Развитие памяти дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ…………………………………4
1.1 Основные характеристики памяти…………………………………………….5
1.2 Классификация видов памяти…………….……………………………………7
1.3 Основные процессы памяти………….………………………………………….9
1.4 Особенности развития памяти дошкольников……………………………….10
ГЛАВА 2: ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ…23
2.1 Постановка проблемы и гипотеза исследования………………………….23
2.2 Цели и задачи исследования………………………………………………….24
2.3 Методика проведения исследования………………………………………..25
2.4 Описание методического материала…………………………………………26
2.5 Описание процедуры исследования…………………………………………..27
2.6 Особенности организации исследования……………………………………28
2.7 Обработка первичных экспериментальных данных………………………..29
2.8 Обработка результатов исследования……………………………………….30
2.9 Анализ результатов исследования……………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...34
……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Лены.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.5 Описание процедуры исследования

Общая схема проведения исследования А следующая. Эксперимент проводился индивидуально. Перед ребенком располагалась карта, ему объясняли, обращаясь по имени:

Я буду тебе показывать маленькие  карточки, а ты запомни, что на них  нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте.

Ребенку по одной показывают карточки. Время экспозиции – 1 секунда. После  каждого предъявления давали возможность  найти такое же изображение на карте.

Общая схема проведения тестирования В такова. Эксперимент проводился индивидуально и состоял из 2 тестирований, различающихся между собой содержанием запоминаемого материала.

В первом задании использовались геометрические фигуры. Материал для эксперимента располагался хаотично, на некотором  расстоянии друг от друга. При воспроизведении  геометрических фигур ребенка просили нарисовать их, предлагая бумагу и фломастеры. Время экспозиции 20 секунд. Если ребенок изображал фигуры несоответствующим цветом, его спрашивали:

Какого цвета были фигуры? Почему ты взял фломастер другого  цвета?

Во втором тестировании использовались изображения предметов. Эксперимент проводились индивидуально. Картинки для тестирования размещались хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции 20 секунд. Ребенку предлагали, обращаясь по имени:

Внимательно посмотри на картинки, лежащие на столе, запомни, а затем назови.

Время воспроизведения не более 6 секунд.

 

2.6 Особенности организации исследования

В соответствии с поставленными  задачами в сентябре 2009 года на базе Детского сада N 21 г. Витебска была проведена  экспериментальная часть данной работы. В старшей группе 25 детей.

В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Отбор  испытуемых проводился методом случайной  выборки. Характеристика по полу следующая 50% мальчиков и 50% девочек.

 

2.7 Обработка первичных экспериментальных данных

Для расчётов возможно использование компьютерных программ обработки данных Microsoft Excel, Statistical. Однако, в данных условиях, при столь незначительных объёмах данных, можно было рассчитать с использованием четырёх действий арифметики.

Протоколы тестирования представляли собой рабочие тетради, с предназначенными «пустографками» в табличной  форме, в которых в течение  экспериментов заносились данные.

 

2.8 Обработка результатов исследования

Обработка результатов исследования А свелась к следующим подсчётам. За верный ответ память ребенка оценивалась максимальным баллом – 3 балла. В том случае, если ребенок показал изображение, отличающееся деталью, его память оценивалась в 2 балла. В том случае, если ребенок показал изображение схожее лишь силуэтом и назначением, его память оценивалась в 1 балл. За неверный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал другое изображение, оценка его памяти минимальна – 0 баллов. Результаты экспериментатор заносил в протокол.

Теоретически, в рамках данного эксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в 0 баллов до максимума в 24 балла. Было принято, что при результате в 12 баллов и ниже у ребёнка наличествует низкий уровень памяти; при результате в 13 баллов и до 16 баллов у ребёнка – средний уровень памяти; при результате в 17 баллов и выше у ребёнка – высокий уровень памяти.

Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов. Один ребенок из 10 обнаружил низкий уровень  развития образной памяти, четверо детей показали средний уровень, и пять детей, раскрыли высокий уровень развития образной памяти (Приложение 1).

При обработке результатов тестирования В было подсчитано число воспроизведенного  материала по всем сериям эксперимента, результаты заносим в таблицу и подсчитываем итоговые результаты. Тестирование детей привело к следующим результатам.

Первое задание. Дети при воспроизведении геометрических фигур следующие результаты: 6 правильных ответов нарисовал 1 ребёнок, от 4 до 5 правильных ответов у шести детей, и три ребёнка смогли дать лишь по 2 или 3 правильных ответа (Приложение 2).

Второе задание. При воспроизведении изображения предметов дети показали следующие результаты: шестеро детей назвали по 6 правильных ответов, а четверо смогли дать лишь 5 правильных ответов (Приложение 3).

Теоретически, по данным экспериментам, объём памяти ребёнка может быть оценена от 0 до 6 правильных ответов. Примем, что результату 3 и ниже правильных ответов при воспроизведении  соответствует низкий объем произвольной памяти; при результате 4 и 5 – средний объем памяти; при результате 6 правильных ответов – высокий объем памяти. В ходе эксперимента дети шестилетнего возраста обнаружили среднюю продуктивность при воспроизведении геометрических фигур и заметно более высокую продуктивность при воспроизведении предметных картинок.

 

2.9 Анализ результатов исследования

В результате проведенных экспериментов  А делаем вывод о том, что образная память является достаточно развитой у детей шестилетнего возраста. Следует  сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят от индивидуальных особенностей.

На основании проведенного тестирования В можно прийти к выводу, что  у детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом  памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение  – единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить  перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

При созревании ребёнка, у него возникают  моторная, эмоциональная, образная и  словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

Результаты всех работ, посвященных  исследованию взаимоотношений образной и словесной памяти, образа и слова  в процессах запоминания и  воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Блонский П. П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просв., 1964.
  2. Выготский Л. С. Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008с.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Основы психологии. – М.: 1988, 156с.
  4. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б. А. Бенедиктова. – Мн.: 1989.
  5. Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981
  6. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр Академия, 1997.
  8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования – 608с.

 

Интернет-ресурсы

Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru

Портал «Psychology.ru»: http://www.psychology.ru

Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

 


Информация о работе Развитие памяти дошкольников