Заметную роль в отечественной
психологии сыграл ученик Челпанова
Густав Густавович Шпет (1879-1937). Критикуя
абстрактные построения психологии, отделившейся
от философии и обратившейся к физиологии,
выступил с требованием восстановить
тесную связь психологии с философией,
подчёркивая, что эта связь "не мнимая,
не иллюзорная, не результат субъективного
мнения, а по существу необходимая…".
Семён Людвигович Франк (1877-1950), русский
философ, высланный с группой
видных учёных, писателей и философов
в 1922г. из советской России в 10-х гг.
XXв. выступил с программой философской
психологии ("Душа человека. Опыт введения
в философскую психологию" 1917). Франк
пытался восстановить психологию в старом
буквальном и точном значении этого слова.
Её основной смысл - борьба против всякого
перенесения естественно-научных принципов
в психологию, против так называемой эмпирической
психологии, которая объявила себя "психологией
без души". Тем самым было вытеснено
учение о душе как предмет психологии.
Его заменило учение о закономерностях
так называемых "душевных явлений",
оторванных от их внутренней почвы и рассматриваемых
внешнего предметного мира. Философская
психология, по Франку - это общее учение
о природе душевной жизни и отношении
этой области к другим областям бытия
- материальному миру и идеальному бытию
- сфере истины, красоты и добра.
Научное противостояние различных
направлений в психологии в послереволюционные
годы было отягощено и новой идеологической
ситуацией, связанной с политической
перестройкой общества и переориентацией
науки на философию марксизма. Критика
марксизма приобрела "тотальный"
характер, а его сторонники представляются
своего рода непременными злодеями или
коңюнктурщиками. Марксизм оказал серьёзное
влияние на отечественную психологию
в силу заложенного в нём гуманистического
потенциала. Именно этот аспект (но не
программа перестройки общества)
определил позицию А. Адлера (защита
"маленького человека") или Э. Фромма
(проблема отчуждения человека в обществе).
Марксизм позволил, во многих отношениях,
увидеть человека не как "Робинзона",
а деятеля, включённого в социальный мир,
творящего его и творимого им. В отечественной
науке ситуация намного сложнее. И в психологии
действовали, наряду с другими, многочисленные
идеологи от науки, по сути, паразитировавшие
на идеях К. Маркса. Но были и те, кто пришёл
к марксизму, независимо от политической
ситуации и до её возникновения и развивавшие
марксизм часто в противостоянии его официальным
толкованиям - именно развивавшие, а не
догматически следовавшие ему.
Это Константин Николаевич Корнилов
(1879-1957) - теоретик психологии пытался
снять противоречие между объективной
психологией и субъективной; эта
попытка воплотилась в развивавшейся
им концепции, названной реактология,
которая просуществовала до начала
30-х гг. XXв.
Таких же принципов придерживался
психолог и педагог Павел Петрович
Блонский (1884-1941), также трактовавший психологию
как науку о поведении живых существ (но
обозначавший принципиальные особенности
социального поведения). Именно с этими
именами связаны основные достижения
советской психологии.
Рассмотрение теоретических концепций,
сложившихся в психологии к началу
XXв., подтверждает справедливость оценки,
которую дал Н.Н. Ланге, сравнивший положение
психологии, раздробленной на ряд направлений,
с Приамом, сидящем на развалинах Трои.
В начале 10-х годов XXв. психология вступила
в новый период своего развития - период
открытого кризиса.
Николай Николаевич Ланге (1858-1921) отстаивал
биологический подход и выступал против
эпифеноменализма в его различных вариантах.
Ланге называл необходимым постулатом
психологии соединение двух точек зрения
на психическую жизнь - объективной, рассматривающей
психику как реальный жизненный процесс,
и субъективной, рассматривающей психику
как субъективные переживания этой жизни:
"Без наших субъективных переживаний
мы не имели бы никакого вообще представления
о психической жизни. Без объективного
на них взгляда не было бы психологии как
науки". Экспериментальные исследования
восприятия привели его к теории восприятия
как фазового процесса. Восприятие не
происходит моментально во всей полноте,
в нём выделяется 4 ступени, из смены которых
Ланге вывел закон перцепции: чувственный
образ формируется постепенно - от целостного
впечатления к подробному различению
его свойств. Эти ступени обусловлены
всем ходом биологической эволюции. Был
сделан вывод о предметности восприятия
у человека. Экспериментальные исследования
привели его к двигательной теории внимания:
внимание - это двигательная реакция организма,
которая улучшает условия восприятия.
