Развитие психоаналитической мысли у различных ученых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие понятия о психоанализе и учения Фрейда. 4
1.1 Психоанализ как направление в социальной психологии. 4
1.2 Психоанализ Зигмунда Фрейда: личность и социум 7
Глава 2. Развитие психоаналитической мысли у различных ученых 12
2.1 Коллективное бессознательное К.Г. Юнга 12
2.2 Неофрейдизм Карен Хорни 16
2.3 Индивидуальная психология А. Адлера 18
2.4 Структурный психоанализ Ж. Лакана 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат психология - копия.docx

— 130.82 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Общие понятия о психоанализе и учения Фрейда. 4

1.1 Психоанализ как направление в социальной психологии. 4

1.2 Психоанализ Зигмунда Фрейда: личность и социум 7

Глава 2. Развитие психоаналитической мысли у различных ученых 12

2.1 Коллективное бессознательное К.Г. Юнга 12

2.2 Неофрейдизм Карен Хорни 16

2.3 Индивидуальная психология А. Адлера 18

2.4 Структурный психоанализ Ж. Лакана 20

Заключение 22

Список использованной литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психологическое познание столь  же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах  характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого  поведения и поискам смысла человеческого  существования. Руководители изучают  как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели  изучают как помочь справиться с  эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам  и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом  к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся  помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться  в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться  прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это  многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного  и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств  личности как систему, выделив в  ней то, что принято называть системообразующим  фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания  этой системы. 

Глава 1. Общие  понятия о психоанализе и учения Фрейда.

1.1 Психоанализ  как направление в социальной  психологии.

Психоанализ — психологическая теория, разработанная австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. По Эриху Фромму основные положения психоанализа заключаются в следующем:

-человеческое поведение,  опыт и познание во многом  определены внутренними и иррациональными  влечениями;

-эти влечения преимущественно  бессознательны;

-попытки осознания этих  влечений приводят к психологическому  сопротивлению в форме защитных  механизмов;

-помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется  событиями раннего детства;

-конфликты между осознанным  восприятием реальности и бессознательным  (вытесненным) материалом могут  приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические  черты характера, страх, депрессия,  и т. д.;

-освобождение от влияния  бессознательного материала может  быть достигнуто через его  осознание (например, при соответствующей  профессиональной поддержке).

В самом общем смысле, психоанализ - есть стремление выявить скрытые  мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических  установок личности. Большинство  людей не задумывается о том, что  сознание – это еще не вся психика  и даже не ее большая часть. За пределами  сознания находится мощный психический  аппарат, который формировался в  течение многих тысячелетий и  деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему  деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части  психики находится первоисточник  многих наших чувств и мыслей.

В сфере бессознательного переплетаются психическое и  соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь  же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины  конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются «роковые решения», вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные  отношения, массовая психология – пронизаны  бессознательными мотивами.

Первая и универсальная  задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что  возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом  занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично  их задевающим.

Выделение психоанализа в  специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения  врача и пациента произошло в  ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под  влиянием урбанизации, усилившейся  мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи  между людьми. Возникли не имевшие  аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера  между поколениями, одиночества  и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.

Психоанализ как направление  в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным  изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социокультурные  перемены, потребовавшие специальной  коррекции личности в ситуации взаимного  отчуждения людей и усиливавшейся  конфликтности.

Уникальность, необычность  психоанализа связана с тем, что  он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его  научная революционность, необычный  интерес к нему широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности  и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху  в истории самопознания человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психоанализ  Зигмунда Фрейда: личность и социум

Известно, что главным  регулятором человеческого поведения  служит сознание. Фрейд открыл, что  за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться  причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств  избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский  метод исцеления души, названный  психоанализом.

Не ограничившись изучением  и лечением невропатов, упорной работой  по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую  переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах  Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни  убеждены, что "психология - это и  есть Фрейд". Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Зигмунд Фрейд сравнивал  психику человека с айсбергом: бессознательное  «Оно» подобно скрытой под  водой ледяной горе, а сознательное «Я» лишь выступает над поверхностью. «Оно» не только преобладает по объему над сознанием, но и темнит «Сверх-Я» - наше представление о себе самих, которое формируется из усвоенных культурных норм. От давлений слепых влечений с одной стороны и моральных запретов с другой, человека защищают неосознанные механизмы: вытеснение (устранение чувств и мыслей в область бессознательного) и сублимация (переключение сексуальной энергии на творчество).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Модель психики человека по Фрейду.

Прежде чем перейти  из физиологии в психологию, Фрейд  занялся изучение гипноза.  Гипноз, применение которого, казалось бы, не оставляло сомнений в том, что воздействие врача на пациента носит психологический характер, объяснялся многими врачами как чисто физиологическое явление. Именно так думал Шарко, которым восхищался Фрейд. Однако дальнейшие раздумья Фрейда поколебали его убеждения в правильности принятого школой Шарко мнения.

Он становится участником споров между французскими врачами  по поводу того, считать ли гипноз эффектом внушения, которому подвержены все  люди, или же загипнотизировать, как  учил Шарко, можно только нервнобольных (истериков). На Фрейда большое впечатление  произвело так называемое постгипнотическое  внушение. При нем человеку в состоянии  гипноза внушалась команда совершить  после пробуждения какое-либо действие, например, раскрыть зонтик. Проснувшись, он выполнял команду, хотя дождя не было, и поэтому его действие оказывалось бессмысленным. На вопрос же о том, почему он это сделал, человек, не зная истинной причины, подыскивал ответ, который был призван каким-то образом придать его нелепому поведению разумность: "Я хотел проверить, не испорчен ли мой зонтик" и т. п. Подобные факты указывали не только на то, что человек может совершать поступки, мотивы которых он не осознает, но и на его стремление придумать эти мотивы, подыскать рациональные основания своим поступкам. Впоследствии Фрейд назвал подобное оправдание человеком своих действий рационализацией. Все это заставляло задуматься над проблемой неосознаваемых побуждений, которые реально движут людьми, однако в их сознании адекватной проекции не получают.

Перед глазами невропатологов выступила весьма странная с точки  зрения тогдашних взглядов картина. Люди, воспитанные в духе своего времени, на идеалах точного естествознания, главная формула которого гласила "нет действия без причины", считали, что причиной является расстройство нервной системы. Однако расстройства, с которыми они повседневно имели  дело, оказывались необычными. Пациент  говорил одно, а двигало им, побуждало  действовать совсем другое. Опыты  же с гипнозом (вроде внушенной команды открыть после пробуждения зонтик) убедительно свидетельствовали, что человек способен неумышленно придумывать мотивы своего поведения.

Неудовлетворенность гипнозом побудила его искать другие средства. На одно из них Фрейда натолкнул  феномен, приобретший в дальнейшем в психоанализе особое значение под  именем "трансфера"(перенесения). Общение врача с пациентом  приобретало особую эмоциональную  окраску, когда этот пациент переносил  свои неизжитые бессознательные  желания, сохранявшиеся с детских  лет, на личность самого врача.

Фрейд установил этот факт, наблюдая за одной из пациенток доктора  Брейера, которая стала выражать по отношению к последнему чувства страха, любви и другие, некогда испытываемые по отношению к родителям. Брейера это привело в смятение, и он отказался от дальнейшей терапии. Фрейд же, подвергнув это явление изучению, увидел в нем способ разъяснить больному истинные причины его невроза.

Установив перенос бессознательных  детских влечений с тех лиц, которые  некогда их вызывали, на терапевта, последний мог обнажить смысл  этих переживаний, довести их до сознания больного, помочь тем самым их изжить, освободиться от них (благодаря тому, что стал понимать, что же его мучает).

Главным терапевтическим средством, изобретенным Фрейдом и ставшим на многие годы "основой основ" его психоанализа, стали так называемые "свободные ассоциации". Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Он гласил, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влечет за собой осознание другого. Так, взглянув на какую-либо вещь, человек вспоминает ее отсутствующего владельца, поскольку прежде эти два объекта воспринимались одновременно, в силу чего между их следами в мозгу упрочилась связь-ассоциация.

Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие  о Я и о сознании, истолковать  Я как самобытную психическую  реальность и тем самым как  фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Правда, вводя этот фактор и ориентируясь на него как на главную опору в  психотерапевтической процедуре избавления субъекта от невроза, Фрейд не отступал от своего давнего сравнения отношения  Я к Оно с отношением всадника к своей лошади. Наездник определяет цель и направление движения, но энергия последнему придается лошадью, т. е. исходит из того же самого котла  влечений и аффектов, который заложен  в организме как биологической  системе.

Принцип антагонизма биологического и социального (сведенного к воображаемому  типу связей между людьми различного пола, возникшему в праисторические времена и перешедшему через поколения в структуру современной семьи) препятствовал пониманию того, что, говоря словами А. А. Ухтомского, "природа наша делаема и возделываема". Предвзятое положение о том, что мотивационные ресурсы личности начисто исчерпываются энергией нескольких квазибиологических влечений, которые Я, как ядро, личности вынуждено подчинять тирании навязанного ему с детства квазисоциального сверх-Я, лишило Фрейда возможности объяснить динамику развития Я, пути наращивания его собственных сил, его преобразований в континууме жизненных встреч с социальным миром.

Информация о работе Развитие психоаналитической мысли у различных ученых