Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:23, отчет по практике

Описание работы

Целью научно-исследовательской практики является развитие и комплексное применение приобретенных в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, работы с научным оборудованием и информационными ресурсами, планирования и проведения психологического эксперимента, надежной интерпретации его результатов; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды. Данная практика направлена на решение следующих задач:
• ознакомить обучающихся с организацией научных исследований; методологией и методикой решения практических профессиональных задач (формулировка задачи, выбор метода решения, планирование работы, выбор методов обработки и оценивания результатов эксперимента и др.);
• освоить научную литературу и доступные информационные ресурсы по выбранному направлению научно-исследовательской работы;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
Этические принципы и правила работы психолога образовательного учреждения………………………………………………………………………. ..6
Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности…………………9
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………….23
Приложения……………………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности.docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

Также в ходе практики были проведены исследования по выявлению уровней памяти у учащихся. Данные методики представлены в приложениях №1, №2, №3.     

    Проведённое  исследование, констатирует тот факт, что память школьников различается. Обработка данных показывает, что у одних учеников преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, как и зрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто.

    В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованный памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминания, одни рисуют условные рисунки, другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом, когда понятия абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением. Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта т.т. от испытуемого требуется использования логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.

   Далее задачей исследования, было, проследить, всегда ли хорошая память является показателем высокого интеллекта или плохая память показателем низкого интеллекта. С этой целью и был проведён тест Айзенка, который предназначен для оценки общего уровня интеллектуального развития человека. Обработка данных показывает достаточно средние показатели и в целом такую чёткую закономерность хорошей памяти и высокого интеллекта проследить не удалось. Хотя у многих испытуемых с хорошими показателями памяти, показатель общего интеллектуального развития более высок, чем у испытуемых с менее высокими показателями памяти.

   Поэтому вопрос о том является память признаком большого интеллекта нельзя говорить однозначно т.к. исследования небольшой группы не дает основания утверждать, бесспорно, что это именно так,  т. к. в действительности есть огромное количество людей, которые отличаются хорошей памятью и даже феноменальной, но не отличаются глубоким интеллектом т.к. уже было сказано выше феноменальная память не всегда служит истинным критерием ума. Хотя справедливо утверждать большинство людей помимо своих высоких интеллектуальных способностей обладали хорошей или даже отличной памятью, которая сама по себе и не являлась причиной их гениальности.

Говоря об успеваемости в школе, память во многом облегчает обучение, поэтому всё же нужно заметить, что хорошая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека то память и интеллект идут параллельно т.к. например словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от мышления. Один хорошо играет на фортепьяно, т.е. учится музыке другой любит рисовать. Поэтому всё же в значительной степени память можно развивать путём систематических тренировок. Для этого и предлагают следующие рекомендации, которые помогут улучшить тот вид памяти, который является менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Жалобы на память в этом возрасте встречаются чаще чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес, как улучшить запоминание.

А.Н.Леонтьев показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причём быстрее, чем опосредственного и ближе к подростковому и юношескому возрасту. Прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется и за одно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

С возрастом отношения между памятью и мышлением меняются. Мышление в этом возрасте тесно связано с памятью мыслит, значит – вспоминать, т.е. запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

 

Заключение

         Исследование  проблемы  «Развитие  памяти учащегося в процессе  учебной деятельности» убедило меня в том, что она имеет свои сложности.

         Эти  сложности  вызваны  тем,  что школьники разных возрастных категорий    имеют   свои  психологические особенности, связанные с сохранением материала  в  памяти  и его   воспроизведения.  

         На основе  исследований я пришла  к  выводу, что существует зависимость между уровнем развития памяти и успешностью учебной деятельности, чем выше уровень развития памяти младших школьников, тем, скорее всего, будет успешна его учебная деятельность, так как память – важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В ходе исследования мною были решены следующие задачи:

     1) постаралась полностью изучить состояние данной проблемы  в  научно-

 методической литературе;

     2)  исследовала  уровень развития памяти  у   детей   разного  школьного  возраста  и  уровень  успешности учебной деятельности;

     3) установила  взаимосвязь между уровнем развития памяти и успешности учебной деятельности;

     4)  разработала под руководством действующего психолога школы  комплекс игр и упражнений, направленных на развитие памяти школьников.

В результате практики у меня сформировались психолого-педагогические знания и навыки, способность вести самостоятельную профессиональную деятельность, расширились представления о взаимодействии школьной психологической службы с социумом.

В результате прохождения научно-исследовательской практики у меня сложилось умение планировать работу практического психолога, составлять отчеты; закрепились навыки проведения комплексной психологической диагностики с постановкой диагноза, составления текста заключений и практических рекомендаций, сформировались умения в консультативной деятельности и проведении коррекционно-развивающих занятий.

 В целом, я оцениваю свою  практику как успешную. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в психологии и педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); развить умение выявлять, анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

 

 

 

Список использованных источников

     1.

Артемов В.А. Курс лекций по психологии. – М., 1991

2.

«Возрастные и индивидуальные различия памяти» (сборник статей) под редакцией Смирнова М 1967 г.

3.

Гарибян Школа памяти. – М.: Просвещение, 1971

4.

Голубева «Индивидуальные особенности памяти человека» М. «Педагогика» 1980

5.

Даниел Лапп «Улучшение памяти в любом возрасте» Мир 1993

6.

Каменская Б.И. и Венн А.М. «Память человека» М. «Наука» 1973

7.

Купреянов Л.И. «Резервы улучшения памяти»

8.

«Механизмы памяти» Л. 1987

9.

«Механизмы управления памятью» под редакцией Бехтеревой. «Наука» Ленинградское отделение 1979

10.

Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти» М 1989

11.

Немов Р.С. «Психология» 1 и 2 том. М. Изд. центр «Владос» 1999

12.

Лядиус А.Р. «Память в процессе развития» М 1990

13.

Теплов «Проблемы индивидуальных различий» С-П 1986

14.

Хванливин М.М. «Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии» М 1999


 


Информация о работе Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности