Социальный аспект суждения
в значительной степени обусловливает
структуру суждения: большая или
меньшая его усложненность обусловлена,
по крайней мере отчасти, отношением
к чужой мысли.
Суждение первично формируется
в действии. Всякое действие, поскольку
оно носит избирательный характер,
поскольку оно что-то принимает
и утверждает и что-то устраняет, отвергает,
является по существу практическим суждением;
это суждение действием или суждение в
действии.
Суждение реального субъекта
редко представляет собой только
интеллектуальный акт в том
«чистом» виде, в каком оно
фигурирует в трактатах логики.
Выражая отношение субъекта к
объекту и другим людям, суждение
обычно в большей или меньшей
степени насыщено эмоциональностью.
В суждении проявляется личность,
ее отношение к происходящему,
как бы приговор ее. Суждение
является вместе с тем и
волевым актом, поскольку субъект
в нем нечто утверждает или
отвергает; «теоретические» акты
утверждения и отрицания заключают
в себе и практическое отношение.
Это отношение к другим
людям устанавливается в суждении
на основе познавательного отношения
к объективной действительности.
Поэтому заключающееся в суждении
положение объективно истинно
или не истинно; субъективно,
как высказывание субъекта, оно
обладает для него той или
иной достоверностью. Оно в сугубо
психологическом плане правдиво
или ложно, в зависимости от
того, адекватно или неадекватно
оно выражает убеждение субъекта
в истинности или неистинности
того или иного положения; оно
истинно или не истинно в
зависимости от того, адекватно
ли оно отражает свой объект.
Всякое суждение притязает
на истинность. Но ни одно суждение
не является само в себе
безусловной истиной. Поэтому
возникает необходимость в критике
и проверке, в работе мышления
над суждением. Рассуждение –
это и есть работа мысли
над суждением, направленная на
установление и проверку его
истинности. Суждение – и исходный,
и конечный пункт рассуждения.
И в одном и в другом случае
суждение извлекается из изолированности,
в которой не может быть
установлена его истинность, и
включается в систему суждений,
т.е. в систему знания. Рассуждение
является обоснованием, когда, исходя
из суждения, оно вскрывает посылки,
которые обусловливают его истинность
и таким образом обосновывают
его. Рассуждение принимает форму
умозаключения, когда, исходя
из посылок, оно раскрывает
ту систему суждений, которая
из них следует.
1.3 Умозаключение
Умозаключение – сложная мыслительная
деятельность, в процессе которой
человек, сопоставляя и анализируя
различные суждения, приходит к новым
общим и частным выводам. Человек
пользуется двумя видами умозаключений
– индуктивным (способ рассуждений
от частных суждений к общему) и
дедуктивным (способ рассуждений от
общего суждения к частному).
Индукция начинается с накопления
знаний о возможно большом
числе в чем-либо однородных
предметов и явлений. Это дает
возможность найти сходное и
различное в предметах и явлениях,
отбросить несущественное и второстепенное.
Дедуктивное умозаключение
дает человеку знание о конкретных
свойствах и качествах отдельного
предмета на основании общих
законов и правил. Пример, все
металлы расширяются при нагревании.
Это металлический предмет, значит
если его нагреть, то он увеличится
в размерах. Разновидность дедуктивного
умозаключения является силлогизм – логическая
форма мышления, когда из двух посылок
(общей и частной) выводится новое суждение
Продолжение
Умозаключение представляет собой
обычно более или менее сложный
акт мыслительной деятельности, включающий
ряд операций, подчиненных единой
цели. В умозаключении с особенной
заостренностью выступает роль опосредования
в мышлении. В умозаключении или выводе
на основании имеющегося знания, выраженного
в посылках, приходят к новому знанию в
заключении: знание добывается опосредованно
через знание, без новых заимствований
в каждом отдельном случае из непосредственного
опыта. Из того, что имеет место определенное
положение, я могу вывести новое положение
– объективное знание, которое в исходном
положении не дано. В этом – основная ценность
умозаключения. Заключение оказывается
возможным, очевидно, только в силу существования
объективных связей и отношений вещей,
которые в нем раскрываются. Решающим
моментом для умозаключения как мыслительного
акта опять-таки является следующее: отношения,
которые мы в выводе усматриваем, раскрываются
в объективном содержании предмета, –
в этом основное отличие умозаключения
от ассоциативного процесса. Роль посылок
заключается в том, что они определяют
или вводят некоторую объективную предметность,
на которой мы усматриваем новые отношения,
исходя из тех, которые были даны в посылках.
Эта объективная предметность может быть
введена в наше мышление суждениями –
несколькими или одним; она может быть
также дана нам в непосредственном созерцании,
в восприятии.
В самом ходе умозаключения
можно в психологическом плане
различать три основных случая.
