Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:23, контрольная работа
Психика – свойство реагировать на биологически значимые раздражители:
Этапы:
элементарная чувствительность (отдельные свойства: Т-червяк)
предметное сознание (целостные свойства: объем, форма, цвет)
интеллект (связи между предметами)
сознание
Мечта. Образ желаемого будущего. В мечте выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной.
Вопрос 26.
Подходы к определению интеллекта.
Изучению интеллекта посвящено большое количество работ, но с другой стороны эта тема до сих пор остается дискуссионной. Попытка упорядочить информацию, накопленную в области экспериментально -психологических теорий и исследований интеллекта, принадлежит М.А. Холодной. Ею были выделены восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта:
1. Социокультурный – интеллект рассматривается как результат процесса социализации и влияния культуры в целом (Лурия, Выготский, Брунер, Леви-Брюль, Коул и Скрибнер).
2. Генетический – интеллект определяется как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (Пиаже, Чарлсворз).
3. Процессуально – деятельностный – интеллект рассматривается как особая форма человеческой деятельности (Рубинштейн, Брушлинский, Венгер, Талызина, Тихомиров, Абульханова-Славская).
4. Образовательный – интеллект определяется как продукт целенаправленного обучения (Фишер, Менчинская, Калмыкова).
5. Информационный – интеллект определяется как совокупность элементарных процессов переработки информации (Айзенк, Хант, Штернберг).
6. Феноменологический – интеллект как особая форма содержания сознания (Келер, Дункер, Мейли, Вертгеймер).
7. Структурно–уровневый – интеллект как система разноуровневых познавателных процессов (Ананьев, Степанова, Величковский).
8. Регуляционный – интеллект как форма саморегуляции психической активности (Терстоун).
Айзенк выделяет три концепции, исходя из которых можно определять что такое интеллект: 1. биологический – понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга.
2. психометрический интеллект, который определяется стандартными тесами измерения IQ.
3. социальный (практический) как проявление социально-полезной адаптации, выделяются исследуются такие проявления как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.
Вопрос 27.
Факторные модели интеллекта.
При факторном анализе мы предполагаем,
что за множеством результатов измерений
различных психологических
В.Н. Дружинин предложил следующую схему классификации факторных моделей интеллекта. Условно они разбиты на четыре основные группы по двум признакам: что является источником модели – умозрение или эмпирические данные; и как строится интеллект – от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.
Априорные |
Апостериорные | |
Пространственные одноуровневые |
Д. Гилфорд |
Л. Терстоун |
Иерархические |
Ф. Вернон, Д. Векслер |
К. Спирмен |
Модель К. Спирмена. Признает интеллект как общий фактор, представленный на всех уровнях интеллектуального функционирования. Она базируется на том, что между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов имеется положительная положительная корреляционная связь: как правило, испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, также успешны в тестах на прочие познавательные способности. Основой этрой связи, по Спирмену, служило наличие в каждом из тесов некоторого общего начала, получившего название «общего фактора интеллекта – фактора G. G-фактор определяется как общее количество «умственной энергии». Был выделен еще один фактор S, характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания, либо того или иного вида интеллектуальной активности. Таким образом можно охарактеризовать модель Спирмена как двухфакторную модель интеллекта.
В дальнейшем эта модель была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую.
Модель Л. Терстоуна. В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Проведя корреляцию результатов выполнения испытуемыми 60-ти разных тестов, предназначенных для выполнения самых разных сторон интеллектуальной деятельности, Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название «первичных умственных способностей».
S: пространственный – способность оперировать в уме пространственными отношениями
P: восприятие – способность детализировать зрительные образы
N: вычислительный – способность выполнять основные арифметические действия
V: вербальное понимание – способность понимать и раскрывать значение текстов и слов
F: беглость речи – способность быстро подобрать слово по заданному критерию
M: память – способность запоминать и воспроизводить информацию
R: логическое рассуждение – способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр.
