Развитие психики в филогенезе, возникновение сознания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Психика – свойство реагировать на биологически значимые раздражители:
Этапы:
элементарная чувствительность (отдельные свойства: Т-червяк)
предметное сознание (целостные свойства: объем, форма, цвет)
интеллект (связи между предметами)
сознание

Файлы: 1 файл

Развитие психики в филогенезе.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Распределение внимания. Выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.

Концентрация  внимания. Выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможно отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость  внимания. Проявляется в длительности сосредоточения на объекте. Это свойство зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Противоположное свойство – отвлечение. В устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.

Переключение внимания. Это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания.

Внимательность как свойство личности. При характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных.

Вопрос 14.

Методы изучения внимания.

В основном разработаны методики для  произвольного внимания. Это метод  корректурной пробы – на концентрацию внимания. Методика чисел – на объем  внимания.  Таблица Бурдона – (зачеркивание букв различным способом) на определение переключение и распределения внимания.

Вопрос 15.

Память, ее виды и свойства.

Память – ряд сложных психических  процессов, активно овладевая которыми человек управляет приобретением  и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.

Память – запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств  жизни и деятельности личности.

Виды: по модальности: наглядно-образная, эмоциональная, словесно-логическая;

по длительности сохранения: долговременная, кратковременная, оперативная, промежуточная,;

по целям деятельности: произвольная, непроизвольная;

по преобладающему анализатору: двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная.

 У дочеловеческих  организмов есть только два  вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Ассоциативные механизмы  памяти: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту.

У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более  мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Виды памяти.

Три вида: словесно-логическая, образная и  эмоциональная.

Словесно-логическая – память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику.

Образная – память на представления. Выделяют зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную, вкусовую и др.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ. •

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность' удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ  воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяете по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно1 воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Свойства. Объем  и точность.

Вопрос 16.

Процессы памяти. Индивидуальные различия памяти.

Запоминание. Протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление – прочное и  точное сохранение в кратковременной  и долговременной памяти событий  в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

В кратковременной  памяти возникают эйдетические образы – образ виденного сохраняется в сознании целиком, сохраняется цвет и устойчивая форма.

В долговременной памяти запечатление происходит под сильным эмоциональным впечатлением.

Непроизвольное запоминание –  сохранение в памяти событий в  результате их многократного повторения.

Непроизвольное  запоминание отражает постоянно  действующие, повторяющиеся события

Произвольное запоминание – возникло в трудовой деятельности, чаще свего человек прибегает к заучиванию.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По  отношению к исходному тексту различают дословное, близкое к тексту и смысловое.

По характеру связей выделяют механическое и смысловое запоминание.

Закономерности  запоминания:

1. по  цели. 2. по средству предъявления  материала. 3. по логической структуре. 4. по организации процесса заучивания.

Сохранение. Более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.

Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание.

Воспроизведение. Воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала.

Включает в себя три уровня: узнавание, воспроизведение, припоминание.

Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.

  1. Быстрое запоминание – быстрое забывание.
  2. Медленное запоминание – медленное забывание.
  3. быстрое запоминание – медленное забывание.
  4. медленное запоминание – быстрое забывание.

Вопрос 17.

Методы изучения памяти.

Г. Эббингауз и его продолжатели ( Мюллер, Пильцкер, Шуман) их изучение памяти было построено на учении об ассоциациях. Метод бессмысленных слогов из трех букв. Бине и Бюлер выдвигали на передний план смысловое содержание. Метод числовых рядов на определение объема кратковременной памяти. Карта Сперлинга на зрительную память. Числа рядов на сложение на слуховую память. Осмысленность в запоминании – пары слов зачитываются, затем по первому слову воспроисводится второе. Избирательный характер памяти – ряд слов прочитывается, затем производится. На осмысление – зачитываются слова, потом зарисовываются, затем по картинке производятся.

Эмоционально  окрашенный или значимый материал запоминается лучше.

 

 

Вопрос 18.

Приемы эффективного запоминания материала.

  1. заучивать с желанием знать и запомнить.
  2. ставить цель запомнить надолго.
  3. начинать повторять до того, как материал начинает забываться.
  4. заучивать и повторять небольшими частями.
  5. пользоваться смысловыми опорами, смысловым соотнесением, смысловой группировкой.
  6. чередовать по сложности.
  7. во время заучивания желательно делать записи, картинки, схемы, диаграммы, графики, делать сравнения с тем, что знали раньше.
  8. выучивать заранее, накануне повторить.
  9. использовать мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Составлять фразы, где первые буквы обозначают запоминаемые слова, составлять нелепые смешные фразы и т.д.
  10. запоминая сложный материал воспроизводить вслух.
  11. использовать ассоциации.

Вопрос 19.

Мышление как  психический процесс.

Наше познание от ощущения и восприятия переходит к мышлению. Отправляясь  от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Что достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – в восприятии не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Мышление – есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, которая является задачей и включает в себя цель соотнесенную с условиями. Мышление начинается с потребности что-то понять. М. совершается в виде операции, направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом. Совершающиеся в ходе мышления проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.

Задача  м. заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных

зависимостях. Раскрывая существенные связи м. обобщает.

М. как  познавательная теоретическая деятельность связано с действием – первичная форма мышления.

Реальное  м. – это движение мысли

Инструмент мышления – движение ротового аппарата. Физическое (проговаривание), тоническое (повышение речедвигательной активности), внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь.

Активизация мышления: 1) мотивация; 2) осознание способов мышления; 3) развитие мыслительных качеств; 4) развитие дивергентного (открытого) мышлени; 5) развитие умения саморегуляции.

М Часто развертывается как процесс  решения задачи, в к-рой выделяется условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и  принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной  сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного.

Большую роль в мыслительной деятельности играют змоции обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действии. Исследования целеобразования составляют важный раздел психологии М. и личности. В контексте проблематики совместной деятельности общения М. изучается в структуре межличностных отношений. М- выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий человека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции другого человека М является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация "своих" и "чужих" мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. В настоящее время считается доказанным, что словесно-логическое М. является наиболее поздним продуктом исторического развития.

Процессы: понятия, суждения, умозаключения.

Вопрос 20.

Классификация видов мышления.

Три вида мышления : практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически - действенное мышление. Мысл. задача решается непосредственно в процессе деятельности. П-д. м. является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления. С этого вида начинается развитие мышления в онтогенезе. Этот вид мышления применяется и оказывается наиболее целесообразным и при решении более сложных задач.

Информация о работе Развитие психики в филогенезе, возникновение сознания человека