Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:06, реферат
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
Введение 3
Глава 1. Общие понятия о психоанализе и учения Фрейда. 4
1.1 Психоанализ как направление в социальной психологии. 4
1.2 Психоанализ Зигмунда Фрейда: личность и социум 7
Глава 2. Развитие психоаналитической мысли у различных ученых 12
2.1 Коллективное бессознательное К.Г. Юнга 12
2.2 Неофрейдизм Карен Хорни 16
2.3 Индивидуальная психология А. Адлера 18
2.4 Структурный психоанализ Ж. Лакана 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
По Адлеру, борьба человека за превосходство носит всеобщий характер, но при этом возможны разные способы достижения поставленной цели. Мы по-разному осуществляем эту борьбу, что приводит в итоге к появлению уникальных, характерных только для данного человека методов или форм, которые Адлер назвал стилем жизни. Стиль жизни включает в себя те характерные поведенческие типы или приемы, при помощи которых мы компенсируем свою неполноценность, реальную или мнимую.
Лакан соединяет психоанализ с лингвистикой. Сердцевину его структуралистского подхода выражают формулы «бессознательное - это язык», «бессознательное структурировано как язык». Лакан фиксирует внимание на роли лингвистических методов описания бессознательных проявлений личности.
Лакан признает приоритет
языка по отношению к бессознательному,
что находит отражение в
Лакан действительно опирается на фундаментальные фрейдовские категории бессознательного, сексуальности, вытеснения, замещения, импульса и т. д. Он восстанавливает определяющую роль либидо (энергии полового влечения), воплощающего творческое начало в человеческой деятельности. В отличие от неофрейдизма, отдающего предпочтение проблематике Я, Лакан ставит в центр своей концепции и исследований бессознательное, Оно, как это было у самого Фрейда.
Вместе с тем Лакан
существенно переосмысливает
В отличие от Фрейда, который
в своих исследованиях
Как известно, психоанализ
в своем полном выражении не нашел
места в социальной психологии. Мы
можем только предположить. что те
ли иные представители
Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям.
Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного. Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения.
Юнг ввел в психоанализ понятие «коллективного бессознательного». Его содержание – это так называемые архетипы, архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).
У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальный механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса.
Т. Адорно показал, что враждебное
отношение к представителям других
этнических групп связано с определенным
набором психологических
К. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всех последовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскому биологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений. Хорни одна из первых оценила значимость общих социокультурных условий в развитии личности и её неврозов.
По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве по мере накопления опыта. Адлер подчеркивал значение наших целей на будущее.
Ж. Лакан соединяет психоанализ с лингвистикой. Сердцевину его структуралистского подхода выражают формулы «бессознательное - это язык», «бессознательное структурировано как язык». Лакан фиксирует внимание на роли лингвистических методов описания бессознательных проявлений личности.
1. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1982г.
2. Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ перевод Г.В.Барышниковой. – СПб.: Алетейя, 1999г.
3. Альфред Адлер Индивидуальная
психология как путь к
4. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. Архетип и символ. - М., 1991.
5. Фейдимен Дж. Гуманистический психоанализ. К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Фромм. – М.:Прайм-Еврознак, 2007
6. Лакан Ж Изнанка психоанализа. Семинар. Книга XVII (1969-70) – М.:ГНОЗИС, 2008
7. Лейбин В. М. Психоанализ / Социология: Энциклопедия / cост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003.
8. http://people.jmoro.ru – Проект «Люди». Биографии и судьбы.
Информация о работе Развитие психоаналитической мысли у различных ученых