Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:06, реферат
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
Введение 3
Глава 1. Общие понятия о психоанализе и учения Фрейда. 4
1.1 Психоанализ как направление в социальной психологии. 4
1.2 Психоанализ Зигмунда Фрейда: личность и социум 7
Глава 2. Развитие психоаналитической мысли у различных ученых 12
2.1 Коллективное бессознательное К.Г. Юнга 12
2.2 Неофрейдизм Карен Хорни 16
2.3 Индивидуальная психология А. Адлера 18
2.4 Структурный психоанализ Ж. Лакана 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Уже в поздних работах 3. Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности. Однозначно связывая внешне новую враждебность и внутригрупповую сплоченность, источники этих явлений 3. Фрейд ищет в мотивационной сфере индивидов, привлекая в качестве объяснительной схемы Эдипов комплекс.
Эмоциональные отношения
в семье характеризуются
Внешнегрупповая враждебность
и агрессивность как способ разрешения
внутриличностных конфликтов и фрустраций
используется в качестве объяснительной
схемы в целом ряде исследований:
авторитарной или этноцентрической
личности, генерализации агрессии,
возникающей в результате фрустрируюшего
воздействия на личность, роли этнических
стереотипов в регуляции
Карл Густав Юнг считал,
что первостепенной задачей является
исследование проблем личности и
ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг
сделал вывод, что душевное развитие
личности и ее болезни в значительной
степени имеют корни в
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
И наконец, Юнг высказал мысль
о существовании более
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых «apxeтипов», что означает «пpooбpaз», «пepвичнaя фopмa», «oбpaзeц». Apxeтипы пpeдcтaвляют coбoй фopмaльныe oбpaзцы пoвeдeния или cимвoличecкиe oбpaзы, нa ocнoвe кoтopыx oфopмляютcя кoнкpeтныe, нaпoлнeнныe coдepжaниeм, oбpaзы, cooтвeтcтвyющиe в peaльнoй жизни cтepeoтипaм coзнaтeльнoй дeятeльнocти чeлoвeкa. Apxeтипы дeйcтвyют в чeлoвeкe инcтинктивнo. Apxeтипы - этo cиcтeмa вpoждeнныx пpoгpaмм пoвeдeния, типичecкиx peaкций и ycтaнoвoк, зaлeгaющиx в глyбинax пcиxичecкoй жизни вceгo чeлoвeчecкoгo poдa.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
1) Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
2) Тень – это подавленная темная, дурная и животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
3) Анима – это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону.
4) Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.
В архетипах анимы и
анимуса находит выражение
5) Самость – наиболее
важный архетип в теории Юнга.
Самость представляет собой
Социокультурная ориентация Хорни вызывала разногласия с фрейдистами. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всех последовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскому биологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений. Хорни одна из первых оценила значимость общих социокультурных условий в развитии личности и её неврозов.
Человеком движет не стремление к самосовершенствованию, а стремление к удовольствию. Духовный и нравственный прогресс обусловлен действиями инстинктов, адаптацией к среде, давлением социальных норм. Сфера творчества и морали - сублимация природных позывов человека.
Природу человека Фрейд определял эгоистичной и агрессивной, а доброта выступает лишь как сдерживающее начало этой агрессивности. Хорни выступает против этой установки, признавая за искренней добротой и щедростью естественный характер, наряду с естественностью эгоизма и агрессивности.
Фрейд видел причины неврозов взрослого человека в установках, возникших в детстве. Он полагал, что ничего принципиально нового не может развиться в человеке после пяти лет.
Хорни подвергла критике ориентацию Фрейда на детское и патологическое, отвергла универсальность эдипова комплекса, сексуальную теорию неврозов, идеи женской неполноценности и непреходящего конфликта между природой и культурой. “Большую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; мы были бы несравнимо счастливее, если бы от неё отказались и вернулись к первобытности. Я называю это утверждение поразительным, поскольку, как бы мы ни определяли понятие культуры, все же не вызывает сомнений, что все наши средства защиты от угрожающих страданий принадлежат именно культуре”.
Главной причиной неврозов, по Хорни, являются противоречия самой культуры, конфликт систем ценностей. Она задается вопросом: “Какие условия в нашей культуре ответственны за то, что неврозы сосредоточиваются вокруг тех специфических конфликтов, которые я описала, а не вокруг других? Фрейд лишь вскользь коснулся данной проблемы”.
В рамках одной культуры ценности согласованы, не вызывая проблемы выбора. Столкновение ценностей происходит лишь при взаимодействии разных культурных традиций, например, буржуазной и христианской, что очень характерно для современных развитых обществ. Это порождает конфликты. Также неврозы угрожают тем, кто меняет культурную обстановку (переселенцы). Адаптация к новым культурным формам создает ряд психических проблем.
Фрейд подчеркивал природное начало в человеке. Хорни - социальное.
Фрейд не допускал, что человеческие общества могут существенно отличаться друг от друга: то, что считается в одном обществе неврозом, в другом выглядит как ценное качество характера.
Следовательно, особенности личности, черты коллективной психологии и типы неврозов зависят, главным образом, от культуры, её ценностей и противоречий. Фрейд предостерегал от оценочных суждений в психоанализе, от моральных оценок. Хорни придерживалась иной точки зрения: психолог не машина, не физик, работающий с бездушной материей, поэтому моральные суждения неизбежны.
Хорни верила в способность
человека развивать себя, владеть
своими силами, верила в доброту
и бескорыстие человека. Негативные
качества вырабатываются у людей
вследствие неблагоприятной социально-
Таким образом, “отступничество”
Хорни от ортодоксальной линии фрейдизма
было обусловлено назревшей
По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве по мере накопления опыта. Адлер подчеркивал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение. Например, человек, который живет в постоянном ожидании вечного проклятья после смерти, неминуемо будет вести себя иначе, чем тот у которого таких ожиданий нет.
Адлер, наоборот, всячески подчеркивал
единство и согласованность личности.
В основе его концепции - представление
о единой движущей силе, лежащей
в основе структуры личности и
направляющей все ее ресурсы на достижение
самой главной цели, предающей
смысл всему существу личности. Такой
целью, по его мнению, является стремление
к превосходству и
Он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности. Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственными органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Ребенок – заика, при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок – со слабыми конечностями, после интенсивных физических упражнений становиться хорошим атлетом или танцором.
Позднее Адлер расширил понятие
неполноценности, включив в него
все виды физических, душевных или
социальных недостатков – реальных
или мнимых. Он также полагал, что
слабость и беспомощность ребенка,
его зависимость от окружающей обстановке
ведет к появлению чувства
неполноценности, столь знакомого
каждому человеку. Ребенок осознает
свою неполноценность и
Чувство неполноценности
может оказывать и
Информация о работе Развитие психоаналитической мысли у различных ученых