Реальностная терапия У.Глассера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Консультирование реальностью, иначе известное как «терапия реальностью», является подходом консультирования, развитым в 1950-х и 1960-х годах Уильямом Глассером, калифорнийским психологом. Глассер признает, что первоначально подход не имел никакой систематической теории, но опирался на исходное положение о том, что люди ответственны за то, что они делают. В начале 1980-х годов Глассер добавил теорию контроля как теоретическую основу для практики консультирования реальностью. Глассер пишет: “Теория контроля утверждает, что наше поведение — всегда наша лучшая попытка контролировать мир и самих себя как часть этого мира так, чтобы мы могли лучше всего удовлетворять свои потребности”. Цель консультирования реальностью заключается в том, чтобы “обучить людей эффективно контролировать свою жизнь”.

Файлы: 1 файл

Реферат (начало).docx

— 42.71 Кб (Скачать файл)

Введение

Когнитивно-поведенческая  терапия — это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Он основан на теории, согласно которой поведение и эмоции отчасти обусловлены мыслями (когнициями) и когнитивными процессами, изменять которые можно научиться. В основе этой терапии лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т. п.) являются дисфункциональные убеждения и установки.

Цель когнитивной  терапии — снизить эмоциональный дистресс, который вызван неправильной интерпретацией той или иной ситуации, решение актуальных проблем пациентов, а также изменение дисфункционального, искаженного мышления и поведения.

Когнитивная терапия была разработана Аароном Беком в Университете Пенсильвании в начале 1960-х годов как структурированный, краткосрочный, ориентированный на настоящее вид психотерапии, предназначенный для лечения депрессивных расстройств.

Известными  учеными были разработаны другие разновидности когнитивной терапии,такие как: рационально-эмотивная терапию А. Эллиса , терапия реальностью У. Глассера, когнитивно-поведенческая модификация Дональда Мейченбаума, терапия методом скрытого моделирования Джона Котела и другие.

 Консультирование реальностью, иначе известное как «терапия реальностью», является подходом консультирования, развитым в 1950-х и 1960-х годах Уильямом Глассером, калифорнийским психологом. Глассер признает, что первоначально подход не имел никакой систематической теории, но опирался на исходное положение о том, что люди ответственны за то, что они делают. В начале 1980-х годов Глассер добавил теорию контроля как теоретическую основу для практики консультирования реальностью. Глассер пишет: “Теория контроля утверждает, что наше поведение — всегда наша лучшая попытка контролировать мир и самих себя как часть этого мира так, чтобы мы могли лучше всего удовлетворять свои потребности”. Цель консультирования реальностью заключается в том, чтобы “обучить людей эффективно контролировать свою жизнь”.

 

1. Биография Уильяма  Глассера

 Уильям Глассер (1925) рос в Кливленде, штат Огайо, где  изучал химическое машиностроение в Институте Технологии Кейса. В течение последующих (1945-1948) трёх лет он учился клинической психологии в Университете Вестерн Резерв (Western Reserve University) для получения степени доктора психологии, но не получил её (так как диссертация была отклонена). Следом он поступил в медицинскую школу при Western Reserve University, где и получил высшее медицинское образование в 1953 году. Затем он начал психиатрическое обучение в Брентвудском госпитале Администрации Ветеранов и в 1957 году завершил заключительный год в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе.

Консультирование  реальностью возникло из неудовлетворённости Глассера психоаналитической психиатрией в том виде, как она преподавалась во время его обучения. Он полагал, что слишком большой акцент делался на чувствах клиентов к прошлой истории, и недостаточное внимание уделялось тому, что клиенты делали в настоящем.

В 1956 году, после попытки  частной практики, которая была затруднена нехваткой направлений к нему как к врачу (из-за его открытого  противостояния традиционному психоаналитическому подходу к лечению), Глассер принял приглашение на должность ведущего психиатра в государственном исправительном учреждении для юных правонарушителей – школе для девочек в городе Вентура, неподалеку от Лос-Анджелеса.

Глассер отмечает, что консультирование реальностью развилось в начальной  стадии из его работы с провинившимися девочками-подростками (1956-67 годы), с  частными амбулаторными больными с  разнообразными проблемами (1956-82 годы) и с психически пострадавшими  клиентами в реабилитационном центре (1957-66 годы). Другим влиянием была работа его прежнего консультанта по ординатуре и наставника Г.Л. Харрингтона с  тяжёлыми психотическими пациентами в  Госпитале Администрации Ветеранов (1955-62 годы). Глассер развивал терапию реальностью, ещё и потому что считал, что «обычная психиатрия тратит впустую слишком много времени на споры о заключительном диагнозе». Ему нужен был подход, который был бы практическим и более понятным (в часности широкой публике). Он обнаружил, что, используя основные принципы терапии реальностью, ему удалось сократить количество рецидивов в Венчурской школе до 20%.

