Развитие памяти в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте. Задачи данной работы:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Проанализировать основные теории памяти и определить понятие памяти;
Рассмотреть основные процессы, виды, типы памяти и их особенности;
Установить особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников;
Выявить приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте.

Файлы: 1 файл

ГОТОВОЕ в старом ворде.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

В современных  психологических исследованиях  память рассматривается как сложная  психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение). В основе классификации памяти лежат следующие критерии – объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти. Основные виды памяти, которые выделяются на основе этих критериев, представлены в приложении.

В развитии памяти человека большую роль играет период дошкольного и младшего школьного детства. Для детей в этом плане очень важны слуховые, зрительные и двигательные впечатления.

Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают  его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько иной, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.

Память ребенка  особенно богата образами отдельных  конкретных предметов. В этих образах  воедино слиты существенные, общие  черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, детали.

В возрасте 5-6 лет  начинает формироваться произвольная память. У дошкольников преобладает наглядно-образная память. Но на протяжении дошкольного и младшего школьного периода возникает и развивается память словесно-логическая.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Описание  и организация методик исследования.

Всего в исследовании приняли участие 5 человек, ученики 2 «А» класса МБОУ «СОШ № 1 г. Курска». Количество испытуемых варьировалось  в связи с большим объемом проводимых методик.

Целью исследования является изучение особенностей памяти детей младшего школьного возраста.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

-на основании существующих исследований по проблеме разработать методики изучения памяти детей дошкольного возраста;

-в ходе экспериментального исследования изучить особенности памяти детей

Предполагалось использовать следующие методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических работ; организационные методы: изучение развития мышления детей.

Были использованы следующие методики:

  • Методика «Узнавание фигур»
  • Методика «Образная память»
  • Методика «Как выбрать нужную информацию»
  • Методика «Узелок на память»

Методики исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения процесса. Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. Из многочисленных когда - либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие достаточно полно судить о характере имеющихся у испытуемых.

Стимульный материал  см. Приложение 0.

Методика № 1 «Узнавание фигур»

Цель - оценка зрительной памяти.

Детям предлагаем таблицу размером 50 х 50 см. с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции - 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном бланке вычеркнуть увиденные на таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур ( 10 х 10 см.).

При оценке используем новую классификацию уровней кратковременной зрительной памяти.

Отмечаем и подсчитываем число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитываем коэффициент узнавания Е:

Е = (М: 9) + N

Где М - число правильно узнанных фигур; N - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Очень высокий результат - узнаны 9 фигур верно

Норма 7-8 фигур

Низкая норма - 6 фигур

Низкий результат - меньше 6 фигур

Методика №2 «Образная память»

Цель. Изучение кратковременной образной памяти.

Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Инструкция. «Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы - 20 секунд.

Оценка.  Подсчитывается количество правильно  воспроизведенных образов. В норме - это 6 и более правильных ответов.

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во

15-16

13-14

10-12

7-9

6

5

4

3

1-2

воспроизведенных

                 

образов

                 

Методика №3. «Как выбрать нужную информацию»

Цель. Определить объем кратковременной зрительной памяти. Описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

Инструкция. «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»

Оценка.    По    количеству    правильно    воспроизведенных    чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может хранится в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень 6-7 единиц. 5 баллов - все задание выполнено, верно;

4  балла - часть  задания  выполнено  с  ошибкой,  но  ошибка исправляется самостоятельно;

3 балла - ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 2 балла - часть задания недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 балл - невыполнение.

Методик 4. «Узелок на память»

Цель. Исследование логической памяти.

Материал. Набор из 30 карточек с изображением предметов и набор из 15 слов.

Ход выполнения. На столе перед испытуемым раскладывают все карточки в любом порядке так, чтобы они были хорошо ему видны.

Инструкция. «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть слова, а ты к каждому слову выбери и отложи такую карточку, которая поможет потом тебе припомнить его. Например, слово для запоминания -лес. Здесь лес нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет потом вспомнить это слово».

После того как карточка выбрана и отложена, испытуемому задают вопрос: «Как эта карточка напомнит про лес?»

Таким образом, испытуемый подбирает к каждому слову какую-нибудь карточку. Когда все отобранные карточки отложены, испытуемого предупреждают о том, что он должен будет вспомнить слова позже, через некоторое время. Через 40 - 60 минут исследователь показывает в произвольном порядке каждую карточку и просит испытуемого вспомнить, для какого слова она выбрана. При этом обязательно задают вопрос: «Чем тебе данная карточка напоминает это слово?» - или: «Как ты смог вспомнить это слово?».

В протокол записываются: какая карточка к какому слову выбрана, как это испытуемый объяснил, воспроизведение слов и объяснение по этому поводу, а также другие высказывания испытуемого и исследователя.

Слова для запоминания. Свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорого, ночь, мышь, молоко, стул.

Оценка.

5 баллов - все задание выполнено, верно;

4 балла - часть задания выполнено с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;

3 балла - ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла - часть задания недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 балл - невыполнение.

2.2. Программа  развития памяти у детей младшего  школьного возраста.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Память –  основа всей психической деятельности, она является важнейшей познавательной функцией, лежит в основе развития и обучения.

«Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое  было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

На сегодняшний  день проблема развития памяти младших  школьников является актуальной и социально  значимой. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам.

Цель ПРОГРАММЫ – создание социально-психологических условий для выработки эффективного стиля познавательной деятельности у обучающихся.

Цель достигается  за счёт решения следующих задач:

    • обучающие:
    • познакомить обучающихся с познавательным процессом «память»,
    • ознакомить со способами запоминания информации,
    • научить приёмам запоминания различной информации;
    • развивающие:
    • развить зрительную, слуховую, кратковременную и долговременную память,
    • развить необходимые и доступные на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии,
    • развить творческие способности;
    • воспитательные:
    • способствовать формированию качеств: нравственных (трудолюбие, честность, дружелюбие), волевых (усидчивость, умение доводить начатое дело до конца),
    • формировать позитивную мотивацию (Зачем мне нужно этим заниматься? Как полученные на занятиях знания могут помочь мне в учёбе?).

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, а ведущей деятельностью этого возрастного периода является учебная деятельность, поэтому речь идёт о формировании у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, её познавательного компонента.

В программу включены игры и творческие задания, которые предусматривают развитие самых разных типов и видов памяти, преодоление невнимательности, выработку некоторых важных и полезных привычек.

В структуре  каждого занятия выделены следующие  этапы работы:

Приветствие (Оно  всегда одинаково, что помогает детям настроиться на процесс обучения).

Разминка (В  разминки включены различные игры и  упражнения развивающие тот или  иной вид памяти и помогающие обучающимся  настроиться на занятие).

 Рефлексия  предыдущего занятия (Данный этап  помогает вспомнить, о чём говорили и что нового узнали на предыдущем занятии. Таким образом, педагог проверяет степень освоения обучающимися изученного ранее материала).

Основное содержание занятия (На данном этапе занятия  педагог знакомит обучающихся с  методами развития памяти, способами запоминания различной информации, выдаёт рекомендации, помогающие сделать образовательный процесс более эффективным).

Информация о работе Развитие памяти в младшем школьном возрасте