Ребенок и его психологическое здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:17, научная работа

Описание работы

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Файлы: 1 файл

ya_master_svoego_dela_prilozhenie_1.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Приложение 1

Проект-исследование

«Ребенок и  его психологическое здоровье»

                                                                1. Актуальность

          Под психологическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей  необходима сбалансированность положительных  и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Предоставить ребенку достаточно внимания, доброжелательное отношение  и эмоциональное благополучие могут  только те педагоги и родители, которые  умеют принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева, а также управлять собственными эмоциями и понимать эмоции окружающих, а особенно детей.

Это в идеале. Однако практика и мои наблюдения показывают, что человек может лишь сдерживать внешнее проявление эмоции, но не устранять ее. А подавленная эмоция в итоге может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, раздражение на ребенка или окружающих и даже на себя самого.  Длительное переживание одной и той же эмоции вызывает хронический эмоциональный стресс, у родителей - к жестокому или невротическому отношению  к ребенку.

Исходя из этого, в рамках муниципальной  экспериментальной площадки по проблеме «Проектирование образовательного пространства как условие социально-личностного  развития ребенка» есть необходимость в  разработке проекта-исследования «Ребенок и его психологическое здоровье»,  основой которого  являются  результаты реализации проекта «Защити меня».

Данные результаты свидетельствуют  о  снижении психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. У педагогов и родителей по результатам диагностики в 2009-2010 году были выявлены следующие признаки:  повышенная утомляемость, нервозность, раздражительность, агрессия, высокий уровень тревожности, страхов и мнительности. У родителей - нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. У педагогов - склонность к «Синдрому профессионального выгорания» или «Синдрому хронической усталости». Как следствие, у детей повысился уровень невротизации, страхов, агрессивности и тревожности, снизились защитные функции организма и появились значительные трудности в развитии самосознания. А так же процесс адаптации в социуме осложнился высоким психоэмоциональным напряжением и неумением переключаться. Такое положение психологического здоровья приводит к снижению произвольности в целом и к трудностям усвоения не только своих прав и обязанностей, но и общей социализации.

 

  1. Теоретическое обоснование 

 

Анализ специальной литературы и  опыта работы современных педагогов-психологов показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон, однако не имеет системы. 

Сам термин «психологическое здоровье»  впервые был введен в научный  лексикон И.В. Дубровиной,  понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Необходимо различать понятия  «психическое» и «психологическое»  здоровье - норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Более глубже и аргументированней  тема психологического здоровья, на мой  взгляд, рассмотрена в исследованиях  таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья  они выделили -  слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности.

Под психологическим здоровьем, в общем,    понимается   умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое  эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты. 

Под психологическим  здоровьем  ребенка -  особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

В психологии принято выделять 3 группы психологического здоровья у детей:

  • первая (высокий уровень) – это креативная группа психологического здоровья;  к ней относятся дети,  имеющие устойчивую адаптацию к среде, высокий уровень готовности к ДОУ, резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;
  • вторая (средний уровень) – это  адаптивная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, в целом адаптированные к социуму, но проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность, высокий индекс страхов,  небольшие трудности в развитии коммуникативных умений и навыков, компонентов самосознания, имеют средний уровень готовности к поступлению в ДОУ;
  • третья (низкий уровень) - это ассимилятивно-аккомодативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие нарушения баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Они проявляют много признаков дезадаптации, сильно повышенную тревожность и критический индекс  страхов. 

Исходя из этого, основными критериями диагностики психологического здоровья детей являются:

     - уровень адаптированности к нормальным социальным условиям;

     - уровень тревожности;

     - общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния;

     - особенности развития самосознания;

     - особенности взаимодействия со сверстниками;

     - ситуация общения в семье;

     - наличие или отсутствие  деструктивного внутриличностного конфликта. 

Основываясь на этих критериях, был  разработан  диагностический комплекс (приложение 1)

Существует огромное количество психолого-педагогических методов, приемов и техник работы по психологическому здоровью. Однако их не все можно использовать с детьми дошкольного возраста и по отношению к педагогам и родителям, но  для выделения необходимых нам методов и техник нужно исходить из знания  структуры психологического здоровья.

Согласно  научным данным и исследованиям О.В. Хухлаевой, И.В. Дубровиной, А. Маслоу, С.И. Семенака психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.

Таким образом, выделенные компоненты психологического здоровья определяют основные направления работы, которые являются основой для подбора методов, приемов и арттерапевтических техник сопровождения, поддержки и профилактики нарушений в психологическом здоровье детей и окружающих их взрослых.

Теоретико-методологической основой проекта являются положения И.В.Дубровиной о психологическом здоровье как цели и критерии успешности психологической помощи, Л.С. Выготского -  о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка и О.В. Хухлаевой - о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Поддержка и сопровождение психологического здоровья детей и окружающих их взрослых строятся с учетом следующих принципов:

1.  Личностно ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи, обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителями-логопедами, воспитателями, инструктором по физической культуре,  родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип психолого-педагогической деонтологии - под ним подразумевается совокупность исторически сложившихся ожиданий и требований, предъявляемых обществом к профессиональным, личностным и общекультурным качествам воспитателя, учителя, руководителя педагогического коллектива.

6. Принцип  соблюдения профессиональной тайны, которую доверили педагогу- психологу ребёнок или его родители, а также сохранение сведений, ставших известных педагогу-психологу в ходе изучения психического развития ребенка и детско-родительских отношений.

