Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:25, курсовая работа
Цель данного исследования – определить возможности вербального воздействия на аудиторию.
Задачи, которые следуют из поставленной цели:
- Дать общую характеристику понятию «речевая коммуникация»;
- Определить единицы речевой коммуникации
- Выявить существующие стратегии и тактики словесного воздействия на аудиторию;
- Раскрыть способы воздействия на примере речи политического деятеля.
Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Феномен речевой коммуникации……………………………………...6
§ 1. Речевая коммуникация как явление…………………………………6
§ 2. Единицы речевой коммуникации……………………………………9
Глава 2. Возможности вербального воздействия……………………………...16
§ 1. Речевые стратегии……………………………………………………16
§ 2. Речевые тактики……………………………………………………...23
§ 3. Исследование. Использование речевых стратегий и тактик с целью воздействия на аудиторию на примере публичных выступлений В.В. Жириновского……………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Приложение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………….….………….46
Содержание:
Введение…………………………………………………………
§ 1. Речевая коммуникация как явление…………………………………6
§ 2. Единицы речевой коммуникации……………………………………9
§ 1. Речевые стратегии…………………………………
§ 2. Речевые тактики………………………………………
§ 3. Исследование. Использование речевых
стратегий и тактик с целью
воздействия на аудиторию на примере
публичных выступлений В.В. Жириновского………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………….….………….
Введение
Актуальность темы
Как ни были бы важны чувства, эмоции, отношения людей, общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму.
При общении нам важен не только смысл информации, но и посыл, который передает один собеседник другому. В процессе коммуникации чаще всего преследуется определенная цель, которую мы стремимся достигнуть. И здесь на передний план выступает воздействие. Оно может быть выражено как с помощью вербальных (речь, голосовые характеристики), так и невербальных средств (поза, мимика, жесты).
Речевое воздействие – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке. В узком смысле под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения.
Изучение вербального
Степень изученности темы
Для раскрытия смысла понятий оказались полезными «Лингвистический энциклопедический словарь»1 и «Толковый словарь русского языка»2.
При изучении понятия речевой коммуникации, ее происхождения, структуры, свойств неоценимую помощь оказали следующие авторы: Кашкин В.Б.3, Гойхман О.Я. и Надеина Т.М.4, Николаева Ж.В.5
Для выделения единиц речевой коммуникации были использованы книги Кодухова В.И.6, Сепира Э7., Рождественского Ю.В.8, Введенской Л.А.9
Стратегии и тактики речевого воздействия были представлены в работах Кузнецова И.Н.10, Иссерс О.11, Клюева Е.В.12
В работе были использованы материалы различного рода: как книги, так и интернет-ресурсы.
Объект исследования – вербальная коммуникация.
Предмет исследования – возможности речевого воздействия.
Цель данного исследования – определить возможности вербального воздействия на аудиторию.
Задачи, которые следуют из поставленной цели:
- Дать общую характеристику
понятию «речевая коммуникация»
- Определить единицы речевой коммуникации;
- Выявить существующие
- Раскрыть способы воздействия на примере речи политического деятеля.
Структура работы
Курсовая работа представляет собой введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложение.
Глава 1. Феномен речевой коммуникации
§ 1. Речевая коммуникация как явление
Коммуникацию можно считать необходимым условием жизнедеятельности человека и одной из основ существования общества, поскольку общество- это, в первую очередь, те связи и взаимоотношения, в которые вступают его члены. Все аспекты деятельности человека пронизаны коммуникацией. Что же следует понимать под коммуникацией?
Слово «коммуникация» - одно из многих иностранных слов, которое в настоящее время широко употребляется в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, означающее «делаю общим, связываю, общаюсь»13, поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации). Другое значение слова «коммуникация» - пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства.14 В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и других коммуникациях, о системах коммуникаций. Термин «коммуникация» употребляется, по большей части, в первом значении, так как объектом изучения является именно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия: «Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности»15.
Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией»16.
Вопрос о сущности речевой коммуникации не стоит относить к числу малоизученных: вероятно, отсчет следует вести еще от античности.
Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык17.
Речевая коммуникация имеет
целый ряд синонимов: языковая
коммуникация, вербальная коммуникация,
речевое общение, вербальное
Главная цель речевой коммуникации - обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка.
С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза - символ любви, астра - печали, незабудка – памяти и т.д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. - все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения - язык.18
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (разнообразные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из большого количества возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.
Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык. Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:
- речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,
- речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,
- с помощью речи осуществляется
взаимное общественное
- в речевой коммуникации
Как уже было сказано выше, вербальная коммуникация представляет собой сложную систему. Рассмотрим подробнее, какие единицы ее составляют.
§ 2. Единицы речевой коммуникации
Единицы речевой коммуникации - единицы, образующиеся в процессе вербального общения и организующие это общение. Результат комбинирования в процессе общения единиц языка (т. е. морфем, слов и словосочетаний), которые характеризуются постоянством своих структур20. Общими свойствами являются их производимость, сложное построение и способность входить в более крупные образования.
Основными единицами языковой коммуникации являются речевые акты (или языковые акты). Слово акт употребляют, чтобы подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону явления. Если не имеется в виду процесс, нередко пользуются термином высказывание. Речевые акты принято условно квалифицировать как реализации (произнесения, исполнения) предложений, хотя подчас речевым актом называют и такую далеко не элементарную форму, как лекция, проповедь, доклад.
Слово речь довольно многозначно. Это и акт произнесения высказывания, говорения (т.е. акт говорящего), и единство актов говорящего и пишущего, и акт пишущего, и единство актов пишущего и читающего, и вся совокупность актов говорящего и пишущего, с одной стороны, и актов слушающего и читающего, с другой стороны. Иначе говоря, речевой акт может рассматриваться как единство, с одной стороны, акта производства высказывания и его передачи в устной или письменной форме и, с другой стороны, акта восприятия и понимания этого высказывания. Мы можем говорить о речи устной и письменной. Слово речь может служить названием формы бытия языка, способа (модуса) его существования21.
Иногда различают речевую деятельность и речь. В первом случае имеются в виду речевые акты, а во втором - совокупность высказываний текстов. Есть попытки именовать речью только устные высказывания, обмен которыми производится в речевом общении, и речи противопоставлять тексты как формы письменной фиксации речи, функционирующие в текстовом общении, а под названием дискурс объединять и то, и другое.
Классификация речевых
актов опирается, прежде всего, на заложенные
в них коммуникативные
Дж. Сёрл различает22:
Целесообразно выделить из директивных актов акты запроса информации (интеррогативы или - следуя греческим образцам - эротетивы): К какой семье относится карельский язык?
Речевые акты могут быть прямыми и непрямыми (косвенными).23 Так, интеррогативный речевой акт в определённых ситуациях общения может взять на себя функцию просьбы (один из видов директивов): Вы не дадите мне эту книгу до завтра?
Обычно процессы речевой коммуникации
протекают в виде последовательностей
речевых актов. Связные последовательности
речевых актов именуют
Если в том или ином коммуникативном эпизоде происходит хотя бы однократная смена коммуникативных ролей, когда роль говорящего берёт на себя слушающий, а говорящий становится слушающим (в англоязычной литературе это явление именуется turn taking), то мы имеем дело с диалогом. В нём друг с другом соотносятся реплики, или речевые ходы (moves). Связность диалога обеспечивается, между прочим, и тем обстоятельством, что за вопросом следует ответ, за приглашением или предложением чего-либо - согласие или отказ, за упрёком - оправдание или возражение, за комплиментом или похвалой - выражение благодарности, после оскорбления ожидается извинение и т.п. В речевое взаимодействие может быть включён и неречевой ход (так, вместо словесного согласия может последовать кивок головы, вместо ответа на вопрос - пожатие плечами).
Речевые акты как единицы речевой коммуникации могут иметь следующие формы - это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция24.
Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями.25 Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.
Информация о работе Речевая коммуникация: возможности вербального воздействия на аудиторию