Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 08:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблемы развития креативных способностей дошкольников через продуктивные виды деятельности ( изобразительную). Задачи:
1. Определить понятие способностей и уровни их развития.
2. Рассмотреть роль воображения в творчестве дошкольника.
3. Дать характеристику продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.
4. Изучить развитие творчества в дошкольном возрасте в изобразительном виде продуктивной деятельности.
Введение................................................................................................. 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте
1.1. Понятие способностей и уровней их развития......................................6
1.2. Роль воображения в творчестве дошкольника....................................17
1.3. Характеристика продуктивных видов деятельности...........................23
1.4. Развитие творчества в изобразительном виде продуктивной деятельности....................25
Заключение..........................................................................................33
Список литературы............................................................................35
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и так далее (14, с.283).
По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный, неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью» .
Эта позиция может оказаться ещё более аргументированной, когда разговор заходит о ребёнке – существе, живущем в мире грёз, смутных впечатлений и символов.
Воображая, человек как бы «сходу» проникает в суть, в основание
развивающейся целостности предмета ещё до того, как в его сознании сложится сколь-нибудь отчётливое понятие о нём. Предмет будущей мысли уже явлен сознанию в чувственном образе. Мысли, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в образно-смысловой форме. По словам Гегеля: «Воображая, мыслящий дух отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе и тем самым даёт им образное наличное бытие».
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере накопления им определённого опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разносторонне наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения. Именно поэтому воображение ребёнка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребёнок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребёнка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя. Благодаря тесту Торренса мы можем определить уровень творческих способностей детей. Тест состоит из 5 разделов, каждый из которых может быть использован как самостоятельная методика.
1.
Усовершенствование предметов.
2. Использование предметов в другом качестве. Ребёнок должен перечислить как можно больше вариантов использования игрушки.
3. Необычное использование знакомых предметов. Ребёнок должен перечислить как можно больше способов их использования (например, консервных банок).
4. Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше Воображение ребёнка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» период для такого развития – это дошкольный возраст. «Воображение, - как писал психолог О.М.Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний».
Воображение может творчески
образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и
неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребёнка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребёнка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для себя», к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовке к предстоящему творчеству в будущем.
Были созданы некоторые тесты для изучения творческого мышления
ребёнка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом и
получившая название ТТСТ (первые буквы английских слов «тесты творческого развития предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры).
5. «Спроси – угадай». Ребёнку предъявляется картинка. Требуется:
o задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке;
o перечислить как можно больше событий, к которым может привести
изображённая на картинке ситуация;
o перечислить как можно больше причин для возникновения ситуации,
изображённой на картинке.
При обработке результатов этого теста пункты 1-4 оцениваются по беглости, гибкости и оригинальности, а пункт 5 – по беглости и адекватности.
Гибкость определяется по количеству категорий классификации ответов.
Оригинальность – по суммарному количеству баллов (по пятибалльной системе), выставляемых за каждый ответ. Оценка причин и следствий производится на основе соответствия ответа логическому строю поведения персонажей, изображённых на картинке.
Эллиот Айснер различает 4 типа детей, исходя из их творчества:
-Первых он именует «расширителями границ», потому что «они всегда стремятся раздвинуть пределы понимания сути объектов». Их основное стремление – выявить соотношения.
- Вторая группа – «эстетические организаторы», их рисунки демонстрируют «ярковыраженное ощущение эстетического порядка».
- Третью группу составляют «избиратели», создающие новые объекты (структуры) путём комбинирования материалов.
- Четвёртая группа – «разрушители границ». Они отвергают то, что другие люди принимают как данное. Формулируют новые предположения и продолжают развивать радикально новую систему мышления. Для них структура, порядок и соотношение адекватным образом поддаются анализу и учёту, результат не остаётся «детским рисунком», а превращается в зрелую творческую работу.
Как говорил Фрейд, любой ребёнок, играя, ведёт себя подобно искусному писателю, создавая собственный мир, вернее, реорганизуя объекты своего мира и упорядочивая их таким образом, какой наилучшим образом их устраивает.
1.3. Характеристика
продуктивных видов деятельност
Продуктивные виды деятельности
дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и
игра, имеют моделирующий характер. В игре
ребенок создает модель отношений между
взрослыми. Продуктивная деятельность,
моделируя предметы окружающего мира,
приводит к созданию реального продукта,
в котором представление о предмете, явлении,
ситуации получает материальное воплощение
в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Для изобразительной деятельности характерно
художественно-образное начало. В отличие
от образов восприятия и памяти, художественный
образ максимально субъективен и несет
в себе печать личности автора. Изобразительную
деятельность составляют рисование, лепка,
аппликация. Их взаимосвязь прослеживается
в средствах выразительности, используемых
для создания продукта. К ним относятся
форма, ритм линий и форм на плоскости,
объем. Декоративное рисование, аппликация
и лепка предполагают использование цветового
строя и гармонии, а сюжетное - композиции
(15, с.125). В изобразительной деятельности
выделяют этапы:
1. Доизобразительный - дети не ставят цель будущего рисунка, каракули - получение случайных изображений в ходе игры (манипулирование с предметом); узнавание - в полученных каракулях ребенок «узнает» какие-то предметы. 2. Изобразительный - целенаправленное изображение чего-то, постановка цели. Изобразительный этап связан с усвоением шаблонов. Шаблон - стереотип, изображение какого-то объекта, предмета. Шаблон задает общие навыки рисования, но шаблон сдерживает творчество и фантазию. Для развития ребенка необходимо чередовать шаблоны с творческими рисунками и работами с натуры. На второй стадии изображение рисунка меняется:
а) до 4-5 лет - упрощенно-схематические изображения;
б) 5-7 лет -формально-схематические изображения (плоские рисунки);
в) 7-10 лет - правдоподобные изображения,
г) пластические изображения.
Период с 1-го этапа на 2-ой зависит от
уровня развития предметной деятельности
и от обучения.
Изобразительная деятельность в дошкольном
возрасте имеет свои особенности:
1) ребенок рисует мир так, как он его понимает,
а не так как есть на самом деле;
2) дети проявляют свое отношение к тому,
что изображают (через использование цвета,
через прорисовку деталей и украшательство
(методика рисунок семьи). Анализ рисунков
позволяет выделить следующие особенности:
неумение передать движение; не умение
передать перспективы; нарушение пропорций;
дети не привязаны к цвету. Педагог должен
учитывать мнение ребенка о его работе
и не давать оценок, особенно отрицательных.
Конструктивная деятельность - это деятельность
по созданию какого-то реального продукта.
Выразительными средствами является:
форма, размер, последовательность, вес.
Конструирование более сложная деятельность
требует предварительного планирования
деятельности. требует мышления и воображения,
практических способов в движениях (конструирование
сравнивают с шахматами).
Типы конструирования:
1) конструирование по образцу (образец
построенный на глазах у детей; по готовому
образцу; схематический образец; фотография
образа);
2) конструирование по условиям (задаются
педагогом или игрой), по замыслу.
В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов(10, с.56).
Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде.
Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (19, с.199).
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
Формирование у детей творческих способностей предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности.
В.Б.Косминская говорит о том, что эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движения. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого - бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.
Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: «...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы: творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности…».
Информация о работе Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности