Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 08:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблемы развития креативных способностей дошкольников через продуктивные виды деятельности ( изобразительную). Задачи:
1. Определить понятие способностей и уровни их развития.
2. Рассмотреть роль воображения в творчестве дошкольника.
3. Дать характеристику продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.
4. Изучить развитие творчества в дошкольном возрасте в изобразительном виде продуктивной деятельности.
Введение................................................................................................. 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте
1.1. Понятие способностей и уровней их развития......................................6
1.2. Роль воображения в творчестве дошкольника....................................17
1.3. Характеристика продуктивных видов деятельности...........................23
1.4. Развитие творчества в изобразительном виде продуктивной деятельности....................25
Заключение..........................................................................................33
Список литературы............................................................................35
Содержание
Введение......................
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте
1.1. Понятие способностей и уровней
их развития......................
1.2. Роль воображения в творчестве
дошкольника...................
1.3. Характеристика продуктивных
видов деятельности..................
1.4. Развитие творчества в изобразительном
виде продуктивной деятельности..................
Заключение....................
Список
литературы....................
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса, нано технологий становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Объект исследования: способности как индивидуальные свойства личности.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в продуктивных видах деятельности.
Цель исследования: изучить проблемы развития креативных способностей дошкольников через продуктивные виды деятельности ( изобразительную).
Задачи:
- Определить понятие способностей и уровни их развития.
- Рассмотреть роль воображения в творчестве дошкольника.
- Дать характеристику продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.
- Изучить развитие творчества в дошкольном возрасте в изобразительном виде продуктивной деятельности.
Для достижения поставленной цели и задач применялись методы научно-педагогического исследования:
Методологическая основа работы. При выполнении курсовой работы использовались взгляды В.Н. Садовского, В.Г. Афанасьева, Э.Г. Юдина, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина на системный подход; С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.А. Менчинской, В.В. Давыдова на деятельностный подход; В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской, В.А. Сластенина, В.В. Краевского, В.А. Беликова на личностный подход; А.В. Хуторского на педагогические теории развития творческих способностей, творческого мышления в процессе обучения.
Курсовая работа состоит
из одной главы, введения, заключения и списка используемой
литературы. В работе рассматривается
проблема компонентов творческого потенциала
человека, и на основе анализа различных
точек зрения на эту проблему, делается
попытка определить универсальные творческие
способности человека. В работе рассматривается
вопрос об оптимальных сроках начала развития
творческих способностей детей.
Практическая значимость работы: материалы
курсовой работы могут быть использованы
воспитателями дошкольных образовательных
учреждений для развития творческих возможностей
дошкольников в процессе продуктивных
видов деятельности.
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения (17, с.133). В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов. Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные - в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.
Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха (9, с.147).
Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.
Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.
Восприятие - психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.
Давайте рассмотрим сущностные характеристики способностей.
Этой проблемой занимались такие знатоки отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Итак, под способностями понимаются индивидуально
– психологические и двигательные особенности
индивида, которые имеют отношение к успешности
выполнения какой – либо деятельности,
но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам,
которые уже выработаны у ребенка. При
этом успешность в какой – либо деятельности
может быть обеспечена не отдельной способностью,
а лишь тем своеобразным их сочетанием,
которое характеризует личность.
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев
и Б. М. Теплов занимались изучением способностей,
с разных точек зрения. В фокусе внимания
Б.М. Теплова были индивидуально – психологические
предпосылки неодинакового успешного
развития тех или иных функций и умений;
А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом,
то, как из природных предпосылок на основе
структур человеческой деятельности возникает
качественно психические функции и процессы
(в духе понятия высших психических функций,
по Л.С. Выготскому).
Ни тот, ни другой не отрицали врожденного
неравенства задатков, с одной стороны,
и неоднозначных связи этих задатков с
итоговой успешностью сложных форм деятельности
– с другой, однако акценты различались,
как различалось и употребление понятий.
Б.М.Теплов в контексте дифференциальной
психофизиологии связывал понятие способностей
прежде всего с биологически обусловленными
различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте
системного понимания психологических
функций и их развития относил это слово
к сложным, окультуренным, “ставшими”
человеческими функциями.
Определение: “ Способности” = психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.
Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность, талантливость.
Человек с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - либо свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все - ни перед чем не остановится.
В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Для классификации способностей используются разные критерии. Например та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные, инженерные).
Различают также общие и специальные: общие – это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные).
Выявлены компоненты, составляющие
структуры специальных
В “Педагогической энциклопедии”
способность рассматривается
Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.
В процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые. По общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.
В “Философском словаре” способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.
В истории философии способность в течение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный, уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей и конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.
В учебнике “Психология” (под редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей.
1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии 18-19 вв., является употребляемым и в настоящее время.
3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространенное.
Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. Он и предложил третье из перечисленных определений понятия способности..В понятии “способности”, по его мысли, заключены три идеи:
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;
- не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
Информация о работе Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности