Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проблемы развития креативных способностей дошкольников через продуктивные виды деятельности ( изобразительную). Задачи:
1. Определить понятие способностей и уровни их развития.
2. Рассмотреть роль воображения в творчестве дошкольника.
3. Дать характеристику продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.
4. Изучить развитие творчества в дошкольном возрасте в изобразительном виде продуктивной деятельности.

Содержание работы

Введение................................................................................................. 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте
1.1. Понятие способностей и уровней их развития......................................6
1.2. Роль воображения в творчестве дошкольника....................................17
1.3. Характеристика продуктивных видов деятельности...........................23
1.4. Развитие творчества в изобразительном виде продуктивной деятельности....................25
Заключение..........................................................................................33
Список литературы............................................................................35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Исследователь В.Г.Злотников более полно и  точно раскрыл понятие творчества, как непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста?

Отечественные педагоги и психологи рассматривают  творчество как создание человеком  объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?

Педагог В.Н.Шацкая рассматривает художественное творчество как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства  и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей, а исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.

А.А. Волкова  утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие  на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».

И.Я. Лернер так  определяет черты творческой деятельности ребенка:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

         - видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Чем же характеризуется  творчество?

Б.М.Теплов в  этой связи пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, это искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение».

Анализ положений  о детском творчестве известных  отечественных ученых Б.М.Теплова, П.П.Пидкасистого, И.Я.Лернера, Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной позволяют нам сформулировать, что художественное творчество – это создание субъективно нового продукта; создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и неприменение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.

В раннем и младшем  дошкольном возрасте выделяют доизобразительный период в развитии творческой активности. Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов (8, с.117).

По мере овладения  навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности (6, с.368).

Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому.

Эффективное руководство  возможно при условии, если педагог  знает и учитывает те психические процессы, которые лежат в основе детского творчества, и, что самое главное, систематические развивает их.

Необходимо  остановиться на одном из условий  формирования познавательной активности - предварительной работе, проводимой на занятиях по рисованию и при подготовке к ним. В ходе такой работы осуществляется органичная связь эстетического, умственного, нравственного, сенсорного воспитания, связь занятий по рисованию с другими видами деятельности (наблюдение, рассказывание, рассматривание, слушание, пение и др.).

По мнению исследователей, формирование творческой активности у  детей означает формирование устойчивых интересов к рисованию, умения активно применять полученные знания в жизни.

Одним из важнейших  условий формирования творческой активности является целенаправленная предварительная работа, проводимая перед занятиями (и в ходе их) по изобразительной деятельности, и в частности перед рисованием. При этом немаловажным являются следующие моменты:

- активность самого воспитателя как на занятии, так и в ходе подготовки к нему; соблюдение принципа систематичности и последовательности при отборе содержания обучения (непосильная трудность снижает интерес к обучению тому или иному виду деятельности);

- последовательное овладение детьми техническими навыками и умениями в рисовании и т.д.

Под предварительной  работой, способствующей формированию творческой активности, интереса к изобразительной деятельности, развитию творчества, мы понимали следующее:

- наблюдение предметов и явлений природы и окружающей действительности;

- чтение сказок, рассказов, стихов, прибауток, загадок и беседы воспитателя с детьми о прочитанном;

- рассматривание эстампов, репродукций с картин, иллюстраций, художественных фотографий, произведений народного декоративно-прикладного искусства и т. д.;

- целенаправленный просмотр диафильмов, мультфильмов, кинофильмов, телепередач, кукольных спектаклей; прослушивание музыкальных произведений;

- тщательное обследование образца, натуры (на занятиях и в ходе подготовки к ним);

- анализ детских работ, выполненных на предыдущих занятиях, с целью предотвращения ошибок при изображении похожих предметов.

К предварительной  работе отнесли и такие виды работы, которые были направлены на совершенствование  навыков и умений:

- введение на занятиях по рисованию некоторых упражнений, разработанных Е. А. Флериной, Т. С. Комаровой;

- использование вспомогательных линий, набросков (графитным карандашом, с применением ластика для исправления ошибок).

Для чего нужна  такая предварительная работа и  что она дает для формирования творческой активности детей на занятиях по изобразительной деятельности?

Известно, что  дети дошкольного возраста, однажды  восприняв предмет, самостоятельно не возвращаются к нему для более детального изучения. Вместе с тем, для того чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен внимательно изучить его строение, характерные особенности. Это возможно лишь в том случае, если он проявляет определенный интерес к данному предмету или явлению. Здесь неоценимую услугу оказывает предварительная работа, когда ребенок с помощью вопросов взрослого как бы непроизвольно останавливает свое внимание на тех характерных сторонах и деталях предмета, которые нужно будет передать в рисунке.

Предварительную работу, направленную на совершенствование  процесса обучения дошкольников изобразительной деятельности, совсем необязательно проводить специально. Ее можно осуществлять в других видах деятельности одновременно с решением основных задач.

Если на занятиях по развитию речи или во время досуга воспитатель читает сказку, то в беседе он может своими вопросами заострить внимание детей на тех деталях костюма или внешнего вида героев, которые детям нужно будет отразить в рисунке.

Таким образом, предварительная работа направлена на формирование творческой активности дошкольников, на осуществление органичной взаимосвязи между разными видами детской деятельности.

Приемы педагога - вопросы и предложения, наводящие детей на дополнение и обогащение воображения, направлены на активизацию творческой фантазии, что позволяет детям достигать более интересного и выразительного изображения.

Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка  при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: 

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный  возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности  с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. 

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 

1. Раннее физическое  и интеллектуальное развитие  детей. 

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 

3. Самостоятельное  решение ребенком задач, требующих  максимального напряжения сил,  когда ребенок добирается до "потолка  " своих возможностей. 

4. Предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел,  продолжительности занятий одни делом и т.д. 

5. Умная, доброжелательная  помощь (а не подсказка) взрослых. 

6. Комфортная  психологическая обстановка, поощрение  взрослыми стремления ребенка  к творчеству. 

Но  создания благоприятных условий недостаточно  для  воспитания  ребенка  с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Изучив проблему развития творческих способностей детей, я предлагаю ввести  в программу дошкольного воспитания  специальные  занятия, направленные на развитие творческого воображения и мышления детей, давать детям больше заданий творческого характера, использовать специальные игры, развивающие способности детей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с. 
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
  3. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1973. – 122 с.
  4. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. – М., 1986. - 43 с.
  5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский Под ред. В.В.Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002.– 263–269 с.
  6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  7. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2001.- 147 с.
  8. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабунская. – М.: 1965. - 117 с.
  9. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтс. - М.: Педагогика, 1971.- 277 с.
  10. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993.- 56 с.
  11. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1979. - 101 с.
  12. Лилов, А. Природа художественного творчества / А. Лилов– М., 1981. - 480с.
  13. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков — СПб: Питер, 2001 — 283 с.
  14. Мухина, С.Е. Проблема развития познавательных способностей детей предшкольного возраста./ Учителю о развивающем образовании./ Под ред. В.Е.Усанова. – М.: ИНИМ РАО, 2010.– 159-195 с.
  15. Панов, В.И. Психодидактические основы развития креативных способностей и потенциальной одаренности школьников / В.И. Панов Ч. I: монография. М., 2008. - 125 с.
  16. Теплов, Б. М. Способности и одарённость. Психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов.- М.: Издательство Московского Университета, 1982. - 133 с.
  17. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М., 1960. - 79 с.
  18. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Издательская корпорация "Логоc", 1994.- 320 с.
  19. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М., 1960. - 199 с.
  20. Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. – СПб., 1910. - 126 с.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности