Развитие психологии в ХIХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Задачей данного реферата является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста. Научное знание - это систематическое знание, внутренне связанное некоторыми принципами, общими предпосылками; полученное научными методами; опирающееся на доказательство и допускающее логическую и опытную проверку правильности своих утверждений и их использование в различных формах и применительно к различным областям жизни общества.

Содержание работы

Введение
I. Развитие психологии в ХIХ веке
II. Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

психолог1.docx

— 58.59 Кб (Скачать файл)

Психология началась с идеи души, и, как проницательно заметил  Л.С. Выготский, "психология как наука должна была начаться с идеи души". Далее он поясняет это положение, оценивая эту идею как "первую научную гипотезу древнего человека, огромное завоевание мысли". На протяжении более чем 20 столетий с ее помощью объяснялись все процессы жизнедеятельности организма. Понятие души по своему содержанию было не только психологическим, но более широким, скорее биологическим, объясняющим все жизненные процессы с помощью сходного толкования. "Мы так же мало видим в этом просто невежество и ошибку, как не считаем рабство результатом плохого характера", - писал Л.С. Выготский. Причиной такого воззрения на природу души было недостаточное знание о строении и работе тела (еще в ХVII в. мудрый Спиноза отмечал: "к чему способно тело, до сих пор еще никто не определил, т.е. опыт никого еще до сих пор не научил, к каким действиям тело является способным в силу одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве телесной, и к чему оно неспособно, если только не будет определяться душою"). Именно в силу недостаточности знаний о функционировании живого тела, понятие души стало тем объяснительным принципом, который выступал в качестве источника и детерминации всех проявлений живого организма, заменял конкретные знания о механизмах его телесных функций (дыхания, кровообращения, питания и др.). Великие открытия ХVII - ХVII вв. в различных науках и, особенно в области анатомии и физиологии человека, оказали поистине революционное воздействие на представления о душе, способствовали коренному изменению взглядов на ее функции. В 1623г.Ф. Бэкон подвел итог этим исследованиям. "Наблюдая за чувствующим телом и пытаясь выяснить, почему такое большое действие… переваривается и выбрасывается пища, мокроты и соки движутся вверх и вниз по всему телу, сердце и сосуды пульсируют, внутренние органы, подобно мастерским, исполняют каждый свою работу", он пришел к выводу о том, что функции души следует ограничить психическими способностями. Он назвал причиной широкого понимания функций души, включающего в их число и чисто телесные процессы, неосведомленность древних философов.

На смену идее души с исторической необходимостью пришло понятие о  психике как предмете психологии. Критерий психического процесса в отличие  от телесных ввел в ХVII в. Р. Декарт. Этим критерием он назвал сознание. Тем самым психология стала развиваться в рамках философских учений о сознании. В этом контексте возникли фундаментальные проблемы. Первой из них стала проблема места сознания в бытии, его соотношения с миром материальных тел - психофизическая проблема. От Декарта идет их резкое противопоставление, которое в его системе приобрело форму учения о двух противоположных субстанциях: одной духовной, мыслящей, нематериальной - для ее обозначения Декарт сохраняет понятие души, и другой телесной, протяженной - ее Декарт называет телом. Их абсолютная разнородность составляет сущность декартовского дуализма, который на века определил направление разработки психологических проблем. Важнейшими из них стали проблема метода исследования сознания - им была провозглашена интроспекция. Дж. Локк сформулировал задачу изучения происхождения сознания и задал эмпирическое направление ее решения: в сознании нет врожденных содержаний, оно складывается в опыте. Самый опыт он раскалывает на две формы: внешний - его источником являются ощущения, и внутренний - его источником являются "внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем... называя первый источник ощущением, я называю второй рефлексией, потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя". В противоположность сенсуалистическим эмпирическим идеям Локка Г. Лейбниц развивает рационалистический взгляд на природу сознания, приписывая ему некоторые врожденные истины, а также склонности, предрасположения и т.п. Он также указывает на активную природу сознания, которую он обозначает понятием апперцепция. Для объяснения важнейшего факта душевной жизни и сознания - ее связности - Локк вводит понятие ассоциации идей. На его основе возникает ассоциативная психология, варианты которой составили основное содержание развития психологии в ХIХ в. Возникнув на основе механистического естествознания ХVII в., она обнаружила свою несостоятельность под влиянием успехов биологии, и прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина и эволюционных идей Г. Спенсера. Введение идеи адаптивной роли психики в поведении по-новому поставили задачи ее изучения и привели сначала к появлению функционализма с его требованием изучать психику в ее полезной функции, а затем к отказу от изучения психики - в бихевиоризме. Возникает бихевиоризм и поведение как предмет исследования, который пришел на смену сознания. Менее радикальными, но очень значительными были такие повороты в развитии учения о сознании как отказ от отождествления психики с сознанием и указание на глубинное строение психики с ее бессознательной областью - эта идея получила развитие у разных авторов, начиная от Лейбница, но свою фундаментальную разработку получило в психоанализе З. Фрейда и близких к нему направлениях. Также продуктивной явилась попытка не ограничиваться в изучении сознания контекстом его отношений по преимуществу только с миром природы, и понять его как продукт социально-исторического развития. Возникла проблема социальной обусловленности психики человека, которая получила мощное развитие в психологии ХХ в.

Осуждения заслуживает только тот, кто хотел бы запереть все двери, кроме одной".

История повествует, как психология овладевает предметом своего изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 
Список литературы

1.         Галустова Оксана Викторовна "История психологии в вопросах и ответах". Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

2.         Морозов Александр Владимирович "История психологии" Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003.

3.         Ждан Антонина Николаевна "История психологии. От античности до наших дней". Учебник для вузов. - 5-е издание. Переработанное и дополненное. М.: Академический Проект, 2004.

4.         Петровский Артур Владимирович Ярошевский Михаил Григорьевич "История и теория психологии" том 1 Издательство "Феникс" г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17 1996г.


Информация о работе Развитие психологии в ХIХ веке