Реальностная терапия У.Глассера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Консультирование реальностью, иначе известное как «терапия реальностью», является подходом консультирования, развитым в 1950-х и 1960-х годах Уильямом Глассером, калифорнийским психологом. Глассер признает, что первоначально подход не имел никакой систематической теории, но опирался на исходное положение о том, что люди ответственны за то, что они делают. В начале 1980-х годов Глассер добавил теорию контроля как теоретическую основу для практики консультирования реальностью. Глассер пишет: “Теория контроля утверждает, что наше поведение — всегда наша лучшая попытка контролировать мир и самих себя как часть этого мира так, чтобы мы могли лучше всего удовлетворять свои потребности”. Цель консультирования реальностью заключается в том, чтобы “обучить людей эффективно контролировать свою жизнь”.

Файлы: 1 файл

Реферат (начало).docx

— 42.71 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Цели терапии реальностью

Основная  цель терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь клиентам стать психологически сильными, практичными, чтобы помочь им выбрать отношение к себе и другим. При достижении этой цели люди становятся самостоятельными и ответственными за деятельность, которая сказывается на них самих и других людях . Ответственное поведение позволяет людям брать на себя решение сложных задач, достигать целей и при этом не мешать другим. Оно приводит к формированию идентичности успеха, которая позволяет клиентам жить более продуктивно и гармонично. Глассер утверждает: чтобы действительно помочь людям, «мы должны помогать им обрести силу предпринимать значимые действия в своей жизни и в то же время доброжелательно привлекать к участию тех людей, в которых они нуждаются». В сущности, терапия реальностью стремится предотвращать проблемы. С этой первой целью связана вторая – помочь клиентам осознать, чего они хотят в этой жизни. Если люди намерены действовать ответственно, для них важно сознавать цель в жизни. При оценке целей консультанты, работающие в рамках терапии реальностью, помогают клиентам исследовать собственные возможности в достижении избранных целей, а также помогают осознать, какую поддержку или препятствия можно ожидать со стороны окружающих. Ответственность клиентов состоит в том, чтобы выбирать способы поведения, которые отвечают их личным потребностям. Глассер приводит список из шести критериев, предназначенных для того, чтобы оценить, выбирает ли человек соответствующее и здоровое поведение.

 

1.      Поведение  не носит характер соперничества.

2.      Действие  может быть легко совершено  без значительного умственного  усилия.

3.      Поведение  осуществляется или может осуществляться  без посторонней помощи.

4.      Поведение  является значимым для человека.

5.      Клиент  убежден, что в результате подобного  поведения произойдут улучшения  образа жизни.

6.      Человек  может действовать, не прибегая к самокритике.

 

Следующая цель терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать реалистичный план удовлетворения личных потребностей и желаний. Ухудшение психического здоровья зачастую является результатом того, что человек не знает, как достигнуть того, что он планировал. Глассер считает, что план должен быть настолько определенным и конкретным, насколько это возможно. Консультанты реальностью ведут клиентов к развитию их собственных планов, а не создают их для них. Это влечет за собой работу консультантов в близком контакте с клиентами, поощряя, тем не менее, их уверенность в самих себе. Планы должны быть выполнимы с точки зрения способностей клиентов и их мотивации. Они не должны пытаться достигнуть слишком много слишком быстро, так как клиенты, стремящиеся восстановить контроль, могут нуждаться в маленьких успехах, чтобы создать уверенность для более трудных задач. Как только план сформулирован, начинается изучение альтернативных форм поведения, решений и результатов и часто заключается контракт. Основное внимание уделяется помощи индивидам в том, чтобы стать более ответственным и прийти к пониманию, что никакой конкретный план не является идеальным или единственно возможным.

Кроме этого, цель терапии реальностью состоит в том, чтобы консультант установил с клиентом значимые отношения. Эти отношения основаны на понимании, одобрении, эмпатии и готовности консультанта выразить веру в способность клиента измениться. Консультант помогает клиенту устанавливать границы его поведения, но не критикует и не отказывается от клиента, если тот не способен завершить поведение. Часто, чтобы облегчить развитие отношений, консультант использует не лишенный риска прием раскрытия информации о себе.

В консультировании реальностью  существует напряженность между  выражением сострадания и сообщением клиентам, что их потребности должны быть осуществлены, а проблемы - решены в настоящий момент. Консультанты реальностью стараются избегать разрешать клиентам контролировать их с помощью того же самого неадекватного  поведения, которое они используют, чтобы контролировать других, типа гневления, депрессирования и встревоживания. Обычно консультанты реальностью, выражая  симпатию к тому, что клиенты испытали, не позволяют им останавливаться  на прошлых обидах и страданиях. Однако при случае клиентам можно  позволять остановиться на их прошлом  и поговорить относительно их чувств, чтобы укрепить отношения для  последующей работы по поводу роли их нынешнего выбора в закреплении  проблем. 

