Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:17, научная работа
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Результат |
Продукт |
На констатирующем этапе | |
Выявление причин нарушения психологического здоровья у детей и взаимодействующих с ними взрослых 2-3 групп психологического здоровья |
Рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми с низким уровнем психологического здоровья и по профилактике нарушений психологического здоровья самих взрослых |
Определение взаимосвязи уровня психологического здоровья детей с уровнем психологического здоровья взаимодействующих с ними взрослых |
Стратегия работы с родителями и педагогами по сохранению и укреплению психологического здоровья ребенка |
Составление комплекса диагностических
методик для экспресс- |
Мониторинг уровня развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых |
На практическом этапе | |
Выявление наиболее эффективных методов, приемов и арттерапевтических техник работы |
Модели сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых |
Определение специфики работы по психологическому здоровью с детьми ОНР |
Методические рекомендации для педагогов-психологов по сопровождению и поддержке психологического здоровья детей с ОНР |
Профилактика нарушений |
Технология работы по сопровождению и поддержке психологического здоровья педагогов |
Гармонизация детско-родительск |
Система сопровождения и поддержки психологического здоровья семьи |
На заключительном этапе | |
Улучшение развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых |
Программа сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых «Путь к гармонии» |
Возможные трудности в ходе реализации проекта и пути их нейтрализации
Пути нейтрализации:
Список литературы
№ п/п |
Название методики |
Основная направленность методики |
Автор(ы) и год издания методики |
Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 2-3,5 лет | |||
Диагностика уровня психологической адаптированности ребенка к ДОУ |
Определение уровня адаптированности и готовности ребенка к ДОУ, прогноз адаптации и профилактика дезадаптации |
И.В. Лапина 2010 | |
Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет | |||
Оценка коммуникативного развития ребенка |
Определить особенности |
И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010 | |
Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение |
Определить уровень общей |
Сирс.Р. 2004 | |
Экспертная оценка особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка |
Выявить актуальные проблемы развития каждого ребенка, группы, детей «группы риска», проследить динамику развития и выяснить результативность коррекционных мероприятий |
И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010 | |
Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду |
Получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в ДОУ |
Е.В. Кучерова 2010 | |
Профиль социального развития |
Определить область |
И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010 | |
Углубленная диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет | |||
Цветовая диагностика эмоций |
Провести диагностику степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы, шкалы актуальных ценностей, предпочтений определенных видов деятельности, вариантов личностного развития |
О.А. Орехова 2008 | |
Шкала тревожности |
Определение характера эмоциональных нарушений у детей |
И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010 | |
|
Изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я» |
Определение типа самооценки и особенностей «образа Я» |
Н.В. Нижегородцева. 2005 |
Наблюдение за детьми в процессе совместной игровой деятельности |
Определение динамики в развитии психологического здоровья на основе и в процессе коррекционных мер |
Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева 2001 | |
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к ДОУ |
Определение особенностей адаптации в ДОУ и группу психологического здоровья |
А.И. Баркан 2004 | |
Оценка психологического здоровья выпускника ДОУ |
Определение результативности коррекционных мер и группы психологического здоровья в итоге |
О.В. Хухлаева 2004 | |
Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья педагогов | |||
Тест на оценку самоконтроля в общении |
Определение уровня коммуникативного контроля и типа самооценки |
М. Снайдер 2001 | |
Стиль конфликтного поведения |
Определение способа взаимодействия в конфликтной ситуации |
Н.В. Гришина 2001 | |
Цветовой тест М.Люшера |
Диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, определение актуального состояния личности родителя и педагогов |
М. Люшер 2005 | |
Методика С.А Шеина |
Изучение стиля |
С.А Шеин | |
Опросник «Ваше самочувствие» |
Определение особенностей психологического здоровья и уровня психоэмоционального напряжения |
О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин 1995 | |
Многофакторный личностный опросник |
Определить особенности |
||
Диагностика уровня развития психологического здоровья родителей | |||
Опросник «Ваше самочувствие», в модификации для родителей |
Определение особенностей психологического здоровья ребенка и уровня психоэмоционального напряжения родителя |
О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, 1995; О.А. Шаповалова 2010 | |
АСВ |
Диагностика типа воспитания в семье
и особенности нарушения |
Э.Г. Эйдемиллер 2004 |
Этапы релаксационного занятия |
Содержание этапов |
Цель реализации этапов |
Примерные упражнения |
|
Предлагается новый метод, раскрывается его назначение и механизмы воздействия, главное освоить дыхательные техники |
Ознакомление с основными |
Активные методы взаимодействия: проблемная мини-лекция, дискуссия, мозговой штурм, притчи, сказки или простое повествование, вхождение в занятие. |
|
Подготовительные упражнения, основанные
на контрасте расслабления- |
Отработка техник релаксации на практике, снятие мышечных зажимов |
Происходит тренировка метода, который был представлен в первом этапе. «Маска удивления, поцелуя, смеха, недовольства дыхательные упражнения, упражнения на расслабление-напряжение, простые упражнения для мышц. |
|
Тренинговые упражнения на отреагирование и осознание эмоций |
Отреагирование негативных эмоций после снятия мышечного зажима |
Используются упражнения на отреагирование и вымещение эмоций, их тренировку. Упражнения перед зеркалом для лица – улыбка, сосредоточение, удивление и т.д. |
(Медитация (от30-50 мин) – проводится,
когда педагоги проработали |
Активная (чередуется работа с напряжением и расслаблением мышц) или пассивная (только полное расслабление), релаксация полная или частичная (для отдельной группы мышц), релаксация с сосредоточением и без, аутотренинг, работа с образами, с аффирмациями.(В медитацию входят все виды релаксации, поочередно проводимые в одном занятии) |
Способствование расслаблению, отдыху и снятию психоэмоционального напряжения |
Любые упражнения хорошо освоенные самим педагогом-психологом позволяющие расслабиться. Аутотренинг, медитация, упражнения с образами, аффирмациями в форме Я-высказываний. |
|
Упражнения на сосредоточение на счете, мобилизационные формулы, упражнения на растяжку |
Восстановление нормального |
Это сосредоточение на чем-то. На счете, чувствах, мышцах, внутреннем «экране», на дыхании. |
№ п/п |
Тема занятия |
Цель |
Поддержка и профилактика «ПЗ» педагога как основы его профессионального самоопределения |
Развитие компетентности в области психологического здоровья | |
Система ценностей и ее влияние на психологическое здоровье личности |
Рассмотрение системы | |
Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы ДОУ |
Определение целей, задач и содержания работы по психологическому здоровью с детьми | |
Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстнику |
Выявление путей повышения социальной компетентности дошкольников | |
Дети «группы риска» и особенности взаимодействия с ними. |
Рассмотрение стратегии работы с детьми 3-й группы психологического здоровья. | |
Эмоциональное состояние взрослого как опосредованный фактор эмоционального состояния детей |
Повышение психологической компетентности педагогов | |
Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда |
Развитие у педагогов умения понимать поступки, эмоции и чувства современного дошкольника | |
Практическая работа |
Демонстрация использования |
Модель психолого-педагогическо