Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проблемы развития креативных способностей дошкольников через продуктивные виды деятельности ( изобразительную). Задачи:
1. Определить понятие способностей и уровни их развития.
2. Рассмотреть роль воображения в творчестве дошкольника.
3. Дать характеристику продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.
4. Изучить развитие творчества в дошкольном возрасте в изобразительном виде продуктивной деятельности.

Содержание работы

Введение................................................................................................. 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте
1.1. Понятие способностей и уровней их развития......................................6
1.2. Роль воображения в творчестве дошкольника....................................17
1.3. Характеристика продуктивных видов деятельности...........................23
1.4. Развитие творчества в изобразительном виде продуктивной деятельности....................25
Заключение..........................................................................................33
Список литературы............................................................................35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

 

Введение................................................................................................. 3

 

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте

1.1. Понятие способностей и уровней их развития......................................6

1.2. Роль воображения в творчестве дошкольника....................................17

1.3. Характеристика продуктивных видов деятельности...........................23

1.4. Развитие творчества в изобразительном виде продуктивной деятельности..................................................................................................................25

 

Заключение..........................................................................................33

 

Список  литературы............................................................................35

 
 

 

Введение

 

Творческие  способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса, нано технологий становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Объект исследования: способности как индивидуальные свойства личности.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в продуктивных видах деятельности.

 Цель исследования: изучить проблемы развития креативных способностей дошкольников через  продуктивные виды деятельности ( изобразительную).

Задачи:

  1. Определить понятие способностей и уровни их развития.
  2. Рассмотреть роль воображения в творчестве дошкольника.
  3. Дать характеристику продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.
  4. Изучить развитие творчества в дошкольном возрасте в изобразительном виде продуктивной деятельности.

Для достижения поставленной цели и задач применялись методы научно-педагогического исследования: 

  1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
  2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.

Методологическая основа работы. При выполнении курсовой работы использовались взгляды В.Н. Садовского, В.Г. Афанасьева, Э.Г. Юдина, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина на системный подход; С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.А. Менчинской, В.В. Давыдова на деятельностный подход; В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской, В.А. Сластенина, В.В. Краевского, В.А. Беликова на личностный подход; А.В. Хуторского на педагогические теории развития творческих способностей, творческого мышления в процессе обучения.

Курсовая работа состоит  из одной главы, введения, заключения и списка используемой литературы. В работе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В работе рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. 
 Практическая значимость работы: материалы курсовой работы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений для развития творческих возможностей дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте

1.1. Понятие способностей и уровней их развития

 

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения (17, с.133). В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов. Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные - в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.

Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха (9, с.147).

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.

Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.

Восприятие - психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Давайте рассмотрим сущностные характеристики способностей.

Этой проблемой занимались такие знатоки отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

Итак, под способностями понимаются индивидуально – психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. 
 Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы (в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому). 
 Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциями.

Определение: “  Способности” = психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.

Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность, талантливость.

Человек с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - либо свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все - ни перед чем не остановится.

В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность  трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.

Для классификации способностей используются разные критерии. Например та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные, инженерные).

Различают также  общие и специальные: общие –  это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные).

Выявлены компоненты, составляющие структуры специальных способностей, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у учащихся.

В “Педагогической энциклопедии”  способность рассматривается как  свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда, к психофизиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.

Способность к деятельности включает в себя сложную структуру  более простых способностей. Могут  выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.

В процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных  проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые. По общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.

В “Философском словаре” способности определены как  индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.

В истории философии  способность в течение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный, уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

Большое место  в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей и конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.

В учебнике “Психология” (под редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей.

1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии 18-19 вв., является употребляемым и в настоящее время.

3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространенное.

Значительный  вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. Он и предложил третье из перечисленных определений понятия способности..В понятии “способности”, по его мысли, заключены три идеи:

- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;

- не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

Информация о работе Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности