Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью нашего исследования является анализ развития мыслительной деятельности старших дошкольников в процессе игр.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
- раскрыть понятия мышления;
- изучить особенности мыслительной деятельности в дошкольном возрасте;
- рассмотреть игру как основной вид деятельности, а также как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Введение
понятие о мышлении.
особенности мыслительной деятельности в дошкольном возрасте.
игра как основной вид деятельности у детей.
развитие мышления у ребенка старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Заключение.
Литература.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития.
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. В дидактических играх, применяемых в детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в итоге удачи, обмана, присвоения права другого и т. д.
Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.
Своеобразие дидактической
игры как игровой деятельности заключается
в том, что взаимоотношения
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Играя, дети лучше
усваивают программный
ЛИТЕРАТУРА:
1 Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2001. – с.142.
2 Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2001. -с.145
3 Немов Р.С. Основы психологии. – М.: Владос, 1995. – с.236
4 Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2001. –с. 148
5 Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. – Иркутск, 1999.
Психология дошкольника: Хрестоматия. - М.: Академия, 1997
6 Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969
7 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – с.230
8 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1987.
9 Психология дошкольника: Хрестоматия. - М.: Академия, 1997
10 Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969
11 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – с.226
12 Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Мысль, 1972. –с.170
13Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
14 Коломенских Я. Л., Панько Е. А. Детская психология., Мн. «Университетское», 1988. – с.100
15 Коломенских Я. Л., Панько Е. А. Детская психология., Мн. «Университетское», 1988,
16 Векнер Л. М. Психические процессы- т. 2, Мышление и интеллект- Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова,1976
Информация о работе Развитие мышления у ребенка старшего дошкольного возраста в игре