Развитие памяти в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте. Задачи данной работы:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Проанализировать основные теории памяти и определить понятие памяти;
Рассмотреть основные процессы, виды, типы памяти и их особенности;
Установить особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников;
Выявить приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте.

Файлы: 1 файл

ГОТОВОЕ в старом ворде.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

5. Осмысливание запоминания. Продуктивность запоминания повышает осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания запоминаемого различны. Для удержания в памяти какого-либо текста, рассказа, Сказки большое значение имеет составление плана.

Любая форма работы над осмысливанием запоминаемого - это средство активизации умственной деятельности учащихся.

Приведу примеры игр для развития памяти, которые использовала в процессе учебной деятельности.

1.Упражнение "Тройка слов".

Сначала я скажу три слова, вы их запомните, потом я назову первое слово, а вы остальные два. Весна-солнце-ручей Праздник - песни - веселье Мост - река - вода Пчела - улей- мед Река - рыболов - уха

2.Игра "Кто больше запомнит".

Первый ученик называет любое слово. Например, цветок. Следующий повторяет названное слово и произносит свое, но связанное по смыслу. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести больше количество слов.

З. а) Задание на развитие визуальной памяти.

Детям предлагаю запомнить расположение точек, а затем воспроизвести их, отметив на предварительно заготовленных картонках с незаполненными полями.

б) Зрительный диктант.

Детям поочередно предлагаю несколько картинок, потом они воспроизводят по памяти в тетради.

в) Внимательный художник.

Детям предлагаю по памяти подробно описать внешность одноклассника, подробности пути в школу.

4.Игра "Снежный ком".

Ребята сейчас мы с вами проверим вашу слуховую память. Я называю слова, а следующий ученик воспроизводит все слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово.

5.Задание не развитие зрительной памяти.

Детям предлагаю внимательно прочитать три раза ряды из шести слов, постараться их запомнить, а затем закрыть написанное и письменно ответить на вопросы.

Школа стол учитель

книга ученик парта

Вопросы:

  1. Сколько букв в последнем слове?
  2. Сколько слов состояло лишь из одного слова?
  3. Назовите третье с начало слово?
  4. Сколько слов заканчивалось на согласную?
  5. Сколько слов заканчивалось "а"?
  6. Запомните два слова с буквой "о".

При работе над данной темой можно использовать элементы программы Самодкиной "Развивающие и психокоррекционные работы"

Программа состоит из 36 занятий, которые позволяют развивать у детей координацию тонких движений, внимания, памяти.

Структура развивающих занятий:

Дыхательно - координационные упражнения.

Упражнения на развитие памяти.

Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

Таким образом, работа над развитием памяти учащихся доказывает, что сложный и объемный материал дети усваивают быстрее и легче. Обучение, построенное на понимании заучиваемого материала, на умственной активности детей, обеспечивает осмысливание того, что они воспринимают, ведет к большей полноте запоминания материала, длительности его сохранения, и большей точности его воспроизведения, и к более свободному и разнообразному использованию.

2.3. Анализ  и интерпретация полученных результатов

Результаты    исследования    по    методике    «Узнавание    фигур» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

«Узнавание фигур»

Ф.И.

Результат

Уровень

Коэффициент

1

Лидия О.

9

Норма

2,77

2

Анна Б.

6

Н.Низкий

4,55

3

Владимир 3.

9

Норма

3,66

4

Галина Д.

8

Норма

1,88

5

Сергей Ж.

7

Н.Низкий

4,55


 

Все полученные  результаты по данной методике мы представили в виде диаграммы.

Диаграмма 1.


Тестирование показало, что из всей группы один имеет коэффициент 1 или ближе к единице, то есть уровень зрительной памяти довольно высок. Остальные дети выполнили задание на уровне нормы (7 и выше) или низкой нормы, то есть они узнавали 7 и меньше фигур.

Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство школьников находятся на высоком и среднем уровне развития зрительной памяти.

Результаты исследования по методике «Образная память» представлены в таблице 2.

Таблица 2

«Образная память» у младших школьников

Имя

Кол-во баллов

1

Лидия О.

15

2

Анна Б.

13

3

Владимир 3.

11

4

Галина Д.

13

5

Сергей Ж.

16


 Количественные данные мы  представили в виде диаграммы.

Диаграмма 2.

Результаты   исследования   по   методике   «Как   выбрать   нужную информацию» представлены в таблицеЗ.

Таблица 3.

«Как выбрать нужную информацию»

Имя

Кол-во баллов

1

Лидия О.

5

2

Анна Б.

4

3

Владимир 3.

3

4

Галина Д.

5

5

Сергей Ж.

4


Исследование обнаруживает нормальное развитие кратковременной и зрительной памяти. Однако показатели памяти у девочек были выше, чем у мальчиков. Наиболее высокий показатель наблюдается у девочек.

Полученные данные мы также представили в виде диаграммы.

Диаграмма 3.


Результаты   исследования   по    методике   «Узелок   на   память» представлены в таблице 4.

Таблица 4

«Узелок на память»

Имя

Кол-во баллов

1

Лидия О.

5

2

Анна Б.

5

3

Владимир 3.

3

4

Галина Д.

4

5

Сергей Ж.

4


В данном случае, мы так же все количественные показатели представили в виде диаграммы.

Диаграмма 4.

Исследование обнаруживает нормальное состояние функции логической памяти. В группе показатели памяти у девочек по-прежнему были выше, чем у мальчиков. Все данные подтверждают результаты исследований в предыдущих методиках.

Результаты исследования показывают, что у 100% испытуемых отмечается нормальное развитие памяти.

Наиболее высокие результаты исследования памяти наблюдались у девочек.

Полученные результаты позволяют выделить сделать выводы, что у младших школьников память развита достаточно хорошо.

Выводы  по второй главе

Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер.

В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание  мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания (от повторения до ориентации на смысл и связь вещей).

Также мы рассмотрели  факторы (по данным Т.Б. Никитиной), влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте, и выяснили, что в основе любого эффективного запоминания лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание.

Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и  поэтому целенаправленная развивающая  работа по овладеванию мнемической  деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Мы рассмотрели различные приемы и способы запоминания учебного материала и выявили наиболее эффективные из них для детей младшего школьного возраста, а также то, что в этом возрасте наблюдается переход от простых приемов к более сложным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как ощущение и  восприятие память является процессом  отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно  на органы чувств, но и то, что имело  место в прошлом.

Память –  это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно  помнят и точно воспроизводят  или вспоминают именно в тот самый  момент, когда это нужно. Да и проявляется  это различно, по отношению к разному  материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.

Ни одна другая психическая функция не может  быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов  отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Память –  сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.

 

При проведении исследования, мы изучили особенности  развития памяти в младшем школьном возрасте и выявили приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала.

Исходя из чего, были решены поставленные задачи и достигнута цель данной работы. Проведенное исследование является подтверждением гипотезы. В силу этого, обучение продуктивному запоминанию будет являться основой коррекционной работы по развитию памяти младших школьников.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

  1. Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.
  2. Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется "зазубрил". При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить.

3. Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени 
сохранения информации: кратковременная память, позволяющая удерживать 
полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; 
долговременная память, предназначенная для хранения информации в 
течение длительного времени; оперативная память, удерживающая 
информацию в течение определенного, заранее заданного срока, 
необходимого   для   выполнения   какого-либо   действия   или   операции.

Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

  1. Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.
  2. Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Проект, 2001.
  2. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
  3. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2001. - 976 с.
  4. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
  5. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания. // Вопросы психологии, 2002, №5. - с. 12.
  6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - Спб.: Питер, 2000. - 354 с.
  7. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.
  8. Ильина М.К. Психология памяти. – Новосибирск, 2000.
  9. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Владос - пресс, 2001. - 378 с.
  10. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Педагогика, 2001.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 464 с.
  12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000
  13. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
  14. Личность: теории, эксперименты, упражения. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.
  15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  16. Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
  17. Нартова - Бочавер С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова - Бочавер, А.В. Потапова. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 216 с.
  18. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.
  19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2002. - 374 с.
  20. Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. – СПб.: 2002.
  21. Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  22. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003.
  23. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: “ЧеРо”, 2002. – 816 с.
  24. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584с.
  25. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
  27. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
  28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672 с.
  29. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 480 с.
  30. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников. // Вопросы психологии, 2002, №5. - с. 15-21.
  31. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство Феникс, 2002.
  32. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

Информация о работе Развитие памяти в младшем школьном возрасте