Во-первых, исходное положение, уже
известное, данное в посылках,
представляется наглядно, и новое
отношение открывается на этом
наглядном представлении. А над
В или А больше В, представляется
в виде образа, с которого мы
затем как бы считываем: В
под А или В меньше А. Во-вторых,
то же отношение можно установить,
не прибегая к наглядности,
оперируя только понятиями. В этом случае
вывод тоже не есть формальная операция,
как его трактовала формальная логика;
он предполагает определенное содержательное
значение о свойствах тех отношений, на
которых строится умозаключение, – обратимости
или необратимости, транзитивности и т.д.,
а обратимо ли или транзитивно данное
конкретное отношение, определяется закономерностями
его конкретного содержания. И наконец,
в-третьих, в случаях, когда соответствующие
связи прочно укоренились (выше-ниже, больше-меньше),
переход от посылок к выводу может совершаться
и сплошь и рядом совершается первоначально
чисто ассоциативно, подчиняясь главным
образом автоматизму речи, которая, по
выражению поэта, «за нас творит и мыслит».
Но именно в этих последних случаях эксперимент
особенно ясно показал, что умозаключение
по существу отлично от ассоциативного
процесса. Когда переход от посылок к выводу
совершается ассоциативным путем, его
результат представляется субъекту лишь
как возможное следствие из посылок и
выпадение собственно акта умозаключения
заставляет проделать обратный путь –
от предположительного вывода к посылкам,
т.е. прибегнуть к его обоснованию.
Для того чтобы имело место
умозаключение, нужно, чтобы субъект
соотнес содержание заключения
с содержанием посылок и в
его сознании отразились объективные
связи между ними. Пока содержание
посылок и заключения дано
в сознании рядоположно, умозаключения
– несмотря на наличие и
посылок и заключения – еще
нет.
Развитие умозаключающего мышления
означает, что содержание объективной
действительности перестало быть
для субъекта рядоположением
отдельных элементов, что между
ними раскрылись связи и образовались
включения.
Наглядные схемы играют значительную
роль в процессе умозаключения.
В простых умозаключениях, как
показало экспериментальное исследование,
на основе посылок обычно возникает
более или менее схематическое
представление о фактическом
положении вещей; с него мы
затем как бы «считываем» новое
содержание заключения. Такими наглядными
схемами пользуются не только
тогда, когда речь в умозаключении
идет о наглядных свойствах
вещей – пространственных или
временных, а также и тогда,
когда операция умозаключения
совершается над такими отношениями,
как-то: более или менее одаренный,
умный, ценный и т.п., которые,
не будучи сами наглядными, могут
быть наглядно представлены. Если
умозаключение в логическом плане
может совершаться не на основе
наглядной схемы, то в своем
фактическом протекании оно нередко
совершается при помощи такой
схемы.
Глава 2. Развитие мышления у ребенка
Изучение развития ребенка
представляет, несомненно, большой
теоретический и практический
интерес. Оно является одним
из основных путей к углубленному
познанию природы мышления и
закономерностей его развития. Изучение
путей развития мышления ребенка
представляет и вполне понятный
практический педагогический интерес.
Способность к мышлению постепенно
формируется в процессе развития
ребенка, развитие его познавательной
деятельности. Познание начинается
с отражения мозгом реальной
действительности в ощущениях
и восприятиях, которые составляют
чувственную основу мышления.
О мышлении ребенка можно
говорить с того времени, когда
он начинает отражать некоторые
простейшие связи между предметами
и явлениями и правильно действовать
в соответствии с ними.
Детальное изучение мышления
требует выделения и специального
анализа различных его процессов,
сторон, моментов – абстракции
и обобщения, представлений и
понятий, суждений и умозаключений
и т.д. Но реальный процесс мышления
включает единство и взаимосвязь всех
этих сторон и моментов.
Интеллектуальное развитие
ребёнка осуществляется в ходе
его предметной деятельности
и общения, в ходе освоения
общественного опыта. Наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое
мышление - последовательные ступени
интеллектуального развития. Генетически
наиболее ранняя форма мышления
– наглядно-действенное мышление,
первые проявления которого у
ребёнка можно наблюдать в
конце первого - начале второго
года жизни, ещё до овладения
им активной речью. Уже первые
предметные действия ребёнка
обладают рядом важных особенностей.
При достижении практического
результата выявляются некоторые
признаки предмета и его взаимоотношения
с другими предметами; возможность
их познания выступает как
свойство любого предметного
манипулирования. Ребёнок сталкивается
с предметами, созданными руками
человека, и т.о. вступает в
предметно-практическое общение
с другими людьми. Первоначально
взрослый является основным источником
и посредником знакомства ребёнка
с предметами и способами их
употребления. Общественно выработанные
обобщённые способы употребления
предметов и есть те первые
знания (обобщения), которые ребёнок
усваивает с помощью взрослого
из общественного опыта.
Наглядно-образное мышление возникает
у дошкольников в возрасте 4-6 лет.
Связь мышления с практическими
действиями хотя и сохраняется, но не
является такой тесной, прямой и
непосредственной, как раньше. В
ряде случаев не требуется практического
манипулирования с объектом, но во
всех случаях необходимо отчётливо
воспринимать и наглядно представлять
объект. Т.е. дошкольники мыслят лишь
наглядными образами и ещё не владеют
понятиями (в строгом смысле).
