Развитие творческих способностей старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить особенности развития творческих способностей у старших дошкольников.

Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «творческая способность»;
выявить особенности творческих способностей на разных возрастных этапах и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста;
подобрать валидные методики для исследования творческих способностей старших дошкольников;
провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей старших дошкольников;
обработать и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников
1.1. Определение понятия «творческая способность», виды творческих способностей…………………………………………………………………….6
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей………….9
1.3. Условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………………….11
Выводы по I главе………………………………………………………………16

Глава 2. Практическая работа по исследованию творческих способностей старших дошкольников
2.1. Подбор методик исследования………………………………..………….18
2.2. Проведение эксперимента………………………………………..……….
2.3. Обработка и анализ полученных результатов……………………………
Выводы по II главе………………………………………………..………………

Заключение………………………………………..………………………………

Библиография………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Дундученко С.В. 225 группа.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

              В свою очередь, Л. Плестед [Плестед Л. Ручной, 220], исследовательница детского творчества, выделяет три этапа. Первый этап соответствует возрасту от 0 до 3 лет, второй этап - от 3 до 7 лет и третий этап – от 7 до 10 лет. И вновь остановимся на характеристике второго этапа, с которым пересекается старший дошкольный возраст. В этот период, как отмечает Л. Плестед, моторные центры развиваются быстрее сенсорных, крепнет память, появляются зачатки воображения, но воля еще слаба и неоформленна, действия импульсивны, представления смутны и мимолетны, быстро претворяются в акты.

             Если обратится к более поздним  исследованиям психологии и физиологии  детского творчества, можно заметить, что качественная периодизация творческого развития детей в процессе творческой деятельности в целом будет совпадать.

              В исследованиях Е.И. Игнатьева  [Игнатьев Е.И. Психология, 223]

отмечается, что ко второму  году жизни  ребенка закладываются  первые  элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем  в процессе развития творческой деятельности  будет иметь решающее значение. Особое значения для совершенствования зрительно-двигательная координации в процессе творчества имеет развитие корковой регуляции движений, достигающей только к семи годам достаточно высокого уровня развития. Образование двигательного навыка у 5-7 летнего ребенка происходит в 4,5 раза быстрее, чем у 3-4 летнего.

             Можно отметить, что у современных  детей «критический» период (наиболее благоприятный для развития творчества) смещается на более ранний возраст от  4-6 до 9-10 лет, в отличии от исследований Л.Плестед, в которых «критический период» относится к младшему школьному возрасту (7-10 лет) [Плестед Л. Ручной, 224].

           А.А. Мелик-Пашаев [Мелик-Пашаев А.А, 14] пишет, что родовая (являющаяся результатом совокупной жизнедеятельности человека в определенный исторический момент и в определенной культуре) способность к творчеству особенно широко и ярко проявляется у человека в приблизительных возрастных границах от 4-6 до 8-9 лет. Исследователь называет этот период сензитивным, благоприятным именно для художественного развития.

Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для  всех этих видов деятельности является направленность на создание того или иного продукта - рисунка, конструкции, аппликации. Но все творческие способности имеют свои особенности, требуют владения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие ребенка [Мухина В. С., 286].

            Установив, что 4-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, необходимо определить, какую специфику возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный процесс. Об этом речь пойдет в следующем параграфе.

           

              

    1. Условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

        Большую роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий [Немов Р.С, 496].

         Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. А. В. Запорожец утверждал, что детское художественное творчество существует, и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество [Семенюк Л.М. Хрестоматия, 18]. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства. Эстетическое воспитание играет большую роль в общем психическом и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость) [Обухова Л.Ф, 301].

     Особый интерес, по мнению ученых, вызывает старший дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством, названный Л.С. Выготским как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действительности, именно возможность воплощения замысла...» [Семенюк Л.М , 22].

       Для развития творческих способностей, по мнению Дж. Смита, необходимо создание следующих условий [Концепция дошкольного воспитания, 11]:

А) условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

Б) условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

В) психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

      Не следует думать, что ребенок находится в «оковах» влияния взрослого. Вне усвоения духовной культуры от посредников, стоящих между этой культурой и ребенком, нет развития личности ребенка. Лишь в рамках общей тенденции следования за взрослым ребенок проявляет свою индивидуальность, причем, как отмечает В.С. Мухина, чем старше ребенок, тем отчетливее эти проявления [Мухина В. С., 289].

       Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда старший дошкольник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях воспитатель должен подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями [Крутецкий В. А., 237].

 Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом [Психология развития, 166]. Необходимо, чтобы способный ребенок, дошкольник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

   На основе анализа работ авторов, представленных выше, выделим шесть основных условий успешного развития творческих способностей дошкольников:

  • раннее развитие ребенка, как физическое, так и интеллектуальное;
  • создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться [Ружникова, И. Г, 7];
  • оптимальный уровень трудности появляющихся перед ребенком задач. В этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения [Комарова, Т. С, 103]. Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
  • предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.
  • ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;
  • тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Все выведенные выше условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вытекают один из другого, следовательно, они легко применимы и естественны в жизни каждого ребенка.

         Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений [Прохорова Л, 26].

 Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 

Выводы по I главе

 

     В первой главе данной курсовой работы нами была предпринята попытка раскрыть сущность понятия «творческая способность», выявить особенности творческих способностей на разных возрастных этапах и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста. В результате изучения и анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Реализация творческих способностей отражается в деятельности человека, результатом которой является создание нечто нового, приводящего к новым знаниям о мире, новым переживаниям и чувствам, отражающим новое отношение к действительности.

     Отметим, что детское творчество, а, следовательно, и творческие способности имеют свои особенности в зависимости от возраста «творца». То есть творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма, свои особенности. К таким особенностям относятся: непреодолимая, непроизвольная тяга к различным сферам деятельности; активность; отсутствие созерцания; равнодушие к результату работы; преобладание интереса к самодовлеющей конструкции, к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия. В результате мы выяснили, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным, благоприятным для развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей, в том числе дошкольного возраста, является создание условий, способствующих формированию и развитию их творческих способностей. К таким (основным) условиям относятся: раннее развитие ребенка, как физическое, так и интеллектуальное; создание обстановки, опережающей развитие детей; оптимальный уровень трудности; предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в продолжительности занятий, в выборе способов творчества; ненавязчивая помощь взрослых; тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Однако не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность, поэтому, необходимо подбирать соответствующие индивидуальные методы обучения.

 Из всего  выше сказанного можно сделать  вывод, что старший дошкольный  возраст даёт прекрасные возможности  для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 

 

 

Глава 2. Практическая работа по исследованию творческих способностей старших дошкольников

 

2.1. Подбор методик  исследования

В силу проблем  диагностики такие традиционные методы, как беседы, опросники, оказываются неэффективными. Дошкольники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка [Романова А.С. Методы].

Таким образом, не имея необходимых условий для  продолжительного контакта, приходится использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дает хорошие результаты.

Существуют  следующие методы и способы исследования творческих способностей дошкольников, предложенные автором Э.П. Торренсом.

Тест №1: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным, предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста  Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста, включая параметры, как  беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

Информация о работе Развитие творческих способностей старших дошкольников