Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель работы - изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте. Задачи данной работы:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Проанализировать основные теории памяти и определить понятие памяти;
Рассмотреть основные процессы, виды, типы памяти и их особенности;
Установить особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников;
Выявить приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте.
Рефлексия текущего
занятия (Данный этап работы на занятии
помогает развить у обучающихся
способность проводить
Прощание (Прощание с обучающимися проводится в виде одного и того же ритуала, например «Пирамидка дружбы». Ритуал помогает детям почувствовать принадлежность к группе, что способствует развитию доброжелательных отношений).
В занятия обязательно включены игры для отдыха, которые помогают снять эмоциональное напряжение, дают возможность подвигаться, повышают настроение, а, следовательно, и работоспособность детей.
Данная программа может варьироваться по содержанию и формам работы в зависимости от потребностей и возможностей младших школьников.
Мы предлагаем 3 занятия, помогающих детям быстро и легко научиться запоминать стихотворения.
Занятие1.Запоминание стихотворений. Метод «Разрезанное стихотворение»
Задачи:
познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Разрезанное стихотворение»);
развить зрительную память и внимание.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, ксерокопия стихотворения С. Маршака (Приложение 1) для педагога, раздаточный материал для детей (Приложение 2).
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Разминка. Игра «Счёт».
Дети встают в круг, а педагог объявляет, что сегодня он проверит, как они умеют считать.
Инструкция: «Сегодня при счёте запрещается говорить цифру «4», вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1,2,3, хлопок, 5,6,7,8,9,10,11,12,13, хлопок и т.д.
Давайте попробуем поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру «6».
3. Основное содержание занятия.
Прежде чем
вы узнаете о приёмах, облегчающих
запоминание стихотворного
К сожалению, сейчас
люди практически перестали
Большинство нынешних
молодых людей худо-бедно
И мне не раз приходилось слышать от разных специалистов, что одной из причин ухудшения памяти у современных школьников является то, что они перестали запоминать стихи. Поэтому, если вы хотите сохранить хорошую память надолго, не пренебрегайте стихами.
Попробуйте хотя бы раз в месяц запоминать по одному стихотворению. Это отличный способ тренировки вашей памяти. Не говоря уже о том, что знанием поэзии всегда можно блеснуть в обществе.
Несмотря на то, что стихотворный текст запоминается гораздо легче обычного, мы всё равно испытываем некоторые трудности при его заучивании.
Как облегчить этот процесс?
Итак, пришло время познакомиться с первым способом запоминания стихотворения. Этот способ называется «Разрезанное стихотворение».
Сейчас нам
предстоит выучить
/Заранее написанные слова данного стихотворения наклеены на разноцветных полосках бумаги./
Алгоритм заучивания способом «Разрезанное стихотворение».
Все вместе читаем стихотворение вслух.
Убираю первую строку. Вам необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.
Убираю вторую строку. Вам вновь необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.
Примечание: строчки
необходимо убирать по очереди. После
каждого снятия с доски очередной
строки стихотворения нужно
Игра для отдыха «Счёт».
Инструкция: «Сейчас при счёте запрещается говорить все цифры, которые делятся на «3», вместо них необходимо хлопать в ладоши».
Задание для самостоятельной работы (Приложение 2).
Инструкция: «Предлагаю вам попробовать самостоятельно запомнить отрывок из стихотворения Ф. Тютчева при помощи изученного нами метода. У каждого из вас на столах, в конвертах, уже лежит разрезанное стихотворение. Каждая строка для удобства пронумерована».
Анализ выполнения задания:
Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?
Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?
5. Рефлексия занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
6. Прощание.
Занятие 2.. Запоминание стихотворений. Метод «Шторка».
Задачи:
познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Шторка»);
развить зрительную память и сосредоточенность внимания.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный материал для детей к заданиям 1 и 3 (Приложение 3, приложение 5), наглядный материал для педагога (Приложение 4), карточки для работы.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Разминка. Игра «Ванная комната» (Приложение 3).
Инструкция: «Внимание! Перед вами 2 рисунка с изображением ванной комнаты. Сначала мы будем работать с рисунком № 1. В комнате есть различные предметы:
лёгкие и тяжёлые,
гладкие и шершавые,
мокрые и сухие.
Представьте, что вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из этих предметов. Вам даётся 1 минута на запоминание предметов, находящихся в данной комнате. Через 1 минуту вы перевернёте рисунок.
/Дети работают 1 минуту./
Возьмите рисунок № 2. Найдите недостающие предметы на рисунке и запишите их в тетрадь».
Недостающие предметы: лампочка, мочалка, зубная щётка, носки, коврик, мусор на полу, мыльница с мылом.
Анализ выполнения упражнения:
- Какой вид памяти мы сейчас тренировали?
3. Рефлексия предыдущего занятия.
- О чём говорили? Что нового узнали?
4. Основное содержание занятия.
Сегодня вам предстоит познакомиться с ещё одним способом запоминания стихотворений, который называется «Шторка». Данный способ позволяет существенно сократить количество прочтений стихотворения до полного и уверенного его воспроизведения. Суть способа заключается в последовательном закрытии правой части стихотворения и попытке закончит строки по памяти.
Как действовать?
Предположим, вы хотите выучить отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце».
Алгоритм заучивания
стихотворения методом «Шторка»
Прочитать стихотворение 2 раза, пытаясь его запомнить.
С правой стороны
закрыть карточкой небольшую ча
Затем закрыть
шторкой уже значительно
Закрыть почти все слова в строчках, оставляя в левой части только по одному слову. Читаем ещё раз. Получилось?
Оставить не закрытыми только первые буквы строк и попытаться, глядя на них, восстановить произведение полностью. В данном случае первые буквы будут служить вам ориентирами, и запускать процессы запоминания.
Посмотреть на ряд, состоящий из букв и запомнить его.
Настало время убрать текст полностью и попытаться воспроизвести стихотворение.
Итак, мы с вами
ознакомились с алгоритмом заучивание
стихотворений методом «Шторка»
/Дети работают
по алгоритму заучивания
Игра для отдыха «На видном месте».
Дети закрывают глаза, а педагог в это время на любое место в кабинете кладёт маленький предмет (ластик, значок и т. д.). Ребятам необходимо обнаружить этот предмет, но не говорить вслух о том, где он лежит, а быстро занять своё рабочее место. Кто первый вернётся на место, тот и победит.
Задание для самостоятельной работы (Приложение 5).
Инструкция: «Методом «Шторка» вам предстоит самостоятельно выучить ещё один отрывок из того же стихотворения. На карточках для вас напечатан отрывок данного произведения. Попытайтесь выучить его за 5 минут. Карточки – шторки находятся в конвертах».
/После выполнения
задания необходимо попросить
детей продекламировать
Анализ выполнения задания:
Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?
Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?
5. Рефлексия занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
6. Прощание.
Занятие3.. Запоминание стихотворений
Задачи:
отработать приёмы запоминания стихотворений (методы «Разрезанное стихотворение», «Шторка»);
развить зрительную память и сосредоточенность внимания.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный материал для детей к разминке и самостоятельной работе (Приложение 6, приложение 7), карточки для работы, конверты.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Разминка. Игра «Найди отличия» (Приложение 6).
Инструкция: «Перед вами находятся 2 рисунка. Внимательно рассмотрите рисунок № 1. Попытайтесь запомнить всё, что там изображено. Для запоминания вам даётся 1 минута. Через 1 минуту вам предстоит работать с рисунком № 2. На рисунке № 2 необходимо найти 6 различий с рисунком № 1. Запиши в тетради предметы, которых не хватает на втором рисунке. Предметов всего шесть».
Недостающие предметы: младенец, бумажный самолёт, футбольный мяч, ведро с водой, вывеска (название улицы), портфель.
По сумме ошибок оцени свой ответ в баллах:
Ни одной ошибки – 10 баллов. Ты молодец!
Одна ошибка – 8 баллов. Очень хорошо!
Две ошибки – 6 баллов. Хорошо! Но ты можешь и лучше.
Три ошибки – 4 балла. У тебя есть время потренировать свою зрительную память.
Четыре ошибки – 3 балла. Срочно нужно потренироваться!
3. Рефлексия предыдущего занятия.
- О чём говорили? Что нового узнали?
4. Основное содержание занятия.
Сегодня нам
предстоит повторить способы
запоминания стихотворного
/Выслушать ответы детей./
Способом «Разрезанное стихотворение» мы выучили с вами отрывок из стихотворения С. Маршака «Пожалуйста, потише!». Предлагаю попробовать повторить его всем вместе вслух.
/Декламирование отрывка вслух./
Вторым способом «Шторка» мы выучили отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце». Есть ли желающие вспомнить этот отрывок?
/Индивидуальное декламирование отрывка вслух./
А сейчас вам предстоит самостоятельно отработать способ запоминания «Шторка».
Игра для отдыха: «Слова».
Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего слова. Например, арбуз – зонт – троллейбус – сахар и т. д.
Задание для самостоятельной работы (Приложение 7).
Инструкция: «На ваших столах, в конвертах, приготовлены тексты стихотворений В. Маяковского. Вам необходимо выучить их, используя алгоритм запоминания к методу «Шторка». Для запоминания вам даётся 15 минут».
/По окончанию
работы попросить детей
Анализ выполнения задания:
- Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?
5. Рефлексия занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
6. Прощание.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Способы, которые можно использовать на уроках для развития запоминания:
Информация о работе Развитие памяти в младшем школьном возрасте