Моторная теория внимания Ланге получила
большой резонанс в мировой науке. Его
исследования вносили в науку объективные
методы и явились крупным достижением
в науке. Выступая поборником экспериментального
метода, Ланге создал в Новороссийском
университете первую в России университетскую
лабораторию экспериментальной психологии
(1896).
Направление объективности психологии
развивалась деятельность Владимира
Михайловича Бехтерева (1857-1927), выдающегося
клинициста, психиатра, невропатолога
и психолога. Бехтерев пришёл к психологии
от неврологии и психиатрии, которыми
занимался в Казанском университете.
Здесь в 1885 году он создал первую в
России психофизиологическую лабораторию
для научных изысканий в области
анатомии, физиологии и экспериментальной
психологии. После возвращения в
Петербург развернул широкую
исследовательскую и организаторскую
работу по неврологии, в которую
включал учение о нервной системе,
а так же о нарушениях духовной
сферы в связи с нарушениями
мозга. В 1890-х годах он организовал
в Петербурге ряд лабораторий
в целях исследований нервнобольных,
в том числе экспериментально-психологическую.
Объективную психологию и психиатрию
он включил в круг наук о мозге,
предложил термин "психоневрология".
В 1907 году он создал психоневрологический
институт, после революции организовал
ряд психоневрологических учреждений,
самым крупным из них является
Институт по изучению мозга и психической
деятельности (1918). Центральная идея
Бехтерева - объединение различных
разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии,
физиологии и психологии в России в целях
исследования человеческой личности и
в её здоровых и болезненных проявлений.
От фундамента - от структуры и функций
мозга он перешёл к психологии. Здесь в
первый период своей деятельности использовал
объективные приёмы экспериментальных
исследований Вундта. Во втором периоде,
в начале XXв., Бехтерев создаёт объективную
психологию, в которой на основе объективных
исследований человека предлагает новую
систему понятий психологии и новую терминологию.
Психическую деятельность он рассматривает
как рефлекторную, а различные стороны
и формы этой деятельности - как различные
её виды: внимание - это рефлекс сосредоточения,
мыслительная деятельность - символические
рефлексы и т.п. В 1907 - 1912 год выходит "Объективная
психология" и становится важной вехой
в истории психологии 20го столетия. В третьем
- советском периоде - Бехтерев создаёт
общие основы рефлексологии. На основе
экспериментальных работ по изучению
сочетательных, то есть вырабатываемых
у индивида прижизненно, двигательных
рефлексов у животных и человека, совокупность
которых учёный назвал соотносительной
деятельностью, Бехтерев сделал вывод
о том, что именно эта деятельность должна
стать объектом изучения как воплощение
строго объективного подхода к психической
деятельности. Механицизм и энергетизм
В.М. Бехтерева явились предметом критики,
и прежде всего в рамках состоявшейся
в 1929 году рефлексологической дискуссии.
Была отмечена положительная роль рефлексологии
Бехтерева в развитии объективного подхода
в развитии психологии. В то же время исключение
из исследования в рефлексологии психики
и создания привело к биологизации и крайне
механистической трактовке человека и
поведения. В метафорической форме теоретическую
несостоятельность рефлексологии выразил
Л.С. Выготский. Методика рефлексологического
исследования человека, как это было показано
Выготским, не соответствует задаче объективного
изучения психики и сознания потому, что
предпринимает попытку изучения поведения
человека, игнорируя проблему сознания.
После дискуссии, а также в результате
критики рефлексологического подхода,
которой он был подвергнут на первом Всесоюзном
съезде по изучению поведения человека
(1930), рефлексология прекратила существование.
Однако богатое наследие, оставленное
Бехтеревым, вошло в золотой фонд мировой
и отечественной психологической мысли.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) не создал
собственной психологической концепции,
но влияние, которое он оказал на развитие
психологии, как мировой, так и
отечественной, несомненно велико и плодотворно.
