ГОУ СПО Новокузнецкий
педагогический колледж №2.
Заочное отделение.
Контрольная
работа.
(реферат)
По дисциплине
« Психология»
Тема
№4.« Развитие мышления у детей
дошкольного возраста.»
Студентки
2-курса,
Группы
3-12,
Петровой
Жанны Андреевны.
Новокузнецк.
2013 г.
Содержание
Введение.
Общая
характеристика мышления и его
развитие в дошкольном возрасте.
Список
использованной литературы.
Введение
Традиционно в психологии
познание окружающей действительности
разделяют на два взаимосвязанных,
но различных по своей природе
способа. Филогенетически и онтогенетически
первым является чувственное
познание, которое основывается
на работе органов чувств. Наше
познание объективной действительности
начинается с ощущений и восприятия.
Этот способ познания предоставляет
нам знание о внешних свойствах
объектов, и это знание мы получаем
при их непосредственном воздействии
на наши органы чувств. При
посредстве памяти сохраняется
информация о предшествующих
воздействиях, причем эта информация
первичным образом обобщается (в
соответствии с характером этих
воздействий).
Однако наши представления
о мире не ограничиваются лишь
набором первичных чувственных
впечатлений. Скорее мы обнаруживаем,
что они имеют сложный, многоплановый
и многомерный характер. Наши
знания о мире не всегда
являются прямым результатом
работы восприятия, хотя оно и
выступает неотъемлемой частью
любого знания. Но, начинаясь с
ощущений и восприятия, познание
действительности не заканчивается
ими. От ощущения и восприятия
оно переходит к мышлению.
Мышление человека изучает
две науки: психология и логика.
Логика изучает формы мышления
– понятия, суждения, умозаключения.
Предмет формальной логики –
это не все мышление, а только
одна его сторона – логические
формы мышления. Формальная логика
исследует готовые, уже возникшие
мысли – понятия, суждения, умозаключения
и устанавливает определенные
соотношения между ними. Не исследует
– условия возникновения и
развития этих мыслей, суждений,
умозаключений, то есть процесс
мышления.
Психология изучает процесс
мышления индивида – как и
почему возникает и развивается
та или иная мысль. Таким
образом, логика изучает мышление
со стороны результата, психология
со стороны процесса. Логика и
психология дополняют друг друга
Ощущения и восприятия отражают
отдельные стороны явлений, моментов
действительности в более или
менее случайных сочетаниях. «Мышление
соотносит данные ощущений и
восприятий — сопоставляет, сравнивает,
различает, раскрывает отношения,
опосредования и через отношения
между непосредственно чувственно
данными свойствами вещей и явлений раскрывает
новые, непосредственно чувственно не
данные абстрактные их свойства; выявляя
взаимосвязи и постигая действительность
в этих ее взаимосвязях, мышление глубже
познает ее сущность. Мышление отражает
бытие в его связях и отношениях, в его
многообразных опосредованиях».
Раскрытие отношений, связей
между предметами составляет
существенную задачу мышления: этим
определяется специфический путь,
которым мышление идет ко все
более глубокому познанию бытия.
Мышление отражает не только
отношения и связи, но также
свойства и сущность; и отношения
отражаются не только в мышлении.
Задача мышления заключается
в том, чтобы выявить существенные,
необходимые связи, основанные
на реальных зависимостях, отделив
их от случайных совпадений
по смежности в той или иной
частной ситуации.
Глава 1. Формы мышления
Мышление в психологии определяется
как психический познавательный
процесс, состоящий в опосредованном
и обобщенном j отражении человеком
действительности в ее существенных
и сложных связях и отношениях.
Оно представляет собой познание
действительности, основанное на
использовании ранее приобретенных
знаний, опыта.
Если на чувственной ступени
познания внешнее воздействие
непосредственно, прямо приводит
к возникновению соответствующих
образов в нашем сознании, то
процесс мышления совершается
сложнее. Отражение окружающего
мира в процессе мышления осуществляется
с помощью мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения, систематизации, классификации.
