Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом. Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. управление конфликт предотвращение разрешение Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что люди не имеют элементарного представления о конфликтах, либо не придают им значения. Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников, стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Актуальность выбранной темы заключается в том, что руководству предприятий следует уделять внимание развитию конфликтных ситуаций, управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя

Файлы: 1 файл

конфликт курсач (восстановлен).docx

— 64.15 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

 

Институт управления и предпринимательства в социальной сфере

Кафедра управления персоналом

 

 

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине «Конфликтология»

На тему: «Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях»

 

 

Выполнила  студентка

очной формы обучения

специальности Управление персоналом                   

                   

3 курса  1 группы

 

Проверил преподаватель

Коновалова В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2013

 

 

Содержание 

Введение

 

Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом. Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. управление конфликт предотвращение разрешение Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что люди не имеют элементарного представления о конфликтах, либо не придают им значения. Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников, стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Актуальность выбранной темы заключается в том, что руководству предприятий следует уделять внимание развитию конфликтных ситуаций, управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения.

 

Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:

  • изучение и обобщение источников внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях;

  • обоснование необходимости и сущности разъяснения требования к сотрудникам как условия профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях;

  • анализ факторов, определяющих возникновение внутриличностных и межличностных конфликтов в конкретной организации;

  • выявление факторов, действие которых может быть нейтрализовано за счет разъяснения требований к сотрудникам;

  • описание содержания предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудникам;

  • разработка документационного обеспечения предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудникам с целью предупреждения внутриличностных и межличностных конфликтов;

  • обоснование организационных мер, обеспечивающих внедрение предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудникам в деятельность конкретной организации.

 

Для решения этих задач в курсовом проекте будет рассмотрен конфликт в организации, решение конфликта нашел генеральный директор Марк Романович. В данной работе будут даны теоретические основы проблемы, анализ конфликта

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт - это столкновение противоположных интересов на почве соперничества, сопереживания, противоборства. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Функциональный конфликт ведет к повышению эффективности организации. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Существует четыре основных типа конфликта:

  • Внутриличностный конфликт.
  • Межличностный конфликт.
  • Конфликт между личностью и группой.
  • Межгрупповой конфликт.

Более подробно мы рассмотрим два типа конфликта: внутреличностный и межличностный.

Внутриличностный конфликт - это острое негативное переживание,вызванное борьбой структур внутреннего мира личности,отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.Э. Шостром сравнивает конфликт с двухпартийной системой демократии:В каждом из нас заложена двухпартийная система, при которой одна часть у власти,другая в лояльной оппозиции. Но оппозиция может предполагать не только контроль и критику, но и жесткую борьбу, т.е. конфликт.

Внутриличностный конфликт довольно специфичен, его специфические особенности состоят в следующем:

  • особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
  • специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
  • латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Внутриличностные конфликты можно разделить на две группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

    • результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);
    • возникающие из противоречий внутреннего мира личности, как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).

В современной конфликтологии выделяют три уровня развития внутреннего психологического противоречия:

  • психологическое равновесие внутреннего мира конкретной личности;
  • нарушение равновесия, осложнения, затруднение основных видов осуществляемой деятельности, проекция внутреннего психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими, внешний мир в целом;
  • невозможность реализации собственных планов и разработанных программ, разрыв жизни, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис.

Внутриличностный конфликт, как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп:

  1. Когнитивная сфера - противоречивость образа - «Я»;снижение самооценки; осознание своего внутреннего состояния, как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
  2. Эмоциональная сфера – психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
  3. Поведенческая сфера - снижение качества и интенсивности осуществляемой деятельности; снижение удовлетворенности этой деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
  4. Интегральные показатели- нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Условия возникновения внутриличностного конфликта:

 Личностные условия - связаны с возможностью осознания  существующего противоречия:

  • актуализация сложности внутреннего мира личности;
  • сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
  • высокий уровень развития чувств и ценностей;
  • сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

То есть из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание.

Разрешение внутриличностного конфликта осознается через:

  • отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом;
  • снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта;
  • повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии – один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины – в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Существует множество рекомендаций по выходу из состояния внутриличностного конфликта. Несмотря на сомнительность большинства и необходимость строго индивидуального подбора, приведем в качестве примера одну из них.

Информация о работе Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях