Ребенок и его психологическое здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:17, научная работа

Описание работы

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Файлы: 1 файл

ya_master_svoego_dela_prilozhenie_1.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

 

Результат

Продукт

На констатирующем этапе

Выявление причин нарушения психологического здоровья у детей и взаимодействующих  с ними взрослых 2-3 групп психологического здоровья

Рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми с низким уровнем психологического здоровья и по профилактике нарушений психологического здоровья самих взрослых

Определение взаимосвязи уровня психологического здоровья детей с уровнем психологического здоровья взаимодействующих с ними взрослых

Стратегия работы с родителями и  педагогами по сохранению и укреплению психологического здоровья ребенка

Составление комплекса диагностических  методик для экспресс-диагностики  и углубленной диагностики уровня психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Мониторинг уровня  развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

На практическом этапе 

Выявление наиболее эффективных  методов, приемов и арттерапевтических техник работы

Модели сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Определение специфики  работы по психологическому здоровью с детьми ОНР

Методические рекомендации для  педагогов-психологов по сопровождению и поддержке психологического здоровья детей с ОНР

Профилактика нарушений психологического здоровья у педагогов

Технология работы по сопровождению  и поддержке психологического здоровья педагогов

Гармонизация детско-родительских отношений

Система сопровождения и поддержки  психологического здоровья  семьи

 

На заключительном этапе 

Улучшение развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Программа сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых «Путь к гармонии»


 

 

 

 

Возможные трудности  в ходе реализации проекта и пути их нейтрализации

В ходе реализации проекта наряду с положительными результатами есть трудности:

  • сложность подбора методов  и критериев диагностики психологического здоровья взрослых;
  • непонимание педагогами важности и нужности внедрения в работу с детьми данного направления работы;
  • нежелание родителей, имеющих детей с 3-й группой психологического здоровья, работать над гармонизацией детско-родительских отношений.

Пути нейтрализации:

  • определить четкую структуру психологического здоровья взрослого;
  • провести для педагогов цикл обучающих семинаров с элементами тренинга;
  • воздействовать на родителей, нежелающих идти на контакт, через самоменеджмент, посредством папок-передвижек, оформления стендов и уголков педагога-психолога в группах.

 

Список литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.
  2. Агафонова И.Н. Развитие стрессоустойчивости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2010. - № 8. – С. 44-48.
  3. Батаршев.А.В. Психология личности и общения. М.- 2004.- С. 234-236.
  4. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего зависит // Начальная школа. – 1996. - № 7. – С. 22. 
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009. – 238 с.
  6. Дмитриева. Е.Е. Проблемные дети, развитие через общение. – М., 2005. – С. 10-11.
  7. Диагностика семьи. Учебн. Пособие по психологии семейных отношений. – Самара. – 2004.- 735 с.
  8. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М; 2005.- С. 24-25, 37-38.
  9. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. псих. – 1995.  - № 3. -  С. 119-132. 
  10. Крайнова Ю.Н. Саногенное мышление против негативных переживаний // Психология здоровья и личностного роста. – 2010.  - № 4. -  С. 58-75.
  11. Котикова Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. - № 7. – С. 42-47.
  12. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М ., 1997. –                176 с.
  13. Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. Практическое пособие. – М; 2005. – 37 с.
  14. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М; 2006.- 72 с.
  15. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2004. —175с.
  16. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2005. — 176 с.
  17. Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М., 1998. — 80 с.
  18. Тренинг по сказкотерапии. / Под ред.  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Сборник программ. – Санкт-Петербург. – 2005. – 253 с.
  19. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону. 2005. – 119 с.
  20. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. -  М., 2005. С. 115-116.

 

   

 

 

Приложение 1

Диагностический комплекс для детей 2-7 лет и окружающих их взрослых по развитию психологического здоровья

№ п/п

Название методики

Основная направленность методики

Автор(ы) и год издания  методики

Экспресс-диагностика  уровня развития психологического здоровья детей 2-3,5 лет 

Диагностика уровня психологической  адаптированности ребенка к ДОУ

Определение уровня адаптированности и готовности ребенка  к ДОУ, прогноз  адаптации и профилактика дезадаптации

И.В. Лапина 2010

Экспресс-диагностика  уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет

Оценка коммуникативного развития ребенка

Определить особенности отношений  между воспитателем и детьми и  между самими детьми, общий климат в группе

И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010

Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение

Определить уровень общей тревожности

Сирс.Р. 2004

Экспертная оценка особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка

Выявить актуальные проблемы развития каждого ребенка, группы, детей «группы  риска», проследить динамику развития и выяснить результативность коррекционных мероприятий

И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010

Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду

Получить общее представление  о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в ДОУ

Е.В. Кучерова 2010

Профиль социального развития

Определить область социализации ребенка, которая осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения

И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010

Углубленная диагностика  уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет 

Цветовая диагностика эмоций

Провести диагностику степени  дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы, шкалы актуальных ценностей, предпочтений определенных видов деятельности, вариантов личностного развития

О.А. Орехова 2008

Шкала тревожности

Определение характера эмоциональных  нарушений у детей

И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010

 

Изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я»

Определение типа самооценки и особенностей «образа Я»

Н.В. Нижегородцева. 2005

Наблюдение за детьми в процессе совместной игровой деятельности

Определение динамики в развитии психологического здоровья на основе и в процессе коррекционных мер

Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева 2001

Методика рисуночной диагностики  адаптации детей к ДОУ

Определение  особенностей адаптации  в ДОУ и группу психологического здоровья

А.И. Баркан 2004

Оценка психологического здоровья выпускника ДОУ

Определение результативности коррекционных  мер и группы психологического здоровья в итоге

О.В. Хухлаева 2004

Экспресс-диагностика  уровня развития психологического здоровья педагогов 

Тест на оценку самоконтроля в общении

Определение уровня коммуникативного контроля и типа самооценки

М. Снайдер 2001

Стиль конфликтного поведения

Определение способа взаимодействия в конфликтной ситуации

Н.В. Гришина 2001

Цветовой тест М.Люшера

Диагностика состояний и свойств  личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, определение актуального состояния личности родителя и педагогов

М. Люшер 2005

Методика  С.А Шеина 

Изучение стиля педагогического  общения 

С.А Шеин

Опросник «Ваше самочувствие»

Определение особенностей психологического здоровья и уровня психоэмоционального напряжения

О.С. Копина,  Е.А. Суслова, Е.В. Заикин 1995

Многофакторный личностный опросник

Определить особенности развития личности, степень невротизации, уровень  тревожности и стрессоустойчивости, группу психологического здоровья.

 

Диагностика уровня развития психологического здоровья родителей 

Опросник «Ваше самочувствие», в модификации для родителей

Определение особенностей психологического здоровья  ребенка и уровня психоэмоционального напряжения родителя

О.С. Копина,  Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, 1995;  О.А. Шаповалова 2010

АСВ

Диагностика типа воспитания в семье  и особенности нарушения процесса воспитания в семье

Э.Г. Эйдемиллер 2004


 

Приложение 2

Модель сопровождения адаптационного процесса детей раннего и младшего дошкольного возраста


  




 

 



 

 


 


 

 


 


 

 

 


 


 

 

 

 


 


 


 


 

 

 

 


 

Приложение 3

 Методика и структура организации релаксационных занятий с педагогами

Этапы релаксационного  занятия

Содержание этапов

Цель реализации этапов

Примерные упражнения

  1. Теоретический – (5-10 мин) может отсутствовать после ознакомления с  основами  релаксации

Предлагается новый метод, раскрывается его назначение и механизмы воздействия, главное освоить  дыхательные техники

Ознакомление с основными методами релаксации, которые будут использоваться в занятиях

Активные методы взаимодействия: проблемная мини-лекция, дискуссия, мозговой штурм, притчи, сказки или простое повествование, вхождение в занятие.