Существенные сдвиги в интеллектуальном
развитии ребёнка возникают в
школьном возрасте, когда его
ведущей деятельностью становится
учение, направленное на усвоение
систем понятий по различным
предметам. Эти сдвиги выражаются
в познании всё более глубоких
свойств предметов, в формировании
необходимых для этого мыслительных
операций, возникновении новых мотивов
познавательной деятельности. Формирующиеся
у младших школьников мыслительные операции
ещё связаны с конкретным материалом,
недостаточно обобщены; образующиеся
понятия носят конкретный характер. Мышление
детей этого возраста является понятийно-конкретным.
У детей овладение понятием
в значительной степени зависит
от опыта, на который они
опираются. Значительные трудности
возникают тогда, когда новое
понятие, обозначаемое определенным
словом, не согласуется с тем,
что уже связано с этим словом
у ребёнка, т.е. с тем содержанием
данного понятия (часто неправильным
или неполным), которым он уже
владеет. Чаще всего так бывает
в тех случаях, когда строго
научное понятие, усваиваемое
детьми в цоколе, расходится с
так называемым житейским, донаучным
понятием, уже усвоенным ими вне
специального обучения, в процессе
повседневного общения с другими
людьми и накопления личного
чувственного опыта (например, птица
это животное которое летает,
поэтому бабочки, жуки, мухи относятся
к птицам, а курица, утка — нет,
они не летают. Или: хищные животные
«вредные» или «страшные», например
крысы, мыши, а кошка не хищник,
она домашнее животное, ласковая).
Младшие школьники овладевают
уже и некоторыми более сложными
формами умозаключений, осознают
силу логической необходимости.
На основе практического и
наглядно-чувственного опыта у
них развивается - сначала в
простейших формах - словесно-логическое
мышление, т.е. мышление в форме
абстрактных понятий. Мышление
выступает теперь не только
в виде практических действий
и не только в форме наглядных
образов, а прежде всего в
форме отвлечённых понятий и
рассуждений.
«Развитие процессов, приводящих
в последствии к образованию
понятий, уходит своими корнями
глубоко в детство, но только
в переходном возрасте вызревают,
складываются и развиваются те
интеллектуальные функции, которые
в своеобразном сочетании образуют
психическую основу процесса
образования понятий».
Данные наблюдения детей
говорят о том, что ребенок
рано начинает делать «выводы».
Было бы неправильно отрицать
у детей дошкольного и даже,
может быть, преддошкольного возраста
возможность делать некоторые
«умозаключения»; но было бы
совершенно неосновательно приравнивать
их к умозаключениям взрослых,
в частности к тем формам
умозаключения, которыми пользуется
научное знание.
Мальчик в возрасте 4 лет 6
мес обращается к отцу: «Папа,
небо больше, чем земля, да, да,
я знаю это. Потому что Солнце
больше, чем Земля (это он узнал
от взрослых еще прежде), а Вера
(старшая его сестра) только что
мне показала, что небо больше,
чем Солнце». А через 3 месяца
летом после прогулки у ручья:
«Камни тяжелее, чем лед». –
«Откуда ты это знаешь?» –
«Потому что лед легче воды;
они в воде идут ко дну».
Этот ребенок сопоставлял наглядные
ситуации своего опыта и сведения
о предметах, полученные им от взрослых.
Вышеприведенный факт ярко
вскрывают особенности типичных
для дошкольника умозаключений.
Его мысль функционирует еще
внутри восприятия. Поэтому его
умозаключение сплошь и рядом
совершается посредством переноса
целых наглядных ситуаций; заключение
идет от единичного факта к
единичному факту.
Для характеристики специфической
формы этих детских умозаключений,
господствующей в дошкольном
возрасте, психолог В.Штерн ввел
термин трансдукция, отличающий
ее как от индукции, так и
от дедукции. Трансдукция – это
умозаключение, переходящее от
одного частного или единичного
случая к другому частному
или единичному случаю, минуя
общее. Трансдуктивные умозаключения
совершаются на основании сходства,
различия или по аналогии. Отличает
их от индукции и дедукции
отсутствие общности. Пиаже правильно
отметил, что Штерн дал лишь
описание, а не объяснение трансдукции.
Отсутствие обобщения в трансдукции
есть в действительности не
первичная, не определяющая ее
черта. Ребенок в трансдукции
не обобщает, потому что и поскольку
он не может вычленить существенные
объективные связи вещей из
случайных сочетаний, в которых
они даны в восприятии. В трансдукции
сказывается ситуационная привязанность
мышления дошкольника. Но трансдукция
никак не является все же
единственной ведущей формой
умозаключения у дошкольника.
Развитие форм детского мышления
неотделимо от развития его
содержания, от ознакомления ребенка
с конкретной областью действительности.
Поэтому появление более высоких
видов умозаключения происходит
вначале, так сказать, не по
всему фронту интеллектуальной
деятельности, а отдельными островками,
в первую очередь там, где
знакомство ребенка с фактами,
связь его с действительностью
оказывается наиболее глубокой
и прочной.