Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель работы - изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте. Задачи данной работы:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Проанализировать основные теории памяти и определить понятие памяти;
Рассмотреть основные процессы, виды, типы памяти и их особенности;
Установить особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников;
Выявить приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте.
5. Осмысливание запоминания. Продуктивность запоминания повышает осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания запоминаемого различны. Для удержания в памяти какого-либо текста, рассказа, Сказки большое значение имеет составление плана.
Любая форма работы над осмысливанием запоминаемого - это средство активизации умственной деятельности учащихся.
Приведу примеры игр для развития памяти, которые использовала в процессе учебной деятельности.
1.Упражнение "Тройка слов".
Сначала я скажу три слова, вы их запомните, потом я назову первое слово, а вы остальные два. Весна-солнце-ручей Праздник - песни - веселье Мост - река - вода Пчела - улей- мед Река - рыболов - уха
2.Игра "Кто больше запомнит".
Первый ученик называет любое слово. Например, цветок. Следующий повторяет названное слово и произносит свое, но связанное по смыслу. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести больше количество слов.
З. а) Задание на развитие визуальной памяти.
Детям предлагаю запомнить расположение точек, а затем воспроизвести их, отметив на предварительно заготовленных картонках с незаполненными полями.
б) Зрительный диктант.
Детям поочередно предлагаю несколько картинок, потом они воспроизводят по памяти в тетради.
в) Внимательный художник.
Детям предлагаю по памяти подробно описать внешность одноклассника, подробности пути в школу.
4.Игра "Снежный ком".
Ребята сейчас мы с вами проверим вашу слуховую память. Я называю слова, а следующий ученик воспроизводит все слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово.
5.Задание не развитие зрительной памяти.
Детям предлагаю внимательно прочитать три раза ряды из шести слов, постараться их запомнить, а затем закрыть написанное и письменно ответить на вопросы.
Школа стол учитель
книга ученик парта
Вопросы:
При работе над данной темой можно использовать элементы программы Самодкиной "Развивающие и психокоррекционные работы"
Программа состоит из 36 занятий, которые позволяют развивать у детей координацию тонких движений, внимания, памяти.
Структура развивающих занятий:
Дыхательно - координационные упражнения.
Упражнения на развитие памяти.
Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.
Таким образом, работа над развитием памяти учащихся доказывает, что сложный и объемный материал дети усваивают быстрее и легче. Обучение, построенное на понимании заучиваемого материала, на умственной активности детей, обеспечивает осмысливание того, что они воспринимают, ведет к большей полноте запоминания материала, длительности его сохранения, и большей точности его воспроизведения, и к более свободному и разнообразному использованию.
2.3. Анализ
и интерпретация полученных
Результаты исследования по методике «Узнавание фигур» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
«Узнавание фигур»
№ |
Ф.И. |
Результат |
Уровень |
Коэффициент |
1 |
Лидия О. |
9 |
Норма |
2,77 |
2 |
Анна Б. |
6 |
Н.Низкий |
4,55 |
3 |
Владимир 3. |
9 |
Норма |
3,66 |
4 |
Галина Д. |
8 |
Норма |
1,88 |
5 |
Сергей Ж. |
7 |
Н.Низкий |
4,55 |
Все полученные результаты по данной методике мы представили в виде диаграммы.
Диаграмма 1.
Тестирование показало, что из всей группы один имеет коэффициент 1 или ближе к единице, то есть уровень зрительной памяти довольно высок. Остальные дети выполнили задание на уровне нормы (7 и выше) или низкой нормы, то есть они узнавали 7 и меньше фигур.
Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство школьников находятся на высоком и среднем уровне развития зрительной памяти.
Результаты исследования по методике «Образная память» представлены в таблице 2.
Таблица 2
«Образная память» у младших школьников
№ |
Имя |
Кол-во баллов |
1 |
Лидия О. |
15 |
2 |
Анна Б. |
13 |
3 |
Владимир 3. |
11 |
4 |
Галина Д. |
13 |
5 |
Сергей Ж. |
16 |
Количественные данные мы представили в виде диаграммы.
Диаграмма 2.
Результаты исследования по методике «Как выбрать нужную информацию» представлены в таблицеЗ.
Таблица 3.
«Как выбрать нужную информацию»
№ |
Имя |
Кол-во баллов |
1 |
Лидия О. |
5 |
2 |
Анна Б. |
4 |
3 |
Владимир 3. |
3 |
4 |
Галина Д. |
5 |
5 |
Сергей Ж. |
4 |
Исследование обнаруживает нормальное развитие кратковременной и зрительной памяти. Однако показатели памяти у девочек были выше, чем у мальчиков. Наиболее высокий показатель наблюдается у девочек.
Полученные данные мы также представили в виде диаграммы.
Диаграмма 3.
Результаты исследования по методике «Узелок на память» представлены в таблице 4.
Таблица 4
«Узелок на память»
№ |
Имя |
Кол-во баллов |
1 |
Лидия О. |
5 |
2 |
Анна Б. |
5 |
3 |
Владимир 3. |
3 |
4 |
Галина Д. |
4 |
5 |
Сергей Ж. |
4 |
В данном случае, мы так же все количественные показатели представили в виде диаграммы.
Диаграмма 4.
Исследование обнаруживает нормальное состояние функции логической памяти. В группе показатели памяти у девочек по-прежнему были выше, чем у мальчиков. Все данные подтверждают результаты исследований в предыдущих методиках.
Результаты исследования показывают, что у 100% испытуемых отмечается нормальное развитие памяти.
Наиболее высокие результаты исследования памяти наблюдались у девочек.
Полученные результаты позволяют выделить сделать выводы, что у младших школьников память развита достаточно хорошо.
Выводы по второй главе
Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер.
В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания (от повторения до ориентации на смысл и связь вещей).
Также мы рассмотрели факторы (по данным Т.Б. Никитиной), влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте, и выяснили, что в основе любого эффективного запоминания лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание.
Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Мы рассмотрели различные приемы и способы запоминания учебного материала и выявили наиболее эффективные из них для детей младшего школьного возраста, а также то, что в этом возрасте наблюдается переход от простых приемов к более сложным.
Как ощущение и восприятие память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Память – сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.
При проведении исследования, мы изучили особенности развития памяти в младшем школьном возрасте и выявили приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала.
Исходя из чего, были решены поставленные задачи и достигнута цель данной работы. Проведенное исследование является подтверждением гипотезы. В силу этого, обучение продуктивному запоминанию будет являться основой коррекционной работы по развитию памяти младших школьников.
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.
3. Существует
также несколько видов памяти, выделяемых
по времени
сохранения информации: кратковременная
память, позволяющая удерживать
полученную информацию в течение короткого
времени, около 20 секунд;
долговременная память, предназначенная
для хранения информации в
течение длительного времени; оперативная
память, удерживающая
информацию в течение определенного, заранее
заданного срока,
необходимого для выполнения
какого-либо действия или
операции.
Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Развитие памяти в младшем школьном возрасте