Консультанты реальностью  чрезвычайно преданы своим клиентам. Глассер советует им “Никогда не сдавайтесь”. Консультанты упорно продолжают заниматься с клиентами до того момента, когда  клиенты понимают, что консультанты не допустят, чтобы их контролировали, и не сдадутся.

Еще одна цель терапии реальностью состоит в том, чтобы сосредоточиться на поведении и на том, что происходит в настоящем времени. Глассер полагает, что поведение (то есть мысли и действия) взаимосвязано с чувствами и физиологией. Таким образом, изменение в поведении также вызывает другие положительные изменения. В основном Глассер делает акцент на действиях «теперь», в настоящем, потому что они контролируются клиентом, а над прошлым он не имеет никакого контроля.

Наконец, терапия реальностью стремится устранять наказание и оправдания из жизни клиента. Часто клиент в качестве оправдания говорит, что он не может осуществить свой план из-за страха наказания за ошибки, которое последует либо от консультанта, либо от посторонних людей. Терапия реальностью помогает клиенту создать новый план, если старый не работает. Акцент делается на планировании, пересмотре и возможном успехе, а не на препятствиях. Доведенная до конца, процедура консультирования делает клиента сильнее и позволяет ему быть более продуктивным.

 

3.3 Приёмы, используемые при консультировании

В основном терапия реальностью  использует ориентированные на действия приемы, которые помогают людям осознать, что они в состоянии выбирать, как реагировать на события и  на других людей, и что другие не могут управлять ими больше, чем  они сами управляют другими. Вот некоторые из наиболее эффективных и активных приемов: обучение, использование юмора, конфронтация, ролевая игра, вовлечение, формулировка определенных планов и контрактов.

Терапия реальностью  в значительной степени полагается на обучение как на основной прием, Глассер утверждает что «специализированная ситуация научения состоит из трех отдельных, но взаимосвязанных методик». Во-первых, в процессе взаимодействия с консультантом клиент постепенно начинает обращаться к реальности и замечать, насколько нереалистично его поведение. Во-вторых, консультант отклоняет нереалистичное поведение клиента, принимая самого клиента как личность. Наконец, консультант обучает клиента лучшим способам удовлетворения потребностей в пределах границ действительности. Единственная стратегия, которую используют консультанты, работающие в рамках терапии реальностью, – это позитивность: терапевт обсуждает, обращает внимание и подкрепляет только позитивное и конструктивное планирование и поведение.

Юмор – это способность  увидеть нелепость ситуации и  представить предметы с непривычной  и забавной точки зрения. Это подходящий прием в терапии реальностью, если его использовать в умеренных  количествах. Большинство клиентов не рассматривают трудные ситуации как забавные; хотя, если консультант  будет делать своевременные меткие замечания, клиент может начать замечать некоторую глупость в поведении. Способность смеяться над собой  способствует изменениям, потому что  ситуация предстает в новом и  часто оригинальном виде.

В конфронтации консультант  расспрашивает клиента о его  поведении, пытаясь помочь последнему принять ответственность за свои действия. Это не очень отличается от конфронтации в других подходах. Часто консультанты реальностью используют конфронтацию: например, “Вы сказали, что будете делать это, когда вы будете делать это?” Реже они пользуются даже более сильной конфронтацией, вроде высказываний в адрес клиентов, что они полны нелепостями, или твердых заявлений типа: “Опомнитесь, вы не можете контролировать меня посредством вашего обычного поведения”.  Точно так же ролевые игры в терапии реальностью мало отличаются от ролевых игр в других подходах консультирования. Но цель этого приема в терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь клиенту перенести прошлое или будущее в настоящее и оценить, как будет отличаться жизнь, если начать вести себя по-другому. За ролевыми играми почти всегда следуют сеансы обратной связи от консультанта.

После применения конфронтации и ролевых игр клиенты  сосредоточиваются на формулировании конкретных планов изменения своего поведения. Для систематической реализации этих планов заключаются контракты, где расписываются сроки выполнения тех или иных задач.

Терапия реальностью  использует WDEP-систему для того, чтобы помочь консультантам и  клиентам добиться прогресса. В этой системе стадия W(want) – выяснение желаний клиентов. В самом начале процесса консультанты выясняют, чего хотят клиенты и что они делают в настоящее время. Консультанты в свою очередь делятся с клиентами своими намерениями и своим видением ситуации.