Вся дальнейшая работа Павлова была направлена
на изучение условно-рефлекторных связей,
условий их образования, развития, угасания.
Подчёркивался биологический смысл условных
рефлексов: они служат для уравновешивания
организма с внешней средой. Условные
раздражители имеют сигнальное значение:
они - сигналы внешних возбудителей безусловных
рефлексов. В опытах Павлова выступила
необходимость подкрепления и ориентировочного
рефлекса для образования новой связи.
Освоение наследия Павлова психологии
прошло сложный путь и связано с вопросами
предмета психологии и её самостоятельности
как науки. В России учение Павлова об
условных рефлексах было основным и определяющим
фактом для развития естественно-научной
психологии. Однако в условиях идеологического
давления, которое испытывала наука в
советский период, произошла абсолютизация
и догматизация Павловского учения, а
его распространение превратилось в прогресс
насильственного насаждения в психологию
и другие области исследования (медицину,
педагогику, языкознание и др.). После проведённой
по личному указанию И.В. Сталина в 1950-х
годах объединенной научной сессии Академии
Наук СССР и Академии медицинских наук
СССР, посвящённой проблемам физиологического
учения И.П. Павлова, в психологии была
поставлена задача её перестройки на основе
Павловского учения. Происшедшую в 50-х
г. переориентацию психологии на Павловское
учение хорошо отражает заголовки работ
тех лет, когда каждая проблема рассматривалась
"в свете трудов И.П. Павлова". Освобождённое
от искажений и идеологических деформаций
учение Павлова продолжает сохранять
своё значение для понимания поведения
и его причинного объяснения.
Успехи психологии были обусловлены
внедрением в неё эксперимента. У
истоков экспериментальной психологии
в России стояли врачи-психиатры. В
80-х г. IIXв. ими были организованы экспериментальные
психологические лаборатории при психологических
клиниках (в Казани, а затем в Петербурге
- В.М. Бехтерев; в Москве - С.С. Корсаков,
А.А. Токарский; в Харькове - П.И. Ковалевский;
в Киеве - И.А. Сикорский; в Дерпте (Тарту)
- Э. Крепелин, В.Ф. Чиж и др.). В этих лабораториях
велись исследования по широкому кругу
проблем, включая, кроме психологических,
анатомию и физиологию нервной системы,
психиатрию. Темами экспериментально-психологических
исследований были время протекания психических
процессов, различные виды ощущений (зрительные,
слуховые, мышечные, температурные, болевые),
восприятия, двигательные реакции, внимание,
память, явления гипнотизма, эмоции, влияние
различных условий на умственную и мышечную
работоспособность и др. Официальная психология
в лице университетских профессоров не
хотела замечать эту работу врачей. Об
этом с горечью писал врач-психиатр, организатор
экспериментальной психологической лаборатории
в Юрьеве (Тарту) В.Ф. Чиж в своём письме
в редакцию журнала "Вопросы философии
и психологии" в 1894 году. Однако процесс
внедрения эксперимента в психологию
нельзя было остановить.
Первым психологом, создавшим собственно
психологическую лабораторию, был
Н.Н. Ланге (Новороссийский университет,
1896г), который внёс огромный вклад в развитие
экспериментальной психологии. Его исследования
в области восприятия и внимания и основанная
на них теория этих процессов - закон перцепции
и теория волевого внимания - привели его
к выводу о том, что самонаблюдение не
может уловить стадии этих процессов,
не позволяет вскрыть законы изучаемых
процессов. Результаты этих исследований
были обобщены в докторской диссертации
автора "Психологические исследования",
защищённой в 1893 году в Московском университете.
В своём вступительном слове на защите
"О значении эксперимента в современной
психологии" Н.Н. Ланге развивал как
главную мысль о том, что "к изучению
психологических проблем необходимо приложить
тот точный эксперимент, который дал столь
блестящие результаты в области естествознания;
и что, сделав это, применив в психологии
эксперимент, мы можем возвести её к такому
совершенству, обратив её в столь положительную
науку, какой она ещё никогда не была".