 А так  же принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции, единства требований в семье и ДОУ.

  1. Цель проекта-исследования:  выявление наиболее эффективных методов, форм и арттерапевтических техник,   обоснование  и экспериментальная проверка   их влияния  на развитие психологического здоровья дошкольников и окружающих их взрослых.

Участники проекта: воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, родители, дети, заведующая ДОУ, инструктор по физической культуре. Педагог-психолог - координатор проекта, и его деятельность осуществляется по трем направлениям: диагностика (приложение 1), психокоррекция и психопрофилактика. 

Задачи:

  1. На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых.

  1. Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и  критериям оценки.

  1. Определить группу психологического здоровья дошкольника и взаимодействующих с ним взрослых на основе экспресс-диагностики.

  1. Выявить причину нарушения в развитии психологического здоровья детей и окружающих их взрослых 2-3-ей группы психологического здоровья  на основе углубленной диагностики.

  1. Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы  сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

  1. Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

  1. Определить содержание сопровождения, поддержки и  развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

  1. Установить взаимосвязь наличия той или иной  группы психологического здоровья  у ребенка и взаимодействующих с ним взрослых.

  1. Обобщить, оформить полученные результаты исследования и на их основе разработать программу психолого-педагогического сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет  и окружающих их взрослых.

Гипотеза проекта: гармонизация и развитие психологического здоровья   дошкольника возможна при:

  • тщательном отборе форм, методов и содержания работы;
  • четком структурировании психологического здоровья как основы самоактуализации личности;
  • создании определенных условий сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья;
  • осуществлении сопровождения, поддержки и коррекции психологического здоровья не только ребенка, но и окружающих его взрослых;
  • своевременном обращении родителей и других взрослых к педагогу-психологу и выявлении им причин психологической дисгармонии ребенка;
  • обучении взрослых  приемам регуляции эмоциональных состояний;
  • определении четкой концепции и методологической основы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

 

  1. Содержание и этапы проекта

 

№ п/п

Содержание деятельности

Ответственный

      1. Констатирующий этап (сентябрь-ноябрь 2009)

 Цель: реализация диагностико-исследовательского направления проекта

Разработка диагностического комплекса для определения группы психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Педагог-психолог

Определение группы психологического здоровья детей 2-7 лет на основе экспресс-диагностики

Педагог-психолог, воспитатели

Установление причины снижения уровня психологического здоровья  детей 2-3-й группы психологического здоровья на основе углубленной диагностики

Педагог-психолог

Выявление на основе диагностики уровня коммуникативного контроля, эмоциональной устойчивости,  психоэмоционального напряжения. Определение  актуального состояния личности педагога,  способа взаимодействия в конфликтной ситуации,  стиля взаимодействия педагога с детьми, группы психологического здоровья

Педагог-психолог

Определение особенностей детско-родительских взаимоотношений, ситуации общения в семье, уровня психоэмоционального напряжения и группы  психологического здоровья родителей

Педагог-психолог

Анализ и обработка результатов  диагностики особенностей развития психологического здоровья детей 2-7 лет  и окружающих их взрослых.

Педагог-психолог

  1. Практический этап (декабрь 2009 – май 2011 года)

Цель: определение общей стратегии  работы по охране и укреплению психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Подбор методов, приемов и средств сопровождения, поддержки  и развития  психологического здоровья детей 2-5 лет и окружающих их взрослых

Педагог-психолог

Частичное внедрение каждого метода и арттерапевтической техники в  воспитательно-образовательный процесс ДОУ на основе принципа интеграции по возрастам

Педагог-психолог,

воспитатели групп, определенных, как контрольные и экспериментальные

Презентация  проекта педагогам и родителям

Педагог-психолог

Выделение методов, приемов и техник, соответствующих возрасту детей  и возможности их использования  на практике (приложение 6)

Педагог-психолог

Создание информационного фонда  путем сбора и анализа имеющихся  психолого-педагогических условий,  методов, приемов и техник работы с детьми

Педагог-психолог, воспитатели

Разработка модели сопровождения  адаптационного процесса детей раннего и младшего дошкольного возраста (приложение 2)

Педагог-психолог

Разработка цикла релаксационных и обучающих занятий для педагогов в клубе «Гармония»

Педагог-психолог

Разработка цикла занятий  в Школе «Счастливый родитель»

Педагог-психолог

Проведение промежуточной диагностики  уровня развития психологического здоровья детей 2-5 лет и окружающих их взрослых (май 2010)

Педагог-психолог, воспитатели

Определение специфики применения выделенных мной  методов, приемов  и техник работы с детьми старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и ОНР

Педагог-психолог

Внедрение каждого метода и арттерапевтической техники в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с детьми 5-7 лет с нормальным развитием речи и ОНР, на основе принципа интеграции

Педагог-психолог

Разработка модели сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 4-7 лет с нормальным развитием речи и детей 5-7 лет с ОНР (приложение  5)

Педагог-психолог

Разработка модели взаимодействия педагога-психолога со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса на основе принципа интеграции (приложение 8)

Педагог-психолог, воспитатели, педагоги

Итоговая диагностика уровня развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых (май 2011)

Педагог-психолог, воспитатели

      1. Заключительный этап (июнь-сентябрь 2011 г).

Цель: разработка психолого-педагогических рекомендаций и программы сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Информация о работе Ребенок и его психологическое здоровье