Брайерли упоминает о  методике “поднос потребностей”, в  соответствии с которой клиентов спрашивают: “Если бы у меня был  поднос, и вы могли бы иметь одну или более потребностей сегодня  до того, как уйдете, какую бы вы выбрали: любовь, личную силу (могущество), развлечение  или свободу?”. Ответы клиентов могут  прояснить, на чем могло бы сфокусироваться  консультирование.

Когда клиенты определяют, чего они хотят и в чем нуждаются, следующий шаг заключается в  том, чтобы спросить их: “Что вы делаете  теперь?” или “Какое поведение  вы выбираете сейчас?” Часто клиенты  разговаривают так, точно они - пассивные  жертвы обстоятельств или других людей. Клиенты, которые сидят депрессированные дома и, тем не менее, говорят, что  они хотят любви, выбирают деятельное поведение сидения дома, эмоциональное  поведение - депрессирование, мыслительное поведение - “Я слишком подавлен, чтобы  что-нибудь делать”, и любые сопровождающие физиологические признаки или поведение, например нарушенный сон. 

Буква D (direction) в названии системы означает стадию дальнейшего исследования направления  жизни клиентов. Обсуждаются эффективность и неэффективность того, о чем высказывается клиент. На этих стадиях решаются две главные стратегические задачи – установление отношений и сосредоточение на существующем поведении.

Буква Е (evaluation) означает оценку клиентом своего поведения, что является краеугольным камнем терапии  реальностью. Клиенту помогают оценить  свое поведение, определить, насколько  ответственным оно является. Используемые вопросы для этого: “Дает ли ваше поведение то, чего вы хотите?”, “Позволяет ли то, что вы делаете, получать то, что вы хотите?”, “Как ваше поведение помогает вам?”, и “Является ли это наилучшим для вас?” Цель таких вопросов состоит в том, чтобы поощрять клиентов понимать, что поведение, которые они выбирают, не позволяет им получать то, что, по их утверждению, им требуется.

Действия клиента, которые  не вносят вклад в удовлетворение им своих потребностей, зачастую приводят к отчуждению его от самого себя и от значимых других. Если клиенты  признают свое поведение непроизводительным, они становятся заинтересованными  в его изменении. Если не происходит такого осознания, терапевтический  процесс может прерваться. Очень  важно, чтобы клиенты, а не консультант  производили такую оценку.

После оценки настает время стадии Р (plan) –  последней буквы в обозначении  системы WDEP. Планирование и изменение поведения включает в себя следующие компоненты: поиск альтернативных видов поведения, обсуждение планов, выработка обязательств по планам, развитие соответствующего поведения и оценка прогресса в осуществлении планов. Как только клиенты понимают, что их нынешнее поведение не дает им эффективного контроля над их жизнью, они готовы взглянуть на альтернативные пути восстановления контроля. Консультанты реальностью понимают, что клиенты чувствительны к посторонним советам, как поступать, поэтому они задают вопросы, которые поощряют самих клиентов выработать собственное лучшее поведение. Такие вопросы включают следующее: “Если ваше нынешнее поведение не дает вам того, что вы хотите, то что, по вашему мнению, могло бы быть лучше?”, “Что является лучшим вариантом выбора, чем те, которые вы в настоящее время предпочитаете?” и “Что вы можете сделать, чтобы восстановить больший контроль над своей жизнью?”.

В плане обращается особое внимание на действия, которые клиент будет предпринимать, а не действия, которых он будет избегать. Лучшими  являются простые, достижимые, поддающиеся  измерению, безотлагательные и последовательные планы . Кроме того, их выполнение должно контролироваться клиентами. Планы  могут быть формализованы в виде письменного контракта, в котором  обстоятельно разъяснены ответственные  альтернативы. Затем клиенту необходимо взять обязательство следовать  плану действий. На этом этапе консультант  дает понять, что, в том случае, если клиент не выполнит план действий, никакие оправдания не будут приняты (“Мне не интересно, почему вы не можете это сделать. Мне интересно, когда вы можете это сделать и как вы можете это сделать”), но и никаких обвинений или наказаний со стороны консультанта также не последует. В сущности, ответственность полностью возлагается на клиента. Если клиент будет не в состоянии выполнять план, то, как считает Глассер, клиент пострадает естественным образом, вследствие этого неуспеха.

Однако в тех случаях, когда планы действительно оказываются  неблагоразумными, консультанты работают вместе с клиентами, чтобы заново сделать лучшие варианты.  Как бы там ни было, Глассер подчеркивает, что консультант не должен отказываться от клиента, если тот будет не в состоянии выполнять поставленную задачу. Напротив, консультант настойчиво и неотступно побуждает клиента составить новый план или пересмотреть старый. Это касается большинства клиентов, которые склонны откладывать или отказываться от достижения цели, когда сталкиваются с неудачей.

Информация о работе Реальностная терапия У.Глассера