Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Традиционно в психологии познание окружающей действительности разделяют на два взаимосвязанных, но различных по своей природе способа. Филогенетически и онтогенетически первым является чувственное познание, которое основывается на работе органов чувств. Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Этот способ познания предоставляет нам знание о внешних свойствах объектов, и это знание мы получаем при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. При посредстве памяти сохраняется информация о предшествующих воздействиях, причем эта информация первичным образом обобщается (в соответствии с характером этих воздействий).

Содержание работы

Введение.
Общая характеристика мышления и его развитие в дошкольном возрасте.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

развитие мышления у детей.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

 

 

ГОУ СПО Новокузнецкий  педагогический колледж №2.

Заочное отделение.

Контрольная работа.

(реферат)

По дисциплине « Психология»

Тема  №4.« Развитие мышления у детей  дошкольного возраста.»

Студентки 2-курса,

Группы 3-12,

Петровой  Жанны Андреевны.

Новокузнецк.

2013 г.

 

 

Содержание 

Введение.

 Общая  характеристика мышления и его  развитие в дошкольном возрасте.

 Список использованной литературы.

  
Введение

 Традиционно в психологии  познание окружающей действительности  разделяют на два взаимосвязанных,  но различных по своей природе  способа. Филогенетически и онтогенетически  первым является чувственное  познание, которое основывается  на работе органов чувств. Наше  познание объективной действительности  начинается с ощущений и восприятия. Этот способ познания предоставляет  нам знание о внешних свойствах  объектов, и это знание мы получаем  при их непосредственном воздействии  на наши органы чувств. При  посредстве памяти сохраняется  информация о предшествующих  воздействиях, причем эта информация  первичным образом обобщается (в  соответствии с характером этих  воздействий).

 Однако наши представления  о мире не ограничиваются лишь  набором первичных чувственных  впечатлений. Скорее мы обнаруживаем, что они имеют сложный, многоплановый  и многомерный характер. Наши  знания о мире не всегда  являются прямым результатом  работы восприятия, хотя оно и  выступает неотъемлемой частью  любого знания. Но, начинаясь с  ощущений и восприятия, познание  действительности не заканчивается  ими. От ощущения и восприятия  оно переходит к мышлению.

 Мышление человека изучает  две науки: психология и логика. Логика изучает формы мышления  – понятия, суждения, умозаключения.  Предмет формальной логики –  это не все мышление, а только  одна его сторона – логические  формы мышления. Формальная логика  исследует готовые, уже возникшие  мысли – понятия, суждения, умозаключения  и устанавливает определенные  соотношения между ними. Не исследует  – условия возникновения и  развития этих мыслей, суждений, умозаключений, то есть процесс  мышления.

 Психология изучает процесс  мышления индивида – как и  почему возникает и развивается  та или иная мысль. Таким  образом, логика изучает мышление  со стороны результата, психология  со стороны процесса. Логика и  психология дополняют друг друга

 Ощущения и восприятия отражают  отдельные стороны явлений, моментов  действительности в более или  менее случайных сочетаниях. «Мышление  соотносит данные ощущений и  восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения,  опосредования и через отношения  между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях».

 Раскрытие отношений, связей  между предметами составляет  существенную задачу мышления: этим  определяется специфический путь, которым мышление идет ко все  более глубокому познанию бытия.  Мышление отражает не только  отношения и связи, но также  свойства и сущность; и отношения  отражаются не только в мышлении. Задача мышления заключается  в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные  на реальных зависимостях, отделив  их от случайных совпадений  по смежности в той или иной  частной ситуации.

  Глава 1. Формы мышления

 Мышление в психологии определяется  как психический познавательный  процесс, состоящий в опосредованном  и обобщенном j отражении человеком  действительности в ее существенных  и сложных связях и отношениях. Оно представляет собой познание  действительности, основанное на  использовании ранее приобретенных  знаний, опыта. 

 Если на чувственной ступени  познания внешнее воздействие  непосредственно, прямо приводит  к возникновению соответствующих  образов в нашем сознании, то  процесс мышления совершается  сложнее. Отражение окружающего  мира в процессе мышления осуществляется  с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,  обобщения, систематизации, классификации. 

 Мышление — опосредованное  отражение действительности и  всегда осуществляется с помощью  слова, речи, оно невозможно без  языка. Благодаря мышлению человек  познает не только то, что может  быть непосредственно воспринято  с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого  восприятия и может быть познано  лишь в результате анализа,  сравнения, обобщения и т.д.  Анализируя и сравнивая отдельные  наблюдения, опираясь на результаты  прошлого опыта, человек в процессе  мышления находит общее в отдельных  объектах. Абстрагирование общего  позволяет объединить эти объекты  в различные системы знания, и  отношений, что позволяет находить и раскрывать объективные , закономерности.

 Основными формами мышления  являются: понятия, суждения и умозаключения

  1.1 Понятие

Понятие – это знание существенного, общего в предметах и явлениях действительности. В процессе познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятий. Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например: «прямая линия» – кратчайшее расстояние между двумя точками; «дом» – строение для жилья человека. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя

 Понятие и связано с многообразными  взаимопереходами с представлением, и вместе с тем существенно  отлично от него. В психологической  литературе их обычно отожествляют, сводя понятие к общему представлению,  либо внешне противополагают,  отрывая понятие от представления,  либо, наконец, – в лучшем случае  – внешне же соотносят друг  с другом.

 Первая точка зрения представлена  в учении эмпирической ассоциативно-сенсуалистической  психологии.

 Еще Дж. Локк сформулировал  этот взгляд. Особенную наглядность  придает ему коллективными фотографиями  Ф. Гальтон, в которых он  на одной и той же пленке  делал один снимок поверх другого;  накладывание их друг на друга  приводило к тому, что индивидуальные  признаки стирались и сохранялись  лишь общие черты. По этому  образцу мыслил ряд психологов, придерживавшихся этой концепции  на природу понятий и процесс  их образования. Общее понятие,  с их точки зрения, будто бы  отличается от единичного наглядного  образа только как коллективная  гальтоновская фотография от  портрета. Но именно это сравнение  очень наглядно обнаруживает  и несостоятельность этой теории.

 Результат механического наложения  различных наглядных образов-представлений,  выделяющего общие для них  черты, никак не может быть  отожествлен с подлинным понятием. В таком общем представлении сплошь и рядом не вскрыто существенное и утеряно единичное и особенное. Между тем для общности подлинного понятия необходимо, чтобы оно брало общее в единстве с особенным и единичным и вскрывало в нем существенное. Для этого оно, не порывая с чувственной наглядностью представления, должно выйти за его пределы. Понятие гибко, но точно, общее же представление расплывчато и неопределенно. Общее представление, образованное посредством выделения общих черт, является лишь внешней совокупностью признаков, настоящее же понятие берет их во взаимосвязях и переходах.

 Вторую точку зрения особенно  заостренно проводила вюрцбургская  школа и психология, находящаяся  под влиянием ее идей.

 Третья реализуется в различных  вариантах психологами разных  школ.

 В действительности понятие  нельзя ни сводить к представлению,  ни отрывать от него. Они не  тожественны, но между ними  существует единство; они исключают  друг друга, как противоположности,  поскольку представление образно-наглядно, а понятие не наглядно, представление  – даже общее – связано  более или менее непосредственно  с наглядной единичностью, отражает  явление в его более или  менее непосредственной данности, а в понятии преодолевается  ограниченность явления и раскрываются  его существенные стороны в  их взаимосвязи. 

