Приложение 1
Проект-исследование
«Ребенок и
его психологическое здоровье»
1. Актуальность
Под
психологическим здоровьем понимается
такая динамическая совокупность психических
свойств человека, которая позволяет ему
познавать окружающую действительность,
адаптироваться к ней, формировать собственные
модели поведения. Психический компонент
здоровья во многом сводится к осознанию
человеком своей функциональной значимости
в процессе становления личности и социальной
адаптации, при реализации собственных
или коллективных потребностей, замыслов
и целей.
Современные научные данные доказывают,
что для психического здоровья детей
необходима сбалансированность положительных
и отрицательных эмоций, обеспечивающая
поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего
поведения. Когда окружающие с пониманием
относятся к ребенку, признают и не нарушают
его права, он испытывает эмоциональное
благополучие – чувство уверенности,
защищенности. Это, в свою очередь, способствует
гармоничному развитию личности ребенка,
выработке у него положительных качеств,
доброжелательного отношения к другим
людям. Невнимание или недостаточное внимание
к эмоциональной жизни детей, напротив,
приводит к негативным последствиям.
Предоставить ребенку достаточно
внимания, доброжелательное отношение
и эмоциональное благополучие могут
только те педагоги и родители, которые
умеют принимать взвешенные решения,
преодолевать раздражительность, отчаяние,
сдерживать вспышки гнева, а также управлять
собственными эмоциями и понимать эмоции
окружающих, а особенно детей.
Это в идеале. Однако практика
и мои наблюдения показывают, что человек
может лишь сдерживать внешнее проявление
эмоции, но не устранять ее. А подавленная
эмоция в итоге может преобразоваться
во что угодно, например, в гнев, раздражение
на ребенка или окружающих и даже на себя
самого. Длительное переживание одной
и той же эмоции вызывает хронический
эмоциональный стресс, у родителей - к
жестокому или невротическому отношению
к ребенку.
Исходя из этого, в рамках муниципальной
экспериментальной площадки по проблеме
«Проектирование образовательного
пространства как условие социально-личностного
развития ребенка» есть необходимость
в разработке проекта-исследования
«Ребенок и его психологическое здоровье»,
основой которого являются результаты
реализации проекта «Защити меня».
Данные результаты свидетельствуют
о снижении психологического здоровья
детей и окружающих их взрослых.
У педагогов и родителей по
результатам диагностики в 2009-2010
году были выявлены следующие признаки:
повышенная утомляемость, нервозность,
раздражительность, агрессия, высокий
уровень тревожности, страхов и мнительности.
У родителей - нежелание вникать в проблемы
ребенка, негармоничный стиль воспитания,
перенос личностных и психологических
проблем на детей. У педагогов - склонность
к «Синдрому профессионального выгорания»
или «Синдрому хронической усталости».
Как следствие, у детей повысился уровень
невротизации, страхов, агрессивности
и тревожности, снизились защитные функции
организма и появились значительные трудности
в развитии самосознания. А так же процесс
адаптации в социуме осложнился высоким
психоэмоциональным напряжением и неумением
переключаться. Такое положение психологического
здоровья приводит к снижению произвольности
в целом и к трудностям усвоения не только
своих прав и обязанностей, но и общей
социализации.
- Теоретическое обоснование
Анализ специальной литературы
и опыта работы современных педагогов-психологов
показал, что проблема психологического
здоровья является достаточно актуальной
и рассматривается с разных сторон, однако
не имеет системы.
Сам термин «психологическое здоровье»
впервые был введен в научный
лексикон И.В. Дубровиной, понимающей
под этим аспекты психического
здоровья, относящиеся к личности в целом
и находящиеся в тесной связи с высшими
проявлениями человеческого духа.
Необходимо различать понятия
«психическое» и «психологическое»
здоровье - норма
– это некий образ, который служит ориентиром
для организации педагогических условий
ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь.
Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь
не болезнь, а отсутствие возможности
развития в процессе жизнедеятельности,
неспособность к выполнению своей жизненной
задачи.
Более глубже и аргументированней
тема психологического здоровья, на мой
взгляд, рассмотрена в исследованиях
таких психологов, как О.В. Хухлаева,
О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым»
словом для описания психологического
здоровья они выделили - слово гармония,
или баланс. Прежде всего, это гармония
между различными сторонами самого человека:
эмоциональными и интеллектуальными,
телесными и психическими и т.п., но также
это и гармония между человеком и окружающими
людьми, природой, космосом, где сама гармония
рассматривается не как статическое состояние,
а как процесс жизнедеятельности.
Под психологическим здоровьем, в общем,
понимается умение человека адаптироваться
в различных социальных условиях, способность
справляться с трудностями в сложных и
незнакомых ситуациях без значительного
ущерба для психики, адекватно себя в них
вести, быть уверенным в себе; умение контролировать
свои эмоции, себя и осознавать свое
эмоциональное состояние и конструктивно
разрешать конфликты.
Под психологическим
здоровьем ребенка - особый
запас прочности психики, устойчивая адаптация
к среде, наличие резерва сил для преодоления
стрессовых ситуаций, активное творческое
отношение к действительности.
В психологии принято выделять
3 группы психологического здоровья у
детей:
- первая (высокий уровень) – это креативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие устойчивую адаптацию
к среде, высокий уровень готовности к
ДОУ, резерв сил для преодоления стрессовых
ситуаций и активным творческим отношением
к действительности;
- вторая (средний уровень) – это адаптивная группа психологического здоровья;
к ней относятся дети, в целом адаптированные
к социуму, но проявляющие лишь отдельные
признаки дезадаптации, несколько повышенную
тревожность, высокий индекс страхов,
небольшие трудности в развитии коммуникативных
умений и навыков, компонентов самосознания,
имеют средний уровень готовности к поступлению
в ДОУ;
- третья (низкий уровень) - это ассимилятивно-аккомодативная группа психологического здоровья;
к ней относятся дети, имеющие нарушения
баланса процессов ассимиляции и аккомодации
и использующие для разрешения внутреннего
конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные
средства. Они проявляют много признаков
дезадаптации, сильно повышенную тревожность
и критический индекс страхов.
Исходя из этого, основными критериями
диагностики психологического здоровья
детей являются:
- уровень адаптированности
к нормальным социальным условиям;
- уровень тревожности;
- общее эмоциональное
благополучие и умение дифференцировать
эмоциональные состояния;
- особенности развития
самосознания;
- особенности взаимодействия
со сверстниками;
- ситуация общения
в семье;
- наличие или отсутствие
деструктивного внутриличностного конфликта.
Основываясь на этих критериях, был
разработан диагностический комплекс
(приложение 1)
Существует огромное количество
психолого-педагогических методов, приемов
и техник работы по психологическому здоровью.
Однако их не все можно использовать с
детьми дошкольного возраста и по отношению
к педагогам и родителям, но для выделения
необходимых нам методов и техник нужно
исходить из знания структуры психологического
здоровья.
Согласно научным данным и исследованиям
О.В. Хухлаевой, И.В. Дубровиной, А. Маслоу,
С.И. Семенака психологическое здоровье
можно описать как систему, включающую
аксиологический, инструментальный и
потребностно-мотивационный компоненты.
Таким образом, выделенные компоненты
психологического здоровья определяют
основные направления работы, которые
являются основой для подбора методов,
приемов и арттерапевтических техник
сопровождения, поддержки и профилактики
нарушений в психологическом здоровье
детей и окружающих их взрослых.
Теоретико-методологической основой проекта являются
положения И.В.Дубровиной о психологическом
здоровье как цели и критерии успешности
психологической помощи, Л.С. Выготского
- о зоне ближайшего развития и об амплификации
развития ребенка и О.В. Хухлаевой - о понимании
психологического здоровья как гармоничного
взаимодействия ребенка с окружающим
миром.