В 1965 году Глассер начал консультирование в Калифорнийской школьной системе, проводя много времени в начальных школах трущобной территории Лос-Анджелеса Уоттс. Эта работа вела его к фокусировке применения своих идей к образовательным и институционным изменениям, а не только к индивидуумам. В 1968 году Глассер открыл Институт Терапии Реальностью в Брентвуде, пригороде Лос-Анджелеса. В этом году он также создал Педагогический Учебный центр, чтобы исследовать и развивать программы для предотвращения школьных неудач. В 1969 году была издана книга Глассера “Schools without Failure” (“Школы без неудач”) .

В книге «Positive Addiction» (Glasser, 1976) он утверждал, что люди могут стать сильнее, а не слабее благодаря так называемым аддиктивным привычкам. Два примера привычек, которые улучшают физическое и психическое здоровье, – это бег трусцой и медитация. Много читая о том, как мозг функционирует при размышлении, он обнаружил книгу Уильяма Пауэрса “Поведение: Контроль восприятия”. Теория Пауэрса о том, как мозг функционирует в качестве системы контроля, обеспечила теоретическую основу как для положительной склонности, так для и консультирования реальностью. Глассер пишет: “Как это определяет Пауэрс, система контроля действует на внешний мир или на себя как на часть внешнего мира, чтобы осуществлять некую цель, свойственную системе”. Люди с психологическими нарушениями терпят неудачу в своих попытках контролировать мир для получения удовлетворения в том, в чем они нуждаются прямо сейчас.

В 1982 году Глассер начал  преподавать теорию контроля широкой  публике. Его книга 1984 года “Control Theory” (“Теория контроля”) описывает теорию, а затем показывает, как люди могут применять ее, чтобы получить больший контроль над своей жизнью. Последние книги Глассера, “The Quality School” (“Качественная школа”) (1992) и “The Quality School Teacher” (“Преподаватель качественной школы”) (1993), применяют идеи теории контроля к школьному управлению обучению,соответственно. 

Глассер имеет троих детей. Его жена Наоми, которая умерла в  декабре 1992 года, оказывала очень  большую поддержку в его работе и редактировала две книги  по исследованию отдельных случаев, “What Are You Doing?” (“Что Вы делаете?”) (1980) и “Control Theory in the Practice of Reality Therapy” (“ Теория контроля в практике терапии реальностью”) (1989) Онпродолжает обучать и выдавать дипломы терапевтов реальностью через Институт Терапии Реальностью и остается по-хорошему увлеченным ( positively addicted) продвижением как в Соединенных Штатах, так и за границей, своей теории контроля, консультирования реальностью, обучением педагогов и идеями институционных перемен.

 

2. Основные положення  «Терапии реальностью»

Терапия реальностью не предлагает всестороннего объяснения человеческого  развития, как это делает система  Фрейда. Однако она предлагает специалистам акцентированный взгляд на некоторые  важные аспекты человеческой жизни  и человеческой природы. Главный принцип терапии заключается в ее сосредоточенности на сознании: люди действуют на уровне сознания; они не управляются бессознательными силами или инстинктами.

Второй принцип  терапии заключается в том, всё человеческое поведение является попыткой удовлетворить базовые потребности, заложенные в нашу генетическую структуру. Теория контроля заявляет, что люди рождаются, имея пять базовых потребностей, такие как:

* Потребность принадлежать - любить, участвовать (разделять с кем-либо что-либо) и сотрудничать. Эта потребность может быть удовлетворена семьей, друзьями, группами, классами и даже домашними животными, растениями и любимыми неодушевленными объектами типа лодки или компьютера.

* Потребность в могуществе. Эта потребность может быть удовлетворена статусом, признанием и принуждением других повиноваться нам. Потребность в могуществе часто соперничает с потребностью принадлежать. Потребность принадлежать побуждает людей к отношениям, которые затем могут превращаться в борьбу сил.

* Потребность в свободе. Люди нуждаются в свободе выбирать, как они проживают свою жизнь или, по крайней мере, некоторые аспекты жизни. Они должны двигаться, как им нравится, свободно выражать себя и общаться с тем, кого они предпочитают. Потребность в свободе может находиться в противоречии с другими потребностями, например, с потребностью принадлежать в качестве супруга (супруги) или родителя. Также совершенно необходимо, чтобы выбранное удовлетворяющее потребность поведение не мешало другим осуществлять поведение, удовлетворяющее потребность.

* Потребность в интересном (развлечении, забаве). Потребность в развлечении столь же фундаментальна, как и другие потребности. Развлечение - основная генетическая команда для всех животных более высокого типа, потому что именно так они учатся. Развлечение убирает тяжелую, нудную работу из процесса обучения и усиливает мотивацию. Даже в старости обучение без игры является трудным.

*Потребность в выживании.

