Развитие психоаналитической мысли у различных ученых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие понятия о психоанализе и учения Фрейда. 4
1.1 Психоанализ как направление в социальной психологии. 4
1.2 Психоанализ Зигмунда Фрейда: личность и социум 7
Глава 2. Развитие психоаналитической мысли у различных ученых 12
2.1 Коллективное бессознательное К.Г. Юнга 12
2.2 Неофрейдизм Карен Хорни 16
2.3 Индивидуальная психология А. Адлера 18
2.4 Структурный психоанализ Ж. Лакана 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат психология - копия.docx

— 130.82 Кб (Скачать файл)

По Адлеру, борьба человека за превосходство носит всеобщий характер, но при этом возможны разные способы достижения поставленной цели. Мы по-разному осуществляем эту борьбу, что приводит в итоге к появлению  уникальных, характерных только для  данного человека методов или  форм, которые Адлер назвал стилем жизни. Стиль жизни включает в  себя те характерные поведенческие  типы или приемы, при помощи которых  мы компенсируем свою неполноценность, реальную или мнимую.

 

 

 

 

2.4 Структурный психоанализ Ж. Лакана

Лакан соединяет психоанализ  с лингвистикой. Сердцевину его структуралистского подхода выражают формулы «бессознательное - это язык», «бессознательное структурировано  как язык». Лакан фиксирует внимание на роли лингвистических методов  описания бессознательных проявлений личности.

Лакан признает приоритет  языка по отношению к бессознательному, что находит отражение в формуле: бессознательное организовано как  язык. Поэтому функционирование каждого  элемента бессознательного подчиняется  принципу системности. В понимании  знака Лакан разрывает означаемое (содержание) и означающее (форма), абсолютизируя  последнее. Роль означающего при  этом принадлежит бессознательному, которое, будучи языком, является синхронической структурой. Означаемым выступает речевой, дискурсивный процесс, воплощающий  диахронию.

Лакан действительно опирается  на фундаментальные фрейдовские  категории бессознательного, сексуальности, вытеснения, замещения, импульса и т. д. Он восстанавливает определяющую роль либидо (энергии полового влечения), воплощающего творческое начало в человеческой деятельности. В отличие от неофрейдизма, отдающего предпочтение проблематике Я, Лакан ставит в центр своей  концепции и исследований бессознательное, Оно, как это было у самого Фрейда.

Вместе с тем Лакан  существенно переосмысливает почти  все фрейдовские категории. Он разрабатывает  новые понятия - символическое, воображаемое, реальное, - добавляя к ним некоторые  логико-математические понятия - отрицание, матема. Вместо фрейдовской триады "Оно - Я - Сверх-Я" Лакан вводит свою триаду "символическое - воображаемое - реальное", расходясь с Фрейдом в понимании входящих в нее терминов. У Лакана на месте Оно оказывается реальное, роль Я выполняет воображаемое, а функцию сверх-Я - символическое. Как и многие представители неофрейдизма, Лакан освобождает фрейдовский психоанализ от биологизма, подводя под него лингвистическую основу. Он усиливает рациональный подход в объяснении бессознательного, стремится сделать его структурно упорядоченным.

В отличие от Фрейда, который  в своих исследованиях сознательно  избегал философии, Лакан придает  психоанализу философское измерение, делая это в основном в свете  немецкой философской традиции. Он стремится превратить психоанализ  в строгую социальную и гуманитарную науку, опирающуюся на лингвистические  и логико-математические понятия. Следует  отметить, что эта задача во многом осталась невыполненной. В своих  исследованиях Лакан допускает  нестрогое, метафорическое использование  понятий и терминов лингвистики, математики и других наук, вследствие чего некоторые его положения  и выводы выглядят не вполне обоснованными  и убедительными, а его концепция  в целом оказывается непоследовательной и противоречивой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как известно, психоанализ  в своем полном выражении не нашел  места в социальной психологии. Мы можем только предположить. что те ли иные представители психоаналитического  направления, непосредственно повлияли на становление социальной психологии.

Для того чтобы правильно  судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с  работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям.

Психоанализ является учением  о бессознательном, об огромной и  важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих  пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как  на один из научных методов, позволяющих  нам найти доступ и изучать  область бессознательного. Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения.

Юнг ввел в психоанализ  понятие «коллективного бессознательного». Его содержание – это так называемые архетипы, архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают  людей воспринимать, переживать и  реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные  модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или  событие. Среди архетипов, описанных  Юнгом,  наиболее важные архетипы –  персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины  в мужчине и наоборот, внутренний образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальный механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса.

Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное  почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами  статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к  неопределенности, склонность подчиняться  людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более  низком статусном уровне.

К. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всех последовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскому биологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений. Хорни одна из первых оценила значимость общих социокультурных условий в развитии личности и её неврозов.

По убеждению Адлера, поведение  человека   определяется в первую очередь не биологическими, а социальными  факторами. Он ввел понятие социального  интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с  другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес  развивается в детстве по мере накопления опыта. Адлер подчеркивал  значение наших целей на будущее.

Ж. Лакан соединяет психоанализ с лингвистикой. Сердцевину его структуралистского подхода выражают формулы «бессознательное - это язык», «бессознательное структурировано как язык». Лакан фиксирует внимание на роли лингвистических методов описания бессознательных проявлений личности.

 

 

Список использованной литературы

1. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1982г.

2. Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ перевод Г.В.Барышниковой. – СПб.: Алетейя, 1999г.

3. Альфред Адлер Индивидуальная  психология как путь к познанию  и самопознанию человека. – М.:Когито-центр, 2002

4. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. Архетип и символ. - М., 1991.

5. Фейдимен Дж. Гуманистический психоанализ. К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Фромм. – М.:Прайм-Еврознак, 2007

6. Лакан Ж Изнанка психоанализа. Семинар. Книга XVII (1969-70) – М.:ГНОЗИС, 2008

7. Лейбин В. М. Психоанализ / Социология: Энциклопедия / cост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003.

8. http://people.jmoro.ru – Проект «Люди». Биографии и судьбы.

 


Информация о работе Развитие психоаналитической мысли у различных ученых