 Тем не менее понятие и  представление взаимосвязаны и  взаимопроникают друг в друга,  явление и сущность, общее и  единичное в самой действительности. В реальном процессе мышления  представление и понятие даны  поэтому в некотором единстве. Наглядный образ-представление в  процессе мышления обычно все  более схематизируется и обобщается. Эта схематизация не сводится  к обеднению представления признаками, к простой утрате некоторых  черт, – она обычно превращается  в своеобразную реконструкцию  наглядного образа, в результате  которой в самом образе выступают  на передний план те наглядные  черты предмета, которые объективно  наиболее характерны и практически  существенны для него; несущественные  же черты как бы стушевываются и отступают на задний план.

 В результате той обработки  и преобразования, которой неизбежно  подвергается образное содержание  представлений, будучи включенным  в мыслительную деятельность, образуется целая ступенчатая иерархия все более обобщенных и схематизированных представлений, которые, с одной стороны, воспроизводят восприятия в их индивидуализированной единичности, а с другой – переходят в понятия. Таким образом, само представление имеет тенденцию к понятию, к тому, чтобы в единичном представить общее, в явлении – сущность, в образе – понятие.

 С другой стороны, мышление  в понятиях, реально протекающее  в сознании людей, всегда связано  с представлениями. Экспериментальное  исследование с полной очевидностью  показало как то, что мышление  в понятиях не сводится к  течению представлений, так и  то, что мышление в понятиях  реально всегда связано с включающимися  в него представлениями. Представления  в процессе мышления в понятиях  даны в слишком отрывочном, фрагментарном  виде, чтобы можно было к ним  свести весь ход мысли; вместе  с тем их наличие слишком  закономерно для процесса мышления, чтобы их можно было считать  совершенно случайным, не связанным  с самой природой мышления, явлением. При этом понятие и представления  не просто сосуществуют и сопутствуют  друг другу; они взаимосвязаны  по существу. Представление, наглядный  образ выражают по преимуществу  единичное, понятие – общее.  Они отражают разные, но необходимо  взаимосвязанные стороны действительности.

 Методика экспериментального  психологического исследования  мышления в понятиях определялась  в значительной мере общей  концепцией понятия. В соответствии  с этим основное внимание ряда  исследователей было сосредоточено  на процессе абстракции общих  свойств или признаков в ряде данных предметов.

 Наряду с методами исследования  абстракции значительное место  в изучении понятий занял метод  определений: природу понятий,  которыми оперирует испытуемый, должно вскрыть определение, которое  они этому понятию дают. Основной  недостаток метода определений  заключается в том, что, взятый  сам по себе, он не учитывает  возможного расхождения между  словесным определением, которое  испытуемый в состоянии дать  понятию, и тем самым значением,  которое реально приобретает  у испытуемого это понятие  в процессе его употребления, особенно в связи с наглядным  контекстом. Можно относительно  хорошо владеть понятием и  испытывать затруднения при его  словесном определении. С другой  стороны, можно усвоить словесное понятие и тем не менее не уметь им оперировать. Метод определения, таким образом, исследует только одно, и притом не действенное, проявление понятия. Этот недостаток лишь ограничивает значимость, но не исключает возможности использования метода определения.

1.2 Суждение 

Суждение – это форма мышления, которая содержит в себе утверждение  или отрицание какого-либо положения.

 Суждение — это отражение  связей между предметами и  явлениями действительности или  между их свойствами и признаки. В зависимости от того, как  суждения отражают объективную  {действительность, они являются  истинными или ложными. Истинное  суждение выражает такую связь  между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суждение, наоборот, выражает  связь между объективными явления  ми, в действительности не существующую. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все деревья — растения»), В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например: «Некоторые студенты — отличники»); в единичных суждениях – только к одному (например, «Этот студент плохо учится»).

 В плане психологическом  суждение – это некоторое действие  субъекта, которое исходит из  определенных целей и мотивов,  побуждающих его высказать или  принять. Оно является результатом  мыслительной деятельности, приводящей  к установлению определенного  отношения мыслящего субъекта  к предмету его мысли и к  суждениям об этом предмете, установившимся  в окружении индивида. Суждение  имеет в своей основе действенный  характер и необходимо заключает  в себе социальный аспект.

Информация о работе Развитие мышления у детей дошкольного возраста