С удовлетворением  этих потребностей связана потребность  в идентичности – то есть в развитии психологически здорового ощущения собственной индивидуальности. Потребности в идентичности удовлетворяются вследствие признания человека другими людьми. Особенно важными в этом процессе являются ощущения любви к себе и собственной ценности. Когда эти потребности удовлетворяются, люди достигают идентичности успеха. У людей, чья потребность в идентичности не находит удовлетворения, закрепляется идентичность неудачника, слабоадаптированной личности, характеризуемой недостатком уверенности в себе и готовностью легко отказаться от своих притязаний.

По поводу формирования идентичности в раннем возрасте Глассер говорит, что имеются два критических периода в жизни ребенка. Сначала, между 2 и 5 годами, дети обучаются ранним навыкам социализации (таким, как навыки отношений с родителями, братьями, сестрами и друзьями) и начинают сталкиваться с фрустрациями и разочарованиями. В течение этого периода дети особенно нуждаются в любви, признании, руководстве и участии своих родителей. Если этого не происходит, у ребенка может закрепиться идентичность «неудачника». Во время второго периода, между 5 и 10 годами, дети погружаются в школьные дела, заняты приобретением знаний и формированием представления о себе, У многих детей в течение этого периода складывается идентичность неудачника из-за трудностей социализации или из-за проблем с учебой.

С точки зрения терапии  реальностью человеческое научение представляет собой процесс, длящийся всю жизнь. Если люди не научатся чему-либо в начале жизни, например тому, как  устанавливать личный контакт с  другими людьми, они могут научиться  этому позже. По ходу обучения они  могут изменить свою идентичность и  поведение.

С самого рождения мы всю  свою жизнь пытаемся удовлетворить эти потребности. Эта постоянная попытка и дала теории контроля ее название, поскольку смысл всех наших действий состоит в том, чтобы контролировать мир вокруг нас в целях более полного удовлетворения одной или более из этих потребностей. Это означает, что мы в большей степени, чем другие живые организмы, пытаемся контролировать окружающую нас среду. Мы почти никогда не ограничиваемся ее принятием, или, как обычно говорят, приспособлением к ней. И единственное средство добиться этого (по мнению Глассера) — наше собственное целостное поведение. Поэтому мы контролируем самих себя, или, точнее, избираем некое целостное поведение, которое, как мы считаем, скорее даст нам то, что мы хотим получить от окружающего мира.

Заключительный  принцип терапии реальностью заключается в «теории выбора». Эта идея состоит в том, что у людей существуют внутренние образы своих потребностей, которые и управляют поведением. Поэтому индивиды являются в конечном итоге самоопределяющимися – они выбирают. Они могут выбрать для себя быть несчастными или психически неблагополучными. Они могут также выбрать позитивное направление в собственной жизни и отказаться от попыток управлять другими. Психически здоровые люди устанавливают взаимонезависимые отношения со значимыми другими своей жизни, в частности с родителями, детьми, супругами, или с начальниками и подчиненными. Они выбирают «заботиться, выслушивать, поддерживать, договариваться, поощрять, любить, дружить, доверять, принимать, приветствовать и ценить», а не «принуждать, оказывать давление, подчинять, наказывать, награждать, манипулировать, распоряжаться, побуждать, критиковать, осуждать, обвинять, выражать недовольство, придираться, дразнить, оценивать и отнимать»

 

3. Работа с клиентом

3.1 Роль консультанта

Консультант прежде всего — учитель и образец; на протяжении всего консультирования консультант создаёт и поддерживает консультационную среду. Эта среда является максимально безопасной и удовлетворяющей потребности клиента. Это теплые, личностные отношения, которые лучше всего описать как попытку консультанта стать другом клиента. Если терапевту удается это, клиент будет верить, что, независимо от того, что он говорит, консультант будет уважать и защищать его. В течение всего процесса консультирования терапевт каждым своим действием вселяет в клиента уверенность в том, что его проблема разрешима Консультант — это защитник клиента. Он всегда пытается помочь клиенту найти лучший способ жизни.

Консультанты используют для описания мыслей и действий клиента  соответствующие грамматические формы, которые подчеркивают действие в  настоящем. Таким образом, делается акцент на выборе – на том, что решает клиент, какие действия выбирает. Взаимодействие клиента и консультанта сосредоточивается  на формах поведения, которые клиент хотел бы изменить, и на способах превратить эти желания в действительность. Оно нацелено на позитивные, конструктивные действия . Особое внимание уделяется  метафорам и тематике высказываний клиента.

В терапии реальностью  предпринимались лишь незначительные попытки проведения тестирования, диагностики, интерпретации или как-либо иного  анализа действий клиента. В основном подобная практика ограничивается задаванием вопросов типа «Что вы сейчас делаете?», «Разве это работа?» и «Что из этого следует?». Консультанты, придерживающиеся принципов терапии реальностью, не концентрируются на ранних опытах детства, на инсайтах клиента, на аспектах бессознательного, на психических расстройствах, на чувстве вины и т.д. Они обращают внимание на те стороны жизни клиента, которыми он может управлять.

Информация о работе Реальностная терапия У.Глассера