений и характером сочетания интересов играющих. В сюжетной игре (если она протекает как совместная) это отношения дополнительности, сопричастности смыслу действий партнера в каждом очередном шаге игры или же просто независимые действия каждого. В игре с правилами это отношения состязания, связанные с установлением первенства в чем-либо одного из играющих.
В качестве центральной характеристики можно выделить результат игры - выигрыш. По существу, в нем как в фокусе собираются, с одной стороны, совместность и состязательность (выиграть можно только у других), с другой стороны, совместной и состязательность (выиграть можно только у других), с другой стороны, безличное, обязательное письмо и цикличный характер деятельности (правила уравнивают всех играющих, возобновление циклов открывает для всех перспективу успеха). Именно выигрыш придает этой деятельности игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действий с дидактическим материалом (хотя здесь есть и общие черты - получение заранее определенного конечного результата, наличие правил действия с материалом).
Рассмотрим общую схему процесса развертывания игры с правилами. Первоначально играющие должны занять равные исходные позиции. Это значит справедливо (с равной для всех возможностью) распределить функциональные места в игре (функции с преимущественной активностью, если такие предполагаются, порядок вступления в игру участников и т.п.). Затем должен быть развернут игровой цикл (реализованы конкретные действия, предполагаемые игрой), который завершается определением выигравшего. Далее, для повторения игрового цикла должны быть вновь определенны исходные позиции играющих.
Все эти моменты предполагают использование правил трех видов. Первые - нормативные правила (или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости), второй - собственно игровые правила (конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре) и, наконец, критерий или правила установления выигрыша - определение победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих (“кто раньше всех…, тот выигрывает”, “кто больше всех…, тот выигрывает” и т.п.). Участники игры должны освоить все эти типы правил для того, чтобы развернуть процесс совместной деятельности.
Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного, умственного развития детей, осуществляющегося за счет содержания, материала, на котором развертывается каждая конкретная игра.
Однако, специфическое развивающее значение игры с правилами связано прежде всего с ее специфическими характеристиками. Особенно важна игра с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения (именно нормативной регуляции, а не просто произвольного действия). В игре с правилами как кооперативной деятельности, требующей соблюдения правила (нормы), обязательного для всех участников, возникает необходимость во взаимной нормативной регуляции (контроле за выполнением правил) - важной составляющей морально - нравственного развития ребенка (С. Г. Якобсон, 1984; Е. В. Субботинский, 1983; J. Piaget, 1932 и др.) [70, 59, 71,]. В этом виде игры создаются условия и необходимость для освоения и актуализации детьми в самостоятельной деятельности нормативных способов реализации морального принципа справедливости.
Общая структура игры с правилами способствует возникновению состязательных отношений между детьми, развитию стремления к успеху в достижении определенного результата сопоставлению своих достижений с результатами сверстников, причем, это сопоставление, выделение себя среди других осуществляется ребенком самостоятельно в соответствии с доступными ему критериями. Важным являются также приобретаемый ребенком опыт переживания временной неудачи, пока еще социально не значимой, “безобидной” деятельности, как игра. На значение опыта переживания своего неуспеха, принятия для более устойчивых, упорядоченных реакций ребенка на фрустирующие реакции в дальнейшим указывает на ряд исследователей (см.: Play and Culture, 1987) [73].
Кроме того, игра с правилами, как и другие виды совместной детской деятельности, оказывают существенное влияние на овладение ребенком различными типичными формами взаимодействия (одновременные и последовательно - поочередные действия с другими, “обмен функционально - распределенными действиями внутри группы и между командами и т.п.), а также на развитие способности к договору, предварительному согласованию предстоящих действий.
Мы посчитали необходимым дать обзор вопросов, связанных с развитием сюжетно - ролевой игры с правилами у нормально развивающихся детей, поскольку это даст возможность глубже понять особенности формирования мотивации игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, так как формирование происходит с ориентировкой на развитие мотивации игровой деятельности в норме.
2.3.1. Эксперимент “Волшебная комната”
2.3.2. Методика “Выбор игры”.
2.3.3. Наблюдение в ходе игровой деятельности”.
2.3.1. Эксперимент “Волшебная комната”.
Цель: Исследование взаимоотношений детей 5-7 лет.
Инструкция: “Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней всё, что захочешь. Но есть два условия: ты должен пойти туда не один, возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И ещё, всё, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам.
Вопросы:
Интерпретация:
Инициатива и позиция в общении:
Интерпретация: В реальном игровом взаимодействии ребёнок будет также инициативен. Он принимает на себя главные роли в игре и занимает ведущую, доминирующую позицию в общении. Доминирование может быть положительным и отрицательным. При положительном - ребёнок доброжелательно, конструктивно решает возникающие конфликты, учитывая мнение и желания других. При отрицательном - авторитарность, стремление достичь цели любым способом.
Интерпретация: В реальной игре эти дети менее активны, они лишь поддерживают её. Вносят предложения и уточнения, связанные с принятой ими ролью. Они выбирают для себя средние по значимости роли. Занимают подчинительную позицию в общении. Не пользуются большой популярностью, но и не оказываются в изоляции.
3.Дети, которые отказываются от проявления инициативы. В лучшем случае предлагают один вариант игры и не могут рассказать о её замысле.
Интерпретация: В реальной игре выступают пассивными участниками. Им достаются второстепенные и малопривлекательные роли. Занимают подчинительную позицию в общении.
Развитие игровых навыков.
1. Ребёнок может предложить несколько вариантов сюжетно-ролевой игры, игр - драматизации или игр с правилами. Может рассказать о ходе игры, её правилах, распределить роли.
Интерпретация: Высокий уровень игровых навыков.
2. Ребёнок может предложить один вариант сюжетно-ролевой игры или игры с правилами, либо только настольно-печатные.
Интерпретация: Средний уровень развития игровых навыков.Предлагались игры разного вида (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, настольно-печатные и др.). Каждый ребёнок выбирал 3 раза.
Инструкция:
Оценка: Анализ качественный и результаты фиксировались.
Цель: Наблюдение за особенностями игровой деятельности во время проведения эксперимента и методики.
В ситуации обследования ребёнку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребёнок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.
Оценивается:
организует ли с ней действия);