Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:23, отчет по практике

Описание работы

Целью научно-исследовательской практики является развитие и комплексное применение приобретенных в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, работы с научным оборудованием и информационными ресурсами, планирования и проведения психологического эксперимента, надежной интерпретации его результатов; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды. Данная практика направлена на решение следующих задач:
• ознакомить обучающихся с организацией научных исследований; методологией и методикой решения практических профессиональных задач (формулировка задачи, выбор метода решения, планирование работы, выбор методов обработки и оценивания результатов эксперимента и др.);
• освоить научную литературу и доступные информационные ресурсы по выбранному направлению научно-исследовательской работы;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
Этические принципы и правила работы психолога образовательного учреждения………………………………………………………………………. ..6
Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности…………………9
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………….23
Приложения……………………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности.docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

  1. Этические принципы и правила работы психолога образовательного учреждения………………………………………………………………………. ..6
  2. Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности…………………9

Заключение………………………………………………………………………...21

Список использованной литературы…………………………………………….23

Приложения……………………………………………………………………….24

 

Введение

   Я  проходила научно-исследовательскую  практику на базе МБОУ ….СОШ. В связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с психологической деятельности, но и предполагает возможность преподавания психологии, целью моей практики было закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в институте, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

Целью научно-исследовательской практики является развитие и комплексное применение приобретенных в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, работы с научным оборудованием и информационными ресурсами, планирования и проведения психологического эксперимента, надежной интерпретации его результатов; формирование  навыков самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды. Данная практика направлена на решение следующих задач:

• ознакомить обучающихся с организацией научных исследований; методологией и методикой решения практических профессиональных задач (формулировка задачи, выбор метода решения, планирование работы, выбор методов обработки и оценивания результатов эксперимента и др.);

• освоить научную литературу и доступные информационные ресурсы по выбранному направлению научно-исследовательской работы;

• освоить методы и методики проведения экспериментов и научную аппаратуру по выбранному направлению работы;

• получить достаточной объем результатов собственных исследований, провести их анализ и необходимую интерпретацию

      На данном  этапе  практики осуществлялись функции психолога. Были проведены коррекционно-развивающие занятия под руководством  действующего школьного психолога; была проведена комплексная диагностика (особенности познавательной и умственной сферы, личностные особенности и т.д.). Кроме этого были проведены психологические консультации по запросу. Осуществлено несколько выступлений на родительских собраниях и на классных часах.

Во время прохождения научно- исследовательской практики была реализована цель – формирование умений и навыков, необходимых в деятельности психолога образовательного учреждения

 

Основная часть

Глава 1.  Этические принципы и правила работы психолога образовательного учреждения.

   Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего специалиста школа - хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа - это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.

Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.

Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

Для того чтобы результаты деятельности психологической службы школы соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса.

При системной организации психологической службы школы необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся, не менее 70%. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся явно заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма.
  • Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы «школа». Индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимися ведет не школьный психолог, а учитель. При этом он использует результаты психодиагностических исследований учащихся, которые предоставляются педагогу школьным психологом. Данный принцип обоснован  необходимостью «охвата» психологической службой большинства учащихся. Указанный принцип отражает представления о педагоге не только как об учителе-предметнике, но и как о профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.
  • Принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психолога, учителей и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимосодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимосодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, сфокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.
  • Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности учащихся. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществлять экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба школы была действительно полезна большинству педагогов и заметна во всех классах. Созданная система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащихся (процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация).

          Этика  работы практического психолога  основывается на общечеловеческих  моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.

          Этические  принципы и правила работы  психолога формируют условия, при  которых сохраняются и упрочиваются  его профессионализм, гуманность  его действий, уважение людей, с  которыми он работает. В своей  работе практический психолог руководствуется следующими  правилами:

   1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать.

   2. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

   3. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого.

   4. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

   5. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.

   6. .Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

   7. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

   8. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

   9. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

   10. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

   11. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

   12. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

 

 

 Глава 2. Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности

    Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность  школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Одной из основ развивающего обучения является один из видов интеллектуального развития – развитие памяти школьников.  С этой целью в традиционный учебный процесс активно вводятся разнообразные занятия, направленные на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка: памяти, внимания и других психических функций: зрительные диктанты; определенный набор (формируемый комплекс) для интеллектуального развития школьников на уроках   гуманитарного цикла; словарно-орфографическая работа и различные задания во время проведения чистописания на уроках русского языка , закрепления пройденного, изучения нового материала, заучивание наизусть и т.п.

В ходе данной практики память рассматривается, как один из видов интеллектуального развития младших школьников, индивидуальные различия памяти у людей, формирование и развитие памяти, использование различных заданий, развивающих память учащихся.

Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлеть и воспроизводить по мере надобности полученные впечатления. Эта способность составляет функцию памяти.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение его опыта. Характерной особенностью памяти школьника является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем так называемая словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Уже в этом, младшем школьном возрасте начинают определяться заключительные особенности памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носили произвольный характер. В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти – необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованиям учителя.

Информация о работе Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности