Развитие памяти в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте. Задачи данной работы:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Проанализировать основные теории памяти и определить понятие памяти;
Рассмотреть основные процессы, виды, типы памяти и их особенности;
Установить особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников;
Выявить приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте.

Файлы: 1 файл

ГОТОВОЕ в старом ворде.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Рефлексия текущего занятия (Данный этап работы на занятии  помогает развить у обучающихся  способность проводить самоанализ своей работы и саморефлексию).

Прощание (Прощание с обучающимися проводится в виде одного и того же ритуала, например «Пирамидка дружбы». Ритуал помогает детям  почувствовать принадлежность к  группе, что способствует развитию доброжелательных отношений).

В занятия обязательно включены игры для отдыха, которые помогают снять эмоциональное напряжение, дают возможность подвигаться, повышают настроение, а, следовательно, и работоспособность детей.

Данная программа  может варьироваться по содержанию и формам работы  в зависимости от потребностей и возможностей младших школьников.

Мы предлагаем 3 занятия, помогающих детям быстро и легко научиться запоминать стихотворения.

Занятие1.Запоминание  стихотворений. Метод «Разрезанное стихотворение»

Задачи:

познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Разрезанное стихотворение»);

развить зрительную память и внимание.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, ксерокопия стихотворения С. Маршака (Приложение 1) для педагога, раздаточный материал для детей (Приложение 2).

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка. Игра  «Счёт».

Дети встают в круг, а педагог объявляет, что  сегодня он проверит, как они умеют считать.

Инструкция: «Сегодня при счёте запрещается говорить цифру «4», вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1,2,3, хлопок, 5,6,7,8,9,10,11,12,13, хлопок и т.д.

Давайте попробуем  поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру «6».

3. Основное содержание  занятия.

Прежде чем  вы узнаете о приёмах, облегчающих  запоминание стихотворного текста, не могу не сказать вам о том, насколько полезно для развития памяти само запоминание.

К сожалению, сейчас люди практически перестали запоминать стихи. А вот раньше, в 19 веке, да ещё  и в середине 20 века самые обыкновенные люди знали наизусть огромное количество стихотворений. Увлечение поэзией было делом столь же популярным, как сейчас просмотр фильмов по домашнему кинотеатру.

Большинство нынешних молодых людей худо-бедно помнят наизусть лишь то, что заставляют учить  в школе. При этом не могу не признать, что у людей прошлых поколений качество памяти было гораздо лучше, чем у ваших современников. А всё потому, что у них был большой опыт запоминания различной информации.

И мне не раз  приходилось слышать от разных специалистов, что одной из причин ухудшения  памяти у современных школьников является то, что они перестали запоминать стихи. Поэтому, если вы хотите сохранить хорошую память надолго, не пренебрегайте стихами.

Попробуйте  хотя бы раз в месяц запоминать по одному стихотворению. Это отличный способ тренировки вашей памяти. Не говоря уже о том, что знанием поэзии всегда можно блеснуть в обществе.

Несмотря на то, что стихотворный текст запоминается гораздо легче обычного, мы всё  равно испытываем некоторые трудности  при его заучивании.

Как облегчить  этот процесс?

Итак, пришло время познакомиться с первым способом запоминания стихотворения. Этот способ называется «Разрезанное стихотворение».

Сейчас нам  предстоит выучить стихотворение  С. Маршака «Пожалуйста, потише!» (Приложение 1).

/Заранее написанные  слова данного стихотворения наклеены на разноцветных полосках бумаги./

Алгоритм заучивания способом «Разрезанное стихотворение».

Все вместе читаем стихотворение вслух.

Убираю первую строку. Вам необходимо повторить  вслух стихотворение от начала и  до конца.

Убираю вторую строку. Вам вновь необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.

Примечание: строчки  необходимо убирать по очереди. После  каждого снятия с доски очередной  строки стихотворения нужно обязательно  повторять стихотворение от начала и до конца. Когда будет убрана последняя строка, дети повторяют стихотворение все вместе вслух, а затем каждый индивидуально. Правила заучивания стихотворений данным способом записываются в рабочих тетрадях.

Игра для  отдыха «Счёт».

Инструкция: «Сейчас  при счёте запрещается говорить все цифры, которые делятся на «3», вместо них необходимо хлопать в ладоши».

Задание для  самостоятельной работы (Приложение 2).

Инструкция: «Предлагаю вам попробовать самостоятельно запомнить отрывок из стихотворения  Ф. Тютчева при помощи изученного нами метода. У каждого из вас на столах, в конвертах, уже лежит разрезанное стихотворение. Каждая строка для удобства пронумерована». 

Анализ выполнения задания:

Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?

Какие трудности  вы испытывали при выполнении данного задания?

5. Рефлексия  занятия.

- Чем мы сегодня  занимались?

- Как работалось  сегодня каждому из вас? Что  мешало? Что помогало?

6. Прощание.

Занятие 2.. Запоминание стихотворений. Метод  «Шторка».

Задачи:

познакомить обучающихся  со способом запоминания стихотворений (метод «Шторка»);

развить зрительную память и сосредоточенность внимания.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный  материал для детей к заданиям 1 и 3 (Приложение 3, приложение 5), наглядный  материал для педагога (Приложение 4), карточки для работы.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка. Игра  «Ванная комната» (Приложение 3).

Инструкция: «Внимание! Перед вами 2 рисунка с изображением ванной комнаты. Сначала мы будем  работать с рисунком № 1. В комнате  есть различные предметы:

лёгкие и  тяжёлые,

гладкие и шершавые,

мокрые и  сухие.

Представьте, что  вы находитесь в этой комнате и  дотрагиваетесь до каждого из этих предметов. Вам даётся 1 минута на запоминание  предметов, находящихся в данной комнате. Через 1 минуту вы перевернёте рисунок.

/Дети работают 1 минуту./

Возьмите рисунок  № 2. Найдите недостающие предметы на рисунке и запишите их в тетрадь».

Недостающие предметы: лампочка, мочалка, зубная щётка, носки, коврик, мусор на полу, мыльница с  мылом.

 

Анализ выполнения упражнения:

- Какой вид  памяти мы сейчас тренировали?

3. Рефлексия  предыдущего занятия.

- О чём говорили? Что нового узнали?

4. Основное содержание  занятия.

Сегодня вам  предстоит познакомиться с ещё  одним способом запоминания стихотворений, который называется «Шторка». Данный способ позволяет существенно сократить количество прочтений стихотворения до полного и уверенного его воспроизведения. Суть способа заключается в последовательном закрытии правой части стихотворения и попытке закончит строки по памяти.

Как действовать?

Предположим, вы хотите выучить отрывок из стихотворения  К. Чуковского «Краденое солнце».

Алгоритм заучивания стихотворения методом «Шторка».

Прочитать стихотворение 2 раза, пытаясь его запомнить.

С правой стороны  закрыть карточкой небольшую часть текста (1 или 2 слова). Попытаться прочитать произведение целиком, включая спрятанные за «шторку» окончания строк.

Затем закрыть  шторкой уже значительно большую  область справа и вновь прочитать  стихотворение целиком. Если всё  прошло гладко – отлично. Если вы не смогли вспомнить какие-то слова, повторите этот шаг ещё раз.

Закрыть почти  все слова в строчках, оставляя в левой части только по одному слову. Читаем ещё раз. Получилось?

Оставить не закрытыми только первые буквы строк  и попытаться, глядя на них, восстановить произведение полностью. В данном случае первые буквы будут служить вам ориентирами, и запускать процессы запоминания.

Посмотреть  на ряд, состоящий из букв и запомнить  его.

Настало время  убрать текст полностью и попытаться воспроизвести стихотворение.

Итак, мы с вами ознакомились с алгоритмом заучивание стихотворений методом «Шторка». Предлагаю попробовать вместе выучить  отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце» (Приложение 4).

/Дети работают  по алгоритму заучивания вместе  с педагогом./

Игра для  отдыха «На видном месте».

Дети закрывают  глаза, а педагог в это время  на любое место в кабинете кладёт маленький предмет (ластик, значок и  т. д.). Ребятам необходимо обнаружить этот предмет, но не говорить вслух  о том, где он лежит, а быстро занять своё рабочее место. Кто первый вернётся на место, тот и победит.

Задание для  самостоятельной работы (Приложение 5).

Инструкция: «Методом «Шторка» вам предстоит самостоятельно выучить ещё один отрывок из того же стихотворения. На карточках для вас напечатан отрывок данного произведения. Попытайтесь выучить его за 5 минут. Карточки – шторки находятся в конвертах».

/После выполнения  задания необходимо попросить  детей продекламировать выученные  отрывки/

Анализ выполнения задания:

Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?

Какие трудности  вы испытывали при выполнении данного  задания?

5. Рефлексия  занятия.

- Чем мы сегодня  занимались?

- Как работалось  сегодня каждому из вас? Что  мешало? Что помогало?

6. Прощание.

Занятие3.. Запоминание стихотворений

Задачи:

отработать  приёмы запоминания стихотворений (методы «Разрезанное стихотворение», «Шторка»);

развить зрительную память и сосредоточенность внимания.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный  материал для детей к разминке и самостоятельной работе (Приложение 6, приложение 7), карточки для работы, конверты.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Разминка. Игра  «Найди отличия» (Приложение 6).

Инструкция: «Перед вами находятся 2 рисунка. Внимательно  рассмотрите рисунок № 1. Попытайтесь  запомнить всё, что там изображено. Для запоминания вам даётся 1 минута. Через 1 минуту вам предстоит работать с рисунком № 2. На рисунке № 2 необходимо найти 6 различий с рисунком № 1. Запиши в тетради предметы, которых не хватает на втором рисунке. Предметов всего шесть».

Недостающие предметы: младенец, бумажный самолёт, футбольный мяч, ведро с водой, вывеска (название улицы), портфель.

По сумме  ошибок оцени свой ответ в баллах:

Ни одной  ошибки – 10 баллов. Ты молодец!

Одна ошибка – 8 баллов. Очень хорошо!

Две ошибки – 6 баллов. Хорошо! Но ты можешь и лучше.

Три ошибки – 4 балла. У тебя есть время потренировать  свою зрительную память.

Четыре ошибки – 3 балла. Срочно нужно потренироваться!

3. Рефлексия  предыдущего занятия.

- О чём говорили? Что нового узнали?

4. Основное содержание  занятия.

Сегодня нам  предстоит повторить способы  запоминания стихотворного текста. Попробуйте вспомнить и сказать, как они называются.

/Выслушать ответы  детей./

Способом «Разрезанное стихотворение» мы выучили с вами отрывок из стихотворения С. Маршака «Пожалуйста, потише!». Предлагаю попробовать повторить его всем вместе вслух.

/Декламирование  отрывка вслух./

Вторым способом «Шторка» мы выучили отрывок из стихотворения  К. Чуковского «Краденое солнце». Есть ли желающие вспомнить этот отрывок?

/Индивидуальное  декламирование отрывка вслух./

А сейчас вам  предстоит самостоятельно отработать способ запоминания «Шторка».

Игра для  отдыха: «Слова».

Дети по очереди  называют слова, где последняя буква  предыдущего слова является началом  следующего слова. Например, арбуз – зонт – троллейбус – сахар и т. д.

Задание для  самостоятельной работы (Приложение 7).

Инструкция: «На  ваших столах, в конвертах, приготовлены тексты стихотворений В. Маяковского. Вам необходимо выучить их, используя  алгоритм запоминания к методу «Шторка». Для запоминания вам даётся 15 минут».

/По окончанию  работы попросить детей озвучить  выученный материал./

Анализ выполнения задания:

- Какие трудности  вы испытывали при выполнении  данного задания?

5. Рефлексия  занятия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Как работалось  сегодня каждому из вас? Что  мешало? Что помогало?

6. Прощание.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Способы, которые можно использовать на уроках для развития запоминания:

  1. Использование наглядности. Наглядность обогащает впечатления учащихся, расширяет чувственный опыт. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал. Например: разные пособия макеты, картины.
  2. Повторение. Многие учителя считают самым главным средством прочного запоминания любого материала его повторение. Но как практика показывает большое количество повторений у детей вызывает скуку. Совсем иной эффект получается тогда, когда учитель делает повторения разнообразными, ставит какую-то новую задачу перед учениками. Для заучивания правила, определения надо соответствующие формулировки повторять, однако повторение нельзя сводить к дрессировке. Например: для усвоения детьми корня слова можно выполнить ряд упражнений. Сначала дети подчеркивают корень в разных словах, написанных на доске, подбирают пары однокоренных слов, находят лишнее слово в ряду данных, дают пояснение своей работе, придумывают сами новые слова с заданным корнем. Воспроизведение одной и той же буквы много-много раз не ведет к улучшению ее начертания. Качество написания знака даже снижается. Поэтому можно требовать сначала выделить и красиво написать разные элементы буквенного знака, а затем написать всю букву.
  3. Самоконтроль. Для того чтобы закрепить производимое действие, ученик должен знать полученный им результат. Когда предлагают первокласснику только написать заданную букву и ограничиваются общей оценкой "хорошо", "неважно", "очень плохо" - это ничему не учит ребёнка. Ученику неизвестно, что у него плохо, что хорошо и совсем неясно, почему одна буква получилась красивой, а другая не очень. Когда вводится элементарный самоконтроль, повторение написание той же буквы даёт заметное улучшение. Например, "Напишите 5 раз букву Н. Теперь пусть каждый посмотрит на то, что он написал, и найдёт ту букву, которая получилась самой красивой. Подчеркните эту букву. Теперь найдите ту букву, которая оказалась самой неудачной. Обведите её кружочком. Почему она получилась некрасивой? Кто нашёл причину? Самоконтроль для младших школьников имеет особое значение, потому что у детей воспитывает умение работать и чувство ответственности за выполнение задания.
  4. Мотивы и установка. Для запоминания материала ребёнок должен знать, для чего он должен запомнить предлагаемый материал, и хотеть этого добиться. Среди мотивов, побуждающих учеников приложить усилие овладеть учебными материалами, являются познавательные интересы. Это стремление детей к узнаванию нового делает всю их учебную деятельность привлекательной и продуктивной.

Информация о работе Развитие памяти в младшем школьном возрасте