Поддержка и сопровождение психологического
здоровья детей и окружающих их взрослых
строятся с учетом следующих принципов:
1. Личностно ориентированный подход к
детям, к родителям, где в центре стоит
учет личностных особенностей ребенка,
семьи, обеспечение комфортных, безопасных
условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее
уважение и любовь к ребенку, к каждому
члену семьи, вера в них, формирование
позитивной «Я-концепции» каждого ребенка,
его представления о себе (необходимо,
чтобы слышал слова одобрения и поддержки,
проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно
рассматривать только в комплексе, в тесном
контакте педагога-психолога с учителями-логопедами,
воспитателями, инструктором по физической
культуре, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется
с учетом ведущего вида деятельности ребенка
(в игровой деятельности), кроме того, необходимо
ориентироваться также на тот вид деятельности,
который является личностно-значимым
для ребенка.
5. Принцип психолого-педагогической деонтологии
- под ним подразумевается совокупность
исторически сложившихся ожиданий и требований,
предъявляемых обществом к профессиональным,
личностным и общекультурным качествам
воспитателя, учителя, руководителя педагогического
коллектива.
6. Принцип соблюдения профессиональной
тайны, которую доверили педагогу-
психологу ребёнок или его родители, а
также сохранение сведений, ставших известных
педагогу-психологу в ходе изучения психического
развития ребенка и детско-родительских
отношений.
А так
же принципы системности, последовательности,
доступности, научности, единства
диагностики и коррекции, единства требований
в семье и ДОУ.
Цель проекта-исследования: выявление наиболее
эффективных методов, форм и арттерапевтических
техник, обоснование и экспериментальная
проверка их влияния на развитие
психологического здоровья дошкольников
и окружающих их взрослых.
Участники проекта: воспитатели, заместитель
заведующего по воспитательной и методической
работе, родители, дети, заведующая ДОУ,
инструктор по физической культуре. Педагог-психолог
- координатор проекта, и его деятельность
осуществляется по трем направлениям: диагностика (приложение 1), психокоррекция и психопрофилактика.
Задачи:
На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья
дошкольников и взрослых.
Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и критериям оценки.
Определить группу психологического здоровья дошкольника и взаимодействующих с ним взрослых на основе экспресс-диагностики.
Выявить причину нарушения в развитии психологического здоровья детей и окружающих их взрослых 2-3-ей группы психологического здоровья
на основе углубленной диагностики.
Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы сопровождения, поддержки и развития
психологического здоровья дошкольников
с их частичным внедрением в воспитательно-образовательный
процесс ДОУ.
Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
Определить содержание сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
Установить взаимосвязь наличия той или иной группы психологического здоровья у ребенка и взаимодействующих с ним взрослых.
Обобщить, оформить полученные результаты исследования и на их основе разработать программу психолого-педагогического сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых.
Гипотеза проекта: гармонизация и развитие
психологического здоровья дошкольника
возможна при:
- тщательном отборе форм, методов и содержания работы;
- четком структурировании психологического здоровья
как основы самоактуализации личности;
- создании определенных условий сопровождения, поддержки и развития
психологического здоровья;
- осуществлении сопровождения, поддержки и коррекции психологического здоровья не только ребенка, но и окружающих его взрослых;
- своевременном обращении родителей и других взрослых к педагогу-психологу и выявлении им причин
психологической дисгармонии ребенка;
- обучении взрослых приемам регуляции эмоциональных состояний;
- определении четкой концепции и методологической основы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
- Содержание и этапы проекта
№ п/п |
Содержание деятельности |
Ответственный |
- Констатирующий этап (сентябрь-ноябрь 2009)
Цель: реализация диагностико-исследовательского
направления проекта
|
|
Разработка диагностического комплекса
для определения группы психологического
здоровья детей 2-7 лет и окружающих их
взрослых |
Педагог-психолог |
|
Определение группы психологического
здоровья детей 2-7 лет на основе экспресс-диагностики |
Педагог-психолог, воспитатели |
|
Установление причины снижения уровня
психологического здоровья детей 2-3-й
группы психологического здоровья на
основе углубленной диагностики |
Педагог-психолог |
|
Выявление на основе диагностики
уровня коммуникативного контроля, эмоциональной
устойчивости, психоэмоционального
напряжения. Определение актуального
состояния личности педагога, способа
взаимодействия в конфликтной ситуации,
стиля взаимодействия педагога с детьми,
группы психологического здоровья |
Педагог-психолог |
|
Определение особенностей детско-родительских
взаимоотношений, ситуации общения в семье,
уровня психоэмоционального напряжения
и группы психологического здоровья
родителей |
Педагог-психолог |
|
Анализ и обработка результатов
диагностики особенностей развития
психологического здоровья детей 2-7 лет
и окружающих их взрослых. |
Педагог-психолог |
- Практический этап (декабрь 2009 – май 2011
года)
Цель: определение общей
стратегии работы по охране и укреплению
психологического здоровья детей 2-7 лет
и окружающих их взрослых |
|
Подбор методов, приемов и средств
сопровождения, поддержки и развития
психологического здоровья детей 2-5 лет
и окружающих их взрослых |
Педагог-психолог |
|
Частичное внедрение каждого метода
и арттерапевтической техники в
воспитательно-образовательный процесс
ДОУ на основе принципа интеграции по
возрастам |
Педагог-психолог,
воспитатели групп, определенных,
как контрольные и экспериментальные |
|
Презентация проекта педагогам
и родителям |
Педагог-психолог |
|
Выделение методов, приемов и техник,
соответствующих возрасту детей
и возможности их использования
на практике (приложение 6) |
Педагог-психолог |
|
Создание информационного фонда
путем сбора и анализа имеющихся
психолого-педагогических условий,
методов, приемов и техник работы
с детьми |
Педагог-психолог, воспитатели |
|
Разработка модели сопровождения
адаптационного процесса детей раннего
и младшего дошкольного возраста (приложение
2) |
Педагог-психолог |
|
Разработка цикла релаксационных
и обучающих занятий для педагогов
в клубе «Гармония» |
Педагог-психолог |
|
Разработка
цикла занятий в Школе «Счастливый
родитель» |
Педагог-психолог |
|
Проведение промежуточной диагностики
уровня развития психологического здоровья
детей 2-5 лет и окружающих их взрослых
(май 2010) |
Педагог-психолог, воспитатели |
|
Определение специфики применения
выделенных мной методов, приемов
и техник работы с детьми старшего
дошкольного возраста с нормальным развитием
речи и ОНР |
Педагог-психолог |
|
Внедрение каждого метода и арттерапевтической
техники в воспитательно-образовательный
процесс ДОУ с детьми 5-7 лет с нормальным
развитием речи и ОНР, на основе принципа
интеграции |
Педагог-психолог |
|
Разработка модели сопровождения,
поддержки, развития и коррекции психологического
здоровья детей 4-7 лет с нормальным развитием
речи и детей 5-7 лет с ОНР (приложение
5) |
Педагог-психолог |
|
Разработка модели взаимодействия
педагога-психолога со всеми участниками
воспитательно-образовательного процесса
на основе принципа интеграции (приложение
8) |
Педагог-психолог, воспитатели, педагоги
|
|
Итоговая диагностика уровня развития
психологического здоровья детей 2-7
лет и окружающих их взрослых (май 2011) |
Педагог-психолог, воспитатели |
Заключительный этап (июнь-сентябрь 2011 г).
Цель: разработка психолого-педагогических
рекомендаций и программы сопровождения,
поддержки, развития и коррекции психологического
здоровья детей 2-7 лет и окружающих их
взрослых
|