  1. Подготовительный -   (5-15 мин) зависит от готовности педагогов к релаксации и направлен на снятие мышечных зажимов

Подготовительные упражнения, основанные на контрасте расслабления-напряжения,  или гимнастика для позвоночника и всех мышц, или прослушивание музыки (успокаивающей / мобилизующей), использование упражнений прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона

Отработка техник релаксации на практике, снятие мышечных зажимов

Происходит тренировка метода,  который был представлен в  первом этапе. «Маска удивления, поцелуя, смеха, недовольства   дыхательные упражнения, упражнения на расслабление-напряжение, простые упражнения для мышц.

  1. Работа с эмоциями – (до 20 мин) – этап реализуется при высвобождении каких либо эмоций

Тренинговые упражнения на отреагирование и осознание эмоций

Отреагирование негативных эмоций после снятия мышечного зажима

Используются упражнения на отреагирование и вымещение эмоций, их тренировку. Упражнения перед зеркалом для лица – улыбка, сосредоточение, удивление и т.д.

  1. Релаксация – (до20-40 мин), время проведения зависит от наличия или отсутствия первого и третьего этапов занятия.

(Медитация (от30-50 мин)  – проводится, когда педагоги проработали свои  мышечные зажимы, эмоции, отработали  дыхательные техники и свободно расслабляются только по инструкции расслабиться  и принять удобное положение)

Активная  (чередуется работа с  напряжением и расслаблением  мышц) или пассивная (только полное расслабление), релаксация полная или  частичная (для отдельной группы мышц), релаксация с сосредоточением и без, аутотренинг, работа с образами, с аффирмациями.

(В медитацию входят все виды  релаксации, поочередно проводимые  в одном занятии)

Способствование расслаблению, отдыху и снятию психоэмоционального напряжения

Любые упражнения хорошо освоенные самим педагогом-психологом позволяющие расслабиться. Аутотренинг, медитация, упражнения с образами, аффирмациями в форме Я-высказываний.

  1. Выход из состояния релаксации – (5-8 мин) – выход должен быть медленным и постепенным, чтобы не кружилась голова можно после выхода полежать и потянуться

Упражнения на сосредоточение на счете, мобилизационные формулы, упражнения на растяжку

Восстановление нормального рабочего режима деятельности организма

Это сосредоточение на чем-то. На счете, чувствах, мышцах, внутреннем «экране»,  на дыхании.


 

 

Приложение 4

Тематический план обучающих  занятий для педагогов 

№ п/п

Тема занятия

Цель 

Поддержка и профилактика «ПЗ» педагога как основы его профессионального  самоопределения

Развитие компетентности в области психологического здоровья

Система ценностей и ее влияние  на психологическое здоровье личности

Рассмотрение системы ценностей  как важного компонента психологического здоровья педагогов

Психологическое здоровье детей как  цель и критерии успешности работы ДОУ

Определение целей, задач и содержания работы по психологическому здоровью с детьми

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения  к сверстнику

Выявление путей повышения социальной компетентности дошкольников

Дети «группы риска» и особенности взаимодействия с ними.

Рассмотрение стратегии работы с детьми 3-й группы психологического здоровья.

Эмоциональное состояние взрослого  как опосредованный фактор эмоционального состояния детей

Повышение психологической компетентности педагогов

Внутренний мир дошкольника  – коррекция педагогического  взгляда

Развитие у педагогов умения понимать  поступки, эмоции и чувства  современного дошкольника

Практическая работа

Демонстрация использования педагогами  разных методов  работы по психологическому здоровью с детьми. Подведение итогов.


 

 

Приложение 5

Модель психолого-педагогического сопровождения детей 4-7 лет


  




 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

 

 

 

Информация о работе Ребенок и его психологическое здоровье