Мышление — опосредованное
отражение действительности и
всегда осуществляется с помощью
слова, речи, оно невозможно без
языка. Благодаря мышлению человек
познает не только то, что может
быть непосредственно воспринято
с помощью наших органов чувств,
но и то, что скрыто от прямого
восприятия и может быть познано
лишь в результате анализа,
сравнения, обобщения и т.д.
Анализируя и сравнивая отдельные
наблюдения, опираясь на результаты
прошлого опыта, человек в процессе
мышления находит общее в отдельных
объектах. Абстрагирование общего
позволяет объединить эти объекты
в различные системы знания, и
отношений, что позволяет находить и раскрывать
объективные , закономерности.
Основными формами мышления
являются: понятия, суждения и умозаключения
1.1 Понятие
Понятие – это знание существенного,
общего в предметах и явлениях
действительности. В процессе познания
расширяется, углубляется и изменяется
содержание понятий. Понятие есть мысль,
в которой отражаются общие, существенные
и отличительные (специфические) признаки
предметов и явлений действительности.
Например: «прямая линия» – кратчайшее
расстояние между двумя точками;
«дом» – строение для жилья человека.
Содержание понятий раскрывается в суждениях,
которые всегда выражаются в словесной
форме — устной или письменной, вслух
или про себя
Понятие и связано с многообразными
взаимопереходами с представлением,
и вместе с тем существенно
отлично от него. В психологической
литературе их обычно отожествляют,
сводя понятие к общему представлению,
либо внешне противополагают,
отрывая понятие от представления,
либо, наконец, – в лучшем случае
– внешне же соотносят друг
с другом.
Первая точка зрения представлена
в учении эмпирической ассоциативно-сенсуалистической
психологии.
Еще Дж. Локк сформулировал
этот взгляд. Особенную наглядность
придает ему коллективными фотографиями
Ф. Гальтон, в которых он
на одной и той же пленке
делал один снимок поверх другого;
накладывание их друг на друга
приводило к тому, что индивидуальные
признаки стирались и сохранялись
лишь общие черты. По этому
образцу мыслил ряд психологов,
придерживавшихся этой концепции
на природу понятий и процесс
их образования. Общее понятие,
с их точки зрения, будто бы
отличается от единичного наглядного
образа только как коллективная
гальтоновская фотография от
портрета. Но именно это сравнение
очень наглядно обнаруживает
и несостоятельность этой теории.
Результат механического наложения
различных наглядных образов-представлений,
выделяющего общие для них
черты, никак не может быть
отожествлен с подлинным понятием. В таком
общем представлении сплошь и рядом не
вскрыто существенное и утеряно единичное
и особенное. Между тем для общности подлинного
понятия необходимо, чтобы оно брало общее
в единстве с особенным и единичным и вскрывало
в нем существенное. Для этого оно, не порывая
с чувственной наглядностью представления,
должно выйти за его пределы. Понятие гибко,
но точно, общее же представление расплывчато
и неопределенно. Общее представление,
образованное посредством выделения общих
черт, является лишь внешней совокупностью
признаков, настоящее же понятие берет
их во взаимосвязях и переходах.
Вторую точку зрения особенно
заостренно проводила вюрцбургская
школа и психология, находящаяся
под влиянием ее идей.
Третья реализуется в различных
вариантах психологами разных
школ.
В действительности понятие
нельзя ни сводить к представлению,
ни отрывать от него. Они не
тожественны, но между ними
существует единство; они исключают
друг друга, как противоположности,
поскольку представление образно-наглядно,
а понятие не наглядно, представление
– даже общее – связано
более или менее непосредственно
с наглядной единичностью, отражает
явление в его более или
менее непосредственной данности,
а в понятии преодолевается
ограниченность явления и раскрываются
его существенные стороны в
их взаимосвязи.
Тем не менее понятие и
представление взаимосвязаны и
взаимопроникают друг в друга,
явление и сущность, общее и
единичное в самой действительности.
В реальном процессе мышления
представление и понятие даны
поэтому в некотором единстве.
Наглядный образ-представление в
процессе мышления обычно все
более схематизируется и обобщается.
Эта схематизация не сводится
к обеднению представления признаками,
к простой утрате некоторых
черт, – она обычно превращается
в своеобразную реконструкцию
наглядного образа, в результате
которой в самом образе выступают
на передний план те наглядные
черты предмета, которые объективно
наиболее характерны и практически
существенны для него; несущественные
же черты как бы стушевываются
и отступают на задний план.
В результате той обработки
и преобразования, которой неизбежно
подвергается образное содержание
представлений, будучи включенным
в мыслительную деятельность, образуется
целая ступенчатая иерархия все более
обобщенных и схематизированных представлений,
которые, с одной стороны, воспроизводят
восприятия в их индивидуализированной
единичности, а с другой – переходят в
понятия. Таким образом, само представление
имеет тенденцию к понятию, к тому, чтобы
в единичном представить общее, в явлении
– сущность, в образе – понятие.
С другой стороны, мышление
в понятиях, реально протекающее
в сознании людей, всегда связано
с представлениями. Экспериментальное
исследование с полной очевидностью
показало как то, что мышление
в понятиях не сводится к
течению представлений, так и
то, что мышление в понятиях
реально всегда связано с включающимися
в него представлениями. Представления
в процессе мышления в понятиях
даны в слишком отрывочном, фрагментарном
виде, чтобы можно было к ним
свести весь ход мысли; вместе
с тем их наличие слишком
закономерно для процесса мышления,
чтобы их можно было считать
совершенно случайным, не связанным
с самой природой мышления, явлением.
При этом понятие и представления
не просто сосуществуют и сопутствуют
друг другу; они взаимосвязаны
по существу. Представление, наглядный
образ выражают по преимуществу
единичное, понятие – общее.
Они отражают разные, но необходимо
взаимосвязанные стороны действительности.
Методика экспериментального
психологического исследования
мышления в понятиях определялась
в значительной мере общей
концепцией понятия. В соответствии
с этим основное внимание ряда
исследователей было сосредоточено
на процессе абстракции общих
свойств или признаков в ряде
данных предметов.
Наряду с методами исследования
абстракции значительное место
в изучении понятий занял метод
определений: природу понятий,
которыми оперирует испытуемый,
должно вскрыть определение, которое
они этому понятию дают. Основной
недостаток метода определений
заключается в том, что, взятый
сам по себе, он не учитывает
возможного расхождения между
словесным определением, которое
испытуемый в состоянии дать
понятию, и тем самым значением,
которое реально приобретает
у испытуемого это понятие
в процессе его употребления,
особенно в связи с наглядным
контекстом. Можно относительно
хорошо владеть понятием и
испытывать затруднения при его
словесном определении. С другой
стороны, можно усвоить словесное понятие
и тем не менее не уметь им оперировать.
Метод определения, таким образом, исследует
только одно, и притом не действенное,
проявление понятия. Этот недостаток лишь
ограничивает значимость, но не исключает
возможности использования метода определения.
1.2 Суждение
Суждение – это форма мышления,
которая содержит в себе утверждение
или отрицание какого-либо положения.
Суждение — это отражение
связей между предметами и
явлениями действительности или
между их свойствами и признаки.
В зависимости от того, как
суждения отражают объективную
{действительность, они являются
истинными или ложными. Истинное
суждение выражает такую связь
между предметами и их свойствами,
которая существует в действительности.
Ложное суждение, наоборот, выражает
связь между объективными явления
ми, в действительности не существующую.
Суждения бывают общими, частными и
единичными. В общих суждениях что-либо
утверждается (или отрицается) относительно
всех предметов данной группы, данного
класса (например, «Все деревья — растения»),
В частных суждениях утверждение или отрицание
относится уже не ко всем, а лишь к некоторым
предметам (например: «Некоторые студенты
— отличники»); в единичных суждениях
– только к одному (например, «Этот студент
плохо учится»).
В плане психологическом
суждение – это некоторое действие
субъекта, которое исходит из
определенных целей и мотивов,
побуждающих его высказать или
принять. Оно является результатом
мыслительной деятельности, приводящей
к установлению определенного
отношения мыслящего субъекта
к предмету его мысли и к
суждениям об этом предмете, установившимся
в окружении индивида. Суждение
имеет в своей основе действенный
характер и необходимо заключает
в себе социальный аспект.