Развитие творческих способностей старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить особенности развития творческих способностей у старших дошкольников.

Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «творческая способность»;
выявить особенности творческих способностей на разных возрастных этапах и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста;
подобрать валидные методики для исследования творческих способностей старших дошкольников;
провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей старших дошкольников;
обработать и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников
1.1. Определение понятия «творческая способность», виды творческих способностей…………………………………………………………………….6
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей………….9
1.3. Условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………………….11
Выводы по I главе………………………………………………………………16

Глава 2. Практическая работа по исследованию творческих способностей старших дошкольников
2.1. Подбор методик исследования………………………………..………….18
2.2. Проведение эксперимента………………………………………..……….
2.3. Обработка и анализ полученных результатов……………………………
Выводы по II главе………………………………………………..………………

Заключение………………………………………..………………………………

Библиография………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Дундученко С.В. 225 группа.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Материал: 1) Лист бумаги с изображением 10 контуров (Приложение № 1), простой или черный карандаш

Испытуемому предлагается:

Из каждого  контура изобразить с помощью  дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов:

При интерпретации  полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.

Гибкость оценивают  по количеству используемых категорий  в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка  должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление  к бумаге без названия рисунка и дорисовывания .

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т.д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

Все     дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень [Диагностика креативности. Тест Е. Торренса,121].

 

2.2. Проведение  эксперимента

Критерии  выполнения задания (оценивание):

Низкий  уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует.

Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности. Дошкольники среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения.

Преодолевают  трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В  случае получения искомого результата испытывают радость.

Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

В процессе специфической  детской деятельности дошкольники  высокого уровня развития творческих способностей проявляют высокую  умственную активность: легко осуществляют перенос знаний, умений в новые  ситуации.

Ответственны. Начатую работу всегда доводят до конца, справляясь с возникшими трудностями самостоятельно. Любой вид творческой деятельности способен увлечь их.

В предпочитаемом виде деятельности достигают как  правило хороших результатов [Диагностика креативности. Тест Е. Торренса, 154].

 

2.3. Обработка и анализ полученных результатов

С целью определения  уровня  творческих способностей  мною было проведено  их исследование  у детей  дошкольного возраста в детском саду в Кушьинском населенном пункте Игринского района УР. В исследовании учавствовало 6 детей: 3 мальчика и 3 девочки.

Ф.И. ребенка

беглость 

гибкость

оригинальность

Уровень

Корепанов Егор

 

2

 

1

 

2

5 баллов/ Средний

Дюкин Вадим

 

0

 

1

 

1

2 балла/ Низкий

Малых Александра

 

1

 

1

 

3

5 баллов/ Средний

Степанова Ирина

 

2

 

2

 

3

7 баллов/ Высокий

Феофилактов Артем

 

2

 

2

 

3

7 баллов/ Высокий

Остина Евгения

 

2

 

1

 

2

5 баллов/ Средний

Итог:

34%- Высокий уровень; 50%- Средний уровень; 16%- Низкий уровень


 

Проведя исследование, я получила результаты по старшей  группе. Развитие творческой деятельности у 50% детей находиться на среднем уровне, у 34% детей – на высоком уровне и у 16% детей - на низком уровне. Анализируя полученные результаты можно сделать следующий вывод, что творческие способности детей в этой группе находятся относительно на среднем уровне.

Выводы  по II главе

Проблема диагностики  творческих способностей заключается  в том, что традиционные тестовые процедуры, по мнению ряда ученых, не позволяют  представить достаточно полную картину  творческих возможностей обследуемых  людей. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что при идентификации креативности приходится иметь дело с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью, спонтанностью проявления. Кроме того, творчество, как считают многие исследователи, связано с нецелесообразной активностью, мотивацией самовыражения, большую роль в нем играют бессознательные процессы (интуиция), что значительно затрудняет процедуру диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Исходя из анализа  работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Согласно теоретическому исследованию особенности творческих способностей, нами были сделаны следующие выводы:

1) Одним из важнейших факторов творческого развития детей, в том числе дошкольного возраста, является создание условий, способствующих формированию и развитию их творческих способностей;

2) Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм;

3) Старший дошкольный возраст является сензитивным, благоприятным для развития творческих способностей;

4) Для методического исследования креативности наиболее популярными являются методика Е. Торренса, направлена на диагностику невербальной креативности;

5) Все еще незначительно количество исследований в этой области. Не хватает методик диагностики, а работ по их созданию недостаточно.

 

Разнообразная творческая деятельность детей проявляется  уже в раннем дошкольном возрасте, но свою силу набирает лишь к старшему возрасту. Творческая деятельность детей этого возраста часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и рассказывать любимые стихи. Творческая деятельность постепенно обогащается по содержанию, в то же время разнообразна по видам. Креативность наиболее ярко проявляется в языковом творчестве и специфических детских деятельностях: конструировании, рисовании, лепке, музицировании. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, формах различные образы  и назвать их, отразить свое видение в рисунках, поделках и др.

 

 

 

 

 

Библиография (по алфавиту)

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. – М.: Новая Москва, 1925.- 156 с.
  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 422 с.
  3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
  4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. М.: «Просвещение», 1967. – 445 с.
  5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Учпедгиз, 1961. – 342 с.
  6. Мелик- Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
  7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
  8. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 288 с.
  9. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1998.—352 с.
  10. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. Для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 485 с.
  11. Плестед Л. Ручной труд и его место в воспитании раннего детства. / Под ред. А. У. Зеленко. — М.: Мир, 1920. – 288 с.
  12. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. - №1 – С. 17-19.
  13. Психология развития. / Под. ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 с.
  14. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
  15. Акимова М.К. Психологическая диагностика/ Под ред. М.К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
  16. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/ Под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
  17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  19. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Н.А. Вершининой.- Архангельск, 2002. - 302 с.
  20. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5.- С. 49-55.  
  21. Ружникова, И. Г. Детское творчество как фактор развития личности // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 6.- С. 4-9.
  22. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества - кн. для педагогов дошк. учреждений. - М.: 1995. - 160 с.
  23. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество - метод. пособие для специалистов. - М.: Вест-Финанс: Карапуз-дидактика: Сфера, 2006. - 191 с.
  24. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
  25. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников-пособие для воспитателя дет. сада . - М.: Просвещение, 1981. - 80 с.
  26. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
  27. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23
  28. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса – метод. Руководство.- СПб.: ИМАТОН, 1998. – 170 с.

Интернет-источники

  1. Мартынов Д.Б. Способности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://h-sciences.ru/psychology/181-21-sposobnosti.html.  Дата обращения: 5.11.2012.
  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://lib100.com/book/common_psychology/psych_creat/. Дата обращения: 10.12.2012
  3. Носова У.Н. Творчество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.braintools.ru/creation. Дата обращения: 28.10.2012
  4. Малкова Г.Л. Творчество детей — становление, саморазвитие, гармония личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pionerart.ru/about/obuchenie_risovaniyu/tvorchestvo_detei. Дата обращения: 27.11.2012
  5. Ефремова О.С. Педагогические методы, формы, приемы развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detsad179.ru/palitra5.html. Дата обращения: 24.11.2012
  6. Романова А.С. Методы и способы исследования творческой активности дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.razumniki.ru/metod_issledovaniya_tvorcheskoy_aktivnosti.html. Дата обращения: 15.03.2013
  7. Е.В. Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева. Творческие задания «Золотого ключика». –– Самара, Центр развития образования, 2001 [Электр<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" fon

Информация о работе Развитие творческих способностей старших дошкольников