В развернувшемся на защите диспуте по
вопросу о значении эксперимента в психологии
позицию Ланге разделяли С.С. Корсаков,
а также А.А. Токарский. заострив внимание
на слабых сторонах современного эксперимента,
первый официальный оппонент Л.М. Лопатин
сделал вывод о том, что в настоящее время
"эксперименту принадлежит сравнительно
скромная роль в решении коренных задач
в психологии", так, что "в его современном
состоянии, применяемой к решению основных
психологических проблем о воле и разуме,
он всё же едва ли может заменить столь
часто и не справедливо осуждаемый метод
психологической интроспекции". Так,
в обстановке ожесточённых споров постепенно
эксперимент входил в психологическую
науку в России.
В поддержку эксперимента выступил
влиятельный Н.Я. Грот. В докладе
"основания экспериментальной
психологии", с которым он выступил
в Московском Психологическом Обществе,
Грот выдвинул задачу разработки собственно
психологического эксперимента, который
должен, в отличие от эксперимента
в естествознании, учитывать сознание,
самосознание человека. Грот поддержал
идею Ланге о необходимости учреждения
психологических лабораторий при университетах.
В 1901г.А.П. Нечаев организовал лабораторию
экспериментальной психологии при
Педагогическом музее военно-учебных
заведений. Он подчёркивал значение
экспериментальной психологии для
выработки целесообразных приёмов
школьного обучения и решения
спорных вопросов дидактики и методики.
Нечаев развернул экспериментально-психологические
исследования основ школьного дела. По
его инициативе были организованы (1906
и 1909) Всероссийские съезды по педагогической
психологии и экспериментальной педагогике.
На съездах обсуждались принципы и методы
психологического исследования, проблемы
соотношения теории и эксперимента.
Так же крупнейшим событием в истории
отечественной экспериментальной
психологии явилось открытие Психологического
института при историко-филологическом
факультете Московского университета
(1912), основателем которого был Г.И.
Челпанов. Задачу эксперимента он видел
в том, чтобы сделать возможным
точное самонаблюдение, т.е. подчинил его
интроспекции. Челпанову принадлежит
заслуга в продуманной организации
обучения психологов экспериментальным
методам исследования, в основу которого
был положен его учебник "Введение
в экспериментальную психологию"
(1915). Так в борьбе мнений развивалась
и крепла организационно-экспериментальная
и прикладная психология в России
дореволюционного периода. В конце
IIX-начале XXв. Здесь производились психологические
исследования прикладного характера также
в области психологии труда.
Пятьдесят лет существования психологии
как самостоятельной науки явились
свидетельством её значительных успехов.
Накоплена масса нового фактического
материала. Были открыты новые феномены:
аутистическое мышление, псевдогаллюцинации,
бессознательное, личность. Психология
обогатилась новыми методами и приёмами
исследования. Сложились новые научные
области - педология, психотехника, дефектология,
дифференциальная психология. Развитие
прикладной психологии в различных областях
социальной практики в медицине, педагогике,
производстве привело к изменению статуса
психологии в обществе. Эти позитивные
процессы, которые явились результатом
роста науки, логики и её развития во взаимодействии
с социокультурными фактами вызвали к
жизни и новые проблемы. Выступило несоответствие
новых данных с прежним традиционным пониманием
психики. Обнаружившиеся факты неадекватности
метода эксперимента в применении к исследованию
сложных явлений душевной жизни вызвали
критическое отношение к нему, к его возможностям.
В целом психология отставала от запросов
практики, а теория развивалась независимо
от неё.
Заключение
Историческое рассмотрение конкретных
фактов, важнейших событий и тенденций
в процессе развития психологической
науки позволяет констатировать,
что до настоящего времени не сложилось
единого подхода, общего понимания
того, что же изучает психология.
Различия точек зрения на самые центральные
вопросы психологии, начиная с главного
- вопроса о предмете психологии, а также
различные подходы к пониманию личности,
сущности психического развития, интеллекта
и др. В разных психологических подходах
в качестве такового фигурируют: переживание,
поведение, психофизические связи, сознательные
мыслительные процессы, бессознательное,
человеческая природа и даже "тотальность
психического существования человека".