Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ…………………………………4
1.1 Основные характеристики памяти…………………………………………….5
1.2 Классификация видов памяти…………….……………………………………7
1.3 Основные процессы памяти………….………………………………………….9
1.4 Особенности развития памяти дошкольников……………………………….10
ГЛАВА 2: ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ…23
2.1 Постановка проблемы и гипотеза исследования………………………….23
2.2 Цели и задачи исследования………………………………………………….24
2.3 Методика проведения исследования………………………………………..25
2.4 Описание методического материала…………………………………………26
2.5 Описание процедуры исследования…………………………………………..27
2.6 Особенности организации исследования……………………………………28
2.7 Обработка первичных экспериментальных данных………………………..29
2.8 Обработка результатов исследования……………………………………….30
2.9 Анализ результатов исследования……………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...34
……………………………………………………….
БОРИСОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
Педагогическое отделение
Курсовая работа
на тему: «Развитие памяти дошкольников»
Борисов 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ…………………………………4
ГЛАВА 2: ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ…23
2.1 Постановка
проблемы и гипотеза
2.2 Цели и
задачи исследования……………………………
2.3 Методика
проведения исследования…………………
2.4 Описание
методического материала…………………
2.5 Описание
процедуры исследования……………………
2.6 Особенности
организации исследования………………
2.7 Обработка
первичных экспериментальных
2.8 Обработка результатов
2.9 Анализ результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………….37
ВВЕДЕНИЕ
Память – одно из необходимых
условий для развития интеллектуальных
способностей. Но если до недавнего
времени основное внимание ученых было
обращено на школьный возраст, где, как
казалось, ребенок приобретает
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и посредственному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
Раннее детство – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.
ГЛАВА 1: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Память трудно свести к одному понятию. Память это:
1.1 Основные характеристики памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.
Объём памяти - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.
Быстрота запоминания - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
Точность запоминания - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
Длительность запоминания - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.
Разница может быть количественной, например:
К примеру, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память.
Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:
1.2 Классификация видов памяти
Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
По характеру целей деятельности – непроизвольная и произвольная.
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.
В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев.
Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память - это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы.
Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание.
По продолжению закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью в деятельности) – кратковременная, долговременная и оперативная.
Мгновенная или иконическая память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 секунд.
Кратковременная память. Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 секунд. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия.
Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время.
По сути предмета и способа запоминания.
1.3 Основные процессы памяти
Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.
Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали.
Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемической деятельности - этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция.
Забывание – процесс противоположный сохранению.
Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно – что имеет исключительно важное значение – с процессами мышления. Человеческая память – сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.
Это некоторые наиболее общие, но вовсе не исчерпывающие характеристики памяти у человека.