Развитие творческих способностей старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить особенности развития творческих способностей у старших дошкольников.

Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «творческая способность»;
выявить особенности творческих способностей на разных возрастных этапах и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста;
подобрать валидные методики для исследования творческих способностей старших дошкольников;
провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей старших дошкольников;
обработать и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников
1.1. Определение понятия «творческая способность», виды творческих способностей…………………………………………………………………….6
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей………….9
1.3. Условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………………….11
Выводы по I главе………………………………………………………………16

Глава 2. Практическая работа по исследованию творческих способностей старших дошкольников
2.1. Подбор методик исследования………………………………..………….18
2.2. Проведение эксперимента………………………………………..……….
2.3. Обработка и анализ полученных результатов……………………………
Выводы по II главе………………………………………………..………………

Заключение………………………………………..………………………………

Библиография………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Дундученко С.В. 225 группа.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки  Российской  Федерации

Глазовский государственный  педагогический  институт  им. В.Г. Короленко

Факультет социальных коммуникаций и филологии

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие  творческих способностей старших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

2 курса, 225 группы,

Дундученко  С.В.

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Ичетовкина  Н.М.

 

 

 

 

 

                                                      Глазов , 2013 г.    

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников

1.1. Определение понятия «творческая способность», виды творческих способностей…………………………………………………………………….6

1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей………….9

1.3. Условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………………….11

Выводы по I главе………………………………………………………………16

 

Глава 2. Практическая работа по исследованию творческих способностей старших дошкольников

2.1. Подбор методик исследования………………………………..………….18

2.2. Проведение эксперимента………………………………………..……….

2.3. Обработка и анализ полученных результатов……………………………

Выводы по II главе………………………………………………..……………

 

Заключение………………………………………..………………………………

 

Библиография……………………………………………………………………

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями и воспитателями встает важная задача развития потенциала подрастающего поколения.

Вопрос о  развитии творческих способностей детей, о значении творчества для развития и созревания ребенка (особенно в дошкольном возрасте) является одним из очень важных вопросов в детской психологии.

Проблема развития творчества детей актуальна тем, что эта деятельность является неотъемлемым компонентом жизни ребенка.

Вопросы творческих способностей детей привлекли внимание исследователей в разные периоды. Ученые констатируют, что к середине ХХ века методика развития творческих способностей дошкольников сформировалась как самостоятельная отрасль науки, имеющая свой предмет исследования, свои методы и принципы организации научного поиска. Чаще всего психологами подчеркивается значение и роль творчества, творческих способностей в умственном развитии ребёнка. Важной проблемой является вопрос об определении сущности и механизмов творчества [ Теория и м,1].

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов  общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка  в целом. Как утверждают ученые А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, основой художественно-творческих способностей являются общие способности [Урунтаева Г.А., 7,8]. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Непреходящее  значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца, связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности [Семенюк Л.М., 19].

«…отвергнув понимание творческих способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки» - пишет Б. М. Теплов [Семенюк Л.М., 35].

Творческая  деятельность – это важнейшая  сторона жизни ребенка любого возраста. Она является высшей и необходимой способностью человека. Проблема развития творческих способностей в старшем дошкольном детстве до сих пор является спорной в детской психологии, она чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития творческих способностей. И если в этот период их специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности. Вместе с уменьшением творческой активности у детей обедняется личность, снижаются возможности мышления, гаснет интерес к искусству, к любой деятельности, связанной с творческой.

Объект  исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих способностей в детском саду, методы, способы, формы развития творческих способностей.

Цель  исследования: выделить особенности развития творческих способностей у старших дошкольников.

 

Задачи  исследования:

  • раскрыть сущность понятия «творческая способность»;
  • выявить особенности творческих способностей на разных возрастных этапах и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста;
  • подобрать валидные методики для исследования творческих способностей старших дошкольников;
  • провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей старших дошкольников;
  • обработать и проанализировать полученные результаты.

Методы  исследования: анализ и синтез литературных источников, обобщение и систематизация теоретического материала;

База  исследования: исследование проводилось на базе детского сада в селе Кушья Игринского района УР.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

 

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы развития творческих способностей  у старших дошкольников

 

    1. Определение понятия «творческая способность», виды творческих способностей

 

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что же такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что  рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [Творчество// http://www.braintools.ru/creation].

Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей [Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии, 3].

Во-первых, под  способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями  называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие  «способность» не сводится к тем  знаниям, навыкам или умениям, которые  уже выработаны у данного человека [Семенюк Л.М., 35].

Если внимательно  рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности [Акимова М.К., 133].

Таким образом, под творческими способностями мы будем понимать индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Виды  способностей. За время научного изучения способностей было сделано большое количество попыток создать различные классификации видов способностей.

Актуальные и потенциальные способности.

С точки зрения развития выделяют потенциальные и актуальные способности. Под потенциальными способностями в этом случае подразумеваются возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Актуальные способности представляют часть потенциальных способностей. Это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности.

Общие и специальные способности.

Чаще всего, в отечественной психологии способности  подразделяют на общие и специальные способности. Вслед за Б.М.Тепловым, специальными способностями называют способности к определенным видам деятельности [Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии, 37]. Под общими способностями исследователи подразумевают способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. Они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности.

Если взять  за основу три функции психики, выделенные Б.Ф.Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей. Она представлена, по мнению В.Н.Дружинина, тремя видами: интеллектом, креативностью и обучаемостью [Ильницкая, И, 51].

Специальные способности  являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др. Рассматривая психику как единую систему, перерабатывающую информацию, можно сказать, что она: а) приобретает знания; б) применяет их; в) преобразовывает и сохраняет знания [Е. П. Ильин, 19].

В таком случае в общих способностях есть три  составляющие части:

    • интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;
    • обучаемость, как способность к приобретению знаний;
    • креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

Творчество  — обязательный элемент гармоничной  и счастливой жизни ребенка. В плане становления личности оно оказывает влияние сначала как средство саморазвития, а затем, возможно, станет инструментом  самореализации. Развитие детских творческих способностей будет проходить правильно только в том случае, если оно организовано оптимально, без резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха. Творчество детей — существенный элемент развития их самосознания и самопонимания. Они как бы преобразовывают окружающий мир под себя, и это помогает понять его устройство лучше [Поддъяков Н.Н. Новый, 19].

 

    1. Возрастные особенности развития творческих способностей

 

             Творческие способности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития — 2-7 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей обнаруживается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности [Абрамова Г.С. Возрастная, 351]. Следовательно, предпосылки творческих возможностей надо искать в продуктивной творческой деятельности ребенка.

К проблеме возрастных особенностей творчества обращались различные  ученые. Так, А.В. Бакушинский рассматривал периодизацию детского творчества [Бакушинский А.В., 66]. Развитие творческой деятельности он делит на три основных периода. Первый – от рождения до 6-7 лет; второй – от 7 до 10-12 лет; третий – от 10-12 до 14-15 лет (подростковый период). Так как нас интересует старший дошкольный возраст, то охарактеризуем только первый период. Развитию творческой деятельности в дошкольном возрасте соответствуют следующие основные характеристики: 1) активность; 2) отсутствие созерцания; 3) равнодушие к результату работы; 4) преобладание интереса к самодовлеющей конструкции, к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия [Бакушинский А.В., 68].

Информация о работе Развитие творческих способностей старших дошкольников