Развитие психики в филогенезе, возникновение сознания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Психика – свойство реагировать на биологически значимые раздражители:
Этапы:
элементарная чувствительность (отдельные свойства: Т-червяк)
предметное сознание (целостные свойства: объем, форма, цвет)
интеллект (связи между предметами)
сознание

Файлы: 1 файл

Развитие психики в филогенезе.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Наглядно – образное мышление. Характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обощить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение н-о м. в том, что оно  позволяет человеку более многогранно  и разнообразно отражать объективную  действительность. В целом ряде других случаев схематическое и символическое отражение действительности оказывается весьма продуктивным и позволяет достаточно точно и обобщенно отразить действительность.

Словесно – логическое мышление. Задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, количество, стоимость, прибыль; социально-историческими: государство, класс; нравственными: честность, принципиальность).

С помощью слова человек не только обозначает, но и обобщает различный  образный материал, практические действия.

Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

Вопрос 21.

Формы и операции мышления.

Формы мышления.

Понятие. Знания, полученные в результате логического познания. Понятийные знания являются результатом опосредованного отражения действительности и включают в себя общее и существенное об определенном явлении, классе явлений.

Отличительными особенностями  понятия от представления (форма  чувственного познания) является то, что  представление всегда есть образ, а  понятие – это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки. Понятие является обобщенным отражением и потому, что оно обычно результат познавательной деятельности не отдельного человека, а практической и теоретической деятельности многих людей, поэтому и носит характер всеобщности. Действительно, даже общие представления у разных людей различны, понятия же всех людей одинаковы. Например, представления о машине у всех разные (марка, цвет), а именно функциональное ее значение одинаково (ездит, четыре колеса, мотор).

Суждение. Является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Мыслить – это прежде всего судить. Оно является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида. Суждение имеет в своей основе действенный характер и необходимо заключает в себе социальный характер.

Суждение первично формируется  в действии.

Суждение выражается в отношении  субъекта к объекту и другим людям  и в большей или меньшей  степени насыщено эмоциональностью.

Всякое суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само в  себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над суждением. Рассуждение – это и есть работа мысли над суждением, направленная не установление и проверку его истинности. Суждение – и исходный, и конечный пункт рассуждения.

Умозаключение. Переход из рассуждения в форму, когда из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует. В умозаключении в ходе ряда операции, на основе имеющихся знаний, приходят к новому знанию. В этом – основная ценность умозаключения.

Операции мышления.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Каждая из этих операций выполняет  определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями.

Анализ. Функцией которого является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез. Служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

Сравнение. В ходе которого, устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование. Обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение. Средство объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация. Направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким либо основаниям.

Систематизация. Обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Каждая из мыслительных операций может  быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. В форме распознавания, преобразования и контролем над преобразованием.

В случае распознавания анализ, синтез, сравнение, как и другие мыслительные операции, будут служить тому, чтобы успешно совершить действия по выделению определенного объекта или класса объектов, установить те признаки, по которым можно различать явления.

При преобразовании мыслительные операции оказываются непосредственно включенными в конкретное содержание деятельности, и обеспечивают целенаправленное изменение объекта.

Умственные действия контроля предполагают направленность мыслительных операций на сличение наличного состояния  объекта с образцом и контроль за самим осуществлением операций.

Вопрос 22.

Мышление и речь.

Поскольку речь является формой существования  мысли, между речью и мышлением  существует единство. Но это единство, а не тожество. В тех случаях, когда  мышление, совершается в основном не в форме речи, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Это выражается в форме представлений и понятий. С помощью речи происходят все мыслительные процессы. Речь вообще имеет свою структуру, которая связана с логикой мысли, но не тожественна с ней.

Предпосылкой речевого мышления ребенка  является все более разумная практическая деятельность. Развитие речевого мышления является переходом в новый вид мышления – словесно-логический.

Язык – объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяет как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями (отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь)

Речь – процесс общения посредством языка. Она является предметом психологического изучения.

Для того чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, явление. Эта функция речи получила название сигнификативной.

Другие функции речи – обобщение  и коммуникации. В коммуникативной  функции речи можно выделить три  стороны: информационную, выразительную  и волеизъявление. Волеизъявление –  направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего.

Виды речи.

Два вида – внешняя и внутренняя. Внешняя речь – устная (диалогическая  и монологическая) и письменная.

Внутренняя речь формируется на основе внешней. Она по содержанию в  форме мысли и более сжата.

Вопрос 23.

Развитие мышления в онтогенезе.

Первый этап. Мышление начинает формироваться в плане действия, которое выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать. Что это наглядно-действенное мышление или сенсомоторный интеллект.

На этом этапе ребенок манипулирует предметами не учитывая их специфических  особенностей, не имеющих для него значения. Постепенно результаты действий приобретают в его сознании некоторую  самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер. Это является первым проявлением интеллекта.

Второй этап связан с овладением ребенком речью. Когда восприятие ребенка становится более осознанным, и в нем закладываются основы мышления, которое подчинено логике восприятия.

Через речь формируется индивидуальное сознание ребенка. Он овладевает понятиями.

Третий этап. Формирование «рассудочной» мыслительной деятельности, на основе получаемых знаний.

Формируются такие формы мышления как суждение и умозаключение. Это происходит в процессе обучения.

Обобщение сначала совершается  в переносе действия с одного предмета на другой, который выполняет в  действии ту же функцию, и оформляется  в слове. Так ребенок может  называть одним словом несколько предметов. Затем постепенно сужается круг предметов и слово приобретает специализацию.

Затем вещи приобретают свойства. Возникает потребность в объяснении и стремлении к пониманию, начинается этап вопросов. Для объяснения явлений  дети прибегают к целому ряду рассуждений и умозаключений.

Отличительные особенности  ранних форм детского мышления.

1. ребенок по большей части  обобщает на основании не объективно  существенных свойств, а частностей, которые непосредственно привлекают  внимание в силу их эмоциональной яркости и внешних функциональных признаков.

2. общее, к которому в результате  обобщения приходит ребенок, лишь  постепенно осознается им как  таковое.

3. переносное значение слов ребенок  сначала понимает буквально. Это  выражается в трудности абстрагирования.

Вопрос 24.

Воображение и его виды, связь  воображения с мышлением.

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразней его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение возникло в ходе трудовой деятельности. Явления, которые человек не мог объяснить порождали представления о сверхъестественном.

Некоторые гипотезы относительно механизмов воображения.

Гипотеза случайных находок. Все открытия были сделаны в результате случайного совпадения.

Гипотеза рекомбинации. Воображение направлено на перетасование, перестановку ощущений, представлений, принципов, правил путем проб и ошибок.

Виды воображения.

По степени намеренности и сознательности различают пассивное и активное воображение.

Пассивное – примитивная форма, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций. Образы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им. Встречается в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.

Активное – высшие формы воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

Различают два вида: воссоздающее и творческое.

Воссоздающее. Развертывается на фоне воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Например, чтение художественной литературы.

Качество воссоздания зависит  от ряда причин. 1. от исходной информации. 2. от суммы и качества знаний. 3. от установки.

Творческое воображение. Создание нового, оригинального образа, идеи. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент, ни в материализованном, ни в идеальном мире. Субъективно новое – новое для данного человека. Уже существующее, но человек об этом не знает.

Творческое воображение протекает  как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком  знаний. В новом сочетании элементов  и возникает новый образ. Результат  может быть материализован.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают конкретное и абстрактное (схемы, символы) воображение.

Связь воображения с мышлением  заключается с мыслительными  операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация), которые участвуют в создании образов.

Вопрос 25.

Приемы творческого  воображения. Агглютинация.

Агглютинация (склеивание) – наиболее простой прием. Части двух или нескольких предметов, процессов соединяются так, что получается образ нового предмета (кентавр, русалка).

Аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. По этому принципу возникла специальная область знания и инженерного дела – бионика, которая выделяет свойства живых организмов и предлагает их для создания механизмов. Аналогия может быть близкой, непосредственно и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу – это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.

Акцентирование и преувеличение (преуменьшение). При акцентировании в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается (карикатуры, шаржи, высмеивание). При преувеличении (преуменьшении) изменение образа распространяется на весь объект, ситуацию (великаны, гномы). Этот прием широко используется в сказках.

Типизация. Наиболее сложный прием, включающий в себя процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). Тесно связано с мышлением. Характерно для художников, скульпторов, актеров, писателей.

Информация о работе Развитие психики в филогенезе, возникновение сознания человека