Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:15, курсовая работа
Изучение развития мышления и интеллекта ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Они являются одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в младших классах школы, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих.
Введение………………………………………………………………………….3
Общая характеристика мышления………………………………………….6
2. Особенности развития мышления младших школьников…………………14
Система занятий по развитию мышления младших школьников……….18
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы.……………………………………………………………..28
Приложение…………………………………………………………………….31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Самарский государственный педагогический университет
Факультет начального образования
Кафедра педагогики и психологии начального образования
Развитие мышления и умственных способностей у младших школьников.
Выполнила: студентка 3 курса
_____________
Научный руководитель
Работа защищена « » 2008 г
Оценка__________________
зав. кафедры
Самара
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Особенности
развития мышления младших
Заключение……………………………………………………
Список литературы.…………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Изучение развития мышления и интеллекта ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Они являются одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в младших классах школы, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.
Мышление является формой человеческого познания. В изученной литературе мышление рассматривается с различных сторон. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях» [26;125]
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира» [22;56].
Большинство детских психологов (В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, Л.Ф. Обухова и др.) называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное.
С точки зрения психологии, представления – «это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств» [15;67]. С другой стороны, представление часто определяют как «понимание, знание чего-либо» [16;98]. Известный психолог-педагог П.П. Блонский писал следующее: «… мышление развивается на основе усвоенных знаний, если нет последних, то нет и основы для развития мышления, и последнее не может созреть в должной мере. Именно в школьном возрасте получает в виде усвоенных знаний свою основу мышление взрослого человека» [1;21].
Мышление включает ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Каждая из этих операций в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, рассмотренные Б.С. Волковым [4;54].
Таким образом, психологов мышление интересует с точки зрения механизмов, структуры, этапов формирования.
Педагоги рассматривают мышление с другой позиции. Главная задача, стоящая пред ними, - поиск наиболее эффективных путей развития умственных способностей детей, их мышления.
Цель: Изучить теории процесса мышления в отечественной зарубежной школах, рассмотреть апробированную программу, развивающую мышление у учащихся начальных классов.
Задачи:
1. Изучить различные точки зрения на процесс мышления, его генетические корни.
2. Изучить особенности мышления младших школьников.
3. Рассмотреть в практической части апробированную на практике программу, развивающую мышление у детей начальной школы.
Предмет исследования: мышление детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятий и переходит к мышлению. Функция мышления сводится к расширению границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мышление - наиболее
обобщенная и опосредованная форма
психического отражения, устанавливающая
связи и отношения между
Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление организовано не так, как у взрослого: суждения детей – единичны, касаются конкретных предметов. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.
Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.
Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным, но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости. На основе практического и наглядного опыта у них развивается – сначала в простейших формах – словесно-логическое мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.
Интеллектуальная сфера – это область психики, характеризующаяся видами мышления, стилем мышления, качествами ума, познавательными процессами, мыслительными операциями, познавательными умениями и т.д.
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: наглядно – действенное или, наглядно - образное и словесно-логическое [15;76].
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Этот вид направлен на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление – это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперируя главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты все три этих вида, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план то один, то другой вид мышления.
Различают репродуктивный (несамостоятельный и продуктивный (самостоятельный), конвергентный и дивергентный типы мышления. Для познавательного мышления характерны репродуктивный и конвергентный его типы. Репродуктивное мышление основано на тех познавательных способностях, которые гарантируют хорошее усвоение, точное воспроизведение того, что дается для заучивания [15;66]. Оно имеет свою ценность, но это только часть школьного обучения. Мышление конвергентного типа направлено на поиск лучшего единственного решения проблемы.
Развитие познавательного мышления составляет одну из важных целей развития школьника. Но одного только познавательного мышления недостаточно современному человеку для понимания законов природы и общественной жизни, для того чтобы научиться творчески внедряться в естественно-социальный мир, иметь собственные взгляды, совершенствовать свою духовную жизнь. Поэтому необходимо развивать творческое мышление.
Творческое
мышление характеризуется
Конвергентное и дивергентное мышление отличаются уровнем креативности. Креативность – это свойство, которое проявляется в способности удивляться и познавать новое в умении находить решения в нестандартных ситуациях, в нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта. У одних людей уровень креативности низкий (им свойственно конвергентное мышление), а у других высокий. В педагогических целях креативность как свойство мышления следует развивать.
Гибкость мышления, проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и решить задачу своими силами. Проявляется в умении изменить намеченный план, если он не удовлетворяет условиям.
Отражается способность правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти новый способ действия.
Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.
Учителю следует знать условия, стимулирующие развитие творческого мышления:
- Ситуации незавершенности
или открытости в отличие от
жестко заданных и строго
- Разрешение
и поощрение множества
- Стимулирование
ответственности и
- Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
- Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.
Следует помнить и об условиях, препятствующих развитию творческого мышления:
- Избегание риска.
- Стремление к успеху, во что бы то ни стало.
Информация о работе Развитие мышления и умственных способностей у младших школьников