В результате был сделан вывод о том, что должен использоваться не единственный показатель, а соответствующий профиль умственных способностей, каждая из которых проявляется независимо от других и отвечает за строго определенную группу интеллектуальных операций. Однако дальнейшие исследования показали, что выделенные факторы не являются полностью независимыми. Они коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого G-фактора.
Модель Д. Гилфорда. Подход Л. Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей был развит в работах американского психолога Дж. Гилфорда, предложившего модель для описания различных типов интеллектуальных способностей. Многомерная структурная модель основана на трех критериях, описывающих различные стороны интеллектуальной деятельности:
1. Тип выполняемой умственной операции (оценка, конвергенция, дивергенция, запоминание, познание).
2. Содержание материала
3. Разновидность конечного
Таким образом, каждый оцениваемый фактор интеллекта характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Гилфорда 120 факторов. В исследованиях Гилфорда достижения по одной группе не обязательно были связаны с достижениями по другой, из чего был сделан вывод, что интеллект нельзя рассматривать как одну способность.
Иерархические модели интеллекта.
Дальнейшим развитием стали
иерархические теории интеллекта, например,
теория Д. Вернона. Он различает три
иерархичесикх уровня. На самом верху
неходится общий интеллект, далее следуют
два основных групповых фактора: вербально-числовой
и практически-механически-
Иерархическая модель Д. Векслера также включает в себя три уровня:
1) уровень общего интеллекта;
2) уровень групповых факторов: интеллекта действий и вербального интеллекта;
3) уровень специфических
Также необходимо упомянуть модель интеллекта, предложенную Р. Кеттелом. Он выделил два фактора «свободный» (или «текучий») и «связанный». Фактор «связанного» интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. Фактор «свободного» интеллекта определяет первичное накопление знаний, и с точки зрения Р. Кеттела, независим от приобщения к культуре.
При факторно – аналитических исследованиях
постоянно рождаются новые
Вопрос 28.
Творческое мышление. Креативность личности, методы ее диагностики.
В своих работах Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением – направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением – направленным на генерацию как можно широкого спектра возможных решений. Гилфорд выделил 16 факторов интеллектуальных способностей, характеризующих креативность, под общим названием дивергентного мышления: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).
Креативность личности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, игнорирование социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных от некреативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной.
По данным психогенетических исследований выявлены факторы средовых влияний, способствующие развитию креативности: широкий круг общения, в том числе с творческими людьми, подражание творческому идеалу, демократические отношения с матерью, неблагоприятные эмоциональные отношения в семье.
Различают большую и малую креативность. Малая, или личностная креативность относится к обыденной жизни и к проявлению нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях. Большая, или историческая креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество.
Нет единой точки зрения и в отношении
мотивационных характеристик
Методы диагностики креативности. Гилфорд первый создал тест диагностики дивергентного мышления, однако не смог добиться высоких показателей их валидности.
Е. П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены. Так, например, при определении главного фактора креативности – «чувствительности к проблемам» - испытуемый в течение 10 минут должен был письменно перечислить все возможные проблемы, которые могут возникнуть в двух ситуациях: во время купания в ванне и при выполнении домашнего задания. Самое большее, что можно получить с помощью такого теста – это выявить быстроту и подвижность ассоциаций и степень остроумия. Исследователи считают, что основной недостаток тестов на креативность – неучет личностных факторов.
Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики таких параметров мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскрашенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.
Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предназначен для диагностики детей, начиная с 5 лет, и взрослых таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.
Еще один наиболее поздний по времени создания тест на определение творческих способностей в действии и движении для дошкольников разработан Торренсом 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Показателями творчества выступают легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.
Для выявления креативности также используются наблюдения, опросы.
Вопрос 29.
Эмоции, их функции и классификация.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Бывают сложные и простые.
Эмоции бывают положительные и отрицательные. Также они сопровождаются напряжением и разрядкой.
Информация о работе Развитие психики в филогенезе, возникновение сознания человека