Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:17, научная работа
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
№ п/п |
Блок |
Направления |
Методы |
Когнитивный блок. Работа с самосознанием |
-аксиологическое (содержательно представлено ценностями собственного Я- человека и ценностями Я- других людей);-инструментальное (предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими). |
Психогимнастические игры и упражнения (Игры: «Пизанская башня», «Посмотри-ка на меня», «Ревущий мотор», упражнения «Говорящие вещи», «Заколдованный кубик» и т.д.). Коммуникативные игры (Игры: «Конкурс хвастунов», «Царевна Несмеяна», «Поздравляю», «Смелый мальчик» и т.д.),Задания с использованием терапевтических метафор.Решение проблемно-практических ситуаций | |
Эмоциональный блок. Работа с эмоциями |
- инструментальное (требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии). |
Эмоционально-символические
| |
Поведенческий блок. Работа с ролевым поведением |
Потребностно-мотивационное (содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте);Развивающее направление (предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения). |
Театральные техники (плейбек, театральная игра, ритмопластика, игры театрализации),Арттерапевтические техники,Ролевые игры (Игры: «Кто пришел?», «Встреча с другом», этюд «Робкий ребенок» и т.д.),Беседы («Как правильно дружить?», «Как вести себя, если поссорился?», «Как честно признаться о проступке?» и т.д.). | |
Блок здоровьесбережения. Работа с психоэмоциональным напряжением, мышечными зажимами. |
Потребностно-мотивационное, развивающее. |
Релаксационные методы (элементы медитации, дыхательная гимнастика, прогрессивная мышечная релаксация, игры с водой, песком и в сенсорном бассейне),Подвижные игры. |
Тематический план совместной игровой деятельности с детьми 4-5 лет
№ п/п |
Тема |
Цель совместной игровой деятельности |
«Давайте познакомимся» |
Ознакомление детей с правилами и «структурой» совместной игровой деятельности | |
«Цвета и настроение» |
Создание бодрого настроения, снятие эмоционального напряжения | |
Игра «Помощь друзей» |
Развитие психических | |
Игра «Помощь друзей» (2 часть) |
Развитие психических | |
«Давайте представим…» |
Саморегуляция психического состояния | |
«Будьте внимательны» |
Обучение умению управлять своим телом | |
«Прогулка по волшебному лесу» |
Воспитание эмпатических чувств, снятие психоэмоционального напряжения | |
«У страха глаза велики» |
Развитие вербальных и невербальных форм проявления эмоций, мимики и пантомимики, мелкой моторики | |
«Путешествие на необитаемый остров» |
Развитие тактильного восприятия, умения передавать свои ощущения в речи | |
Релаксация |
Освоение техники расслабление-
|
Тематический план совместной игровой деятельности с детьми 5-6 лет
№ п/п |
Тема |
Цель |
«Котята отправляются в путешествие» |
Овладение техникой напряжения по контрасту с расслаблением | |
«Прогулка в летний лес» |
Овладение техникой расслабления | |
«Прогулка в осеннем лесу» |
Овладение навыками изображения своего эмоционального состояния | |
«Цирк» |
Тренировка общей способности несловесного воздействия детей друг на друга | |
«Зоопарк» |
Овладение навыками управления своей эмоциональной сферы | |
«Теремок» |
Закрепление общей способности несловесного воздействия детей друг на друга | |
«Волшебные цветы» |
Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции | |
«Кот Леопольд и мыши» |
Закрепление навыков управления своей эмоциональной сферой | |
«Волк и семеро козлят» |
Закрепление техники расслабление по контрасту с напряжением | |
Игры гномиков |
Закрепление умения детей регулировать свои поведенческие реакции |