Речевая коммуникация: возможности вербального воздействия на аудиторию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – определить возможности вербального воздействия на аудиторию.
Задачи, которые следуют из поставленной цели:
- Дать общую характеристику понятию «речевая коммуникация»;
- Определить единицы речевой коммуникации
- Выявить существующие стратегии и тактики словесного воздействия на аудиторию;
- Раскрыть способы воздействия на примере речи политического деятеля.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Феномен речевой коммуникации……………………………………...6
§ 1. Речевая коммуникация как явление…………………………………6
§ 2. Единицы речевой коммуникации……………………………………9
Глава 2. Возможности вербального воздействия……………………………...16
§ 1. Речевые стратегии……………………………………………………16
§ 2. Речевые тактики……………………………………………………...23
§ 3. Исследование. Использование речевых стратегий и тактик с целью воздействия на аудиторию на примере публичных выступлений В.В. Жириновского……………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Приложение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………….….………….46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

Введение……………………………………………………………….………….3

Глава 1. Феномен речевой коммуникации……………………………………...6

§ 1. Речевая коммуникация как явление…………………………………6

§ 2. Единицы речевой  коммуникации……………………………………9

Глава 2. Возможности вербального  воздействия……………………………...16

§ 1. Речевые стратегии……………………………………………………16

§ 2. Речевые тактики……………………………………………………...23

§ 3. Исследование. Использование речевых  стратегий и тактик с целью  воздействия на аудиторию на примере  публичных выступлений В.В. Жириновского……………………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….31

Приложение………………………………………………………………………32

Список использованной литературы…………………………….….………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы

 

Как ни были бы важны чувства, эмоции, отношения людей, общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму.

При общении нам важен  не только смысл информации, но и посыл, который передает один собеседник другому. В процессе коммуникации чаще всего преследуется определенная цель, которую мы стремимся достигнуть. И здесь на передний план выступает воздействие. Оно может быть выражено как с помощью вербальных (речь, голосовые характеристики), так и невербальных средств (поза, мимика, жесты).  

Речевое воздействие – воздействие  на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью  сообщений на естественном языке. В узком смысле под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения.

Изучение вербального воздействия  необходимо для успешного применения знаний на практике (умение добиваться поставленных целей) не только в профессиональной деятельности, но и в обыденной жизни, а также для того, чтобы уметь распознавать речевые стратегии и тактики окружающих и уметь анализировать их.

 

 

 

 

Степень изученности  темы

 

Для раскрытия смысла понятий оказались  полезными «Лингвистический энциклопедический  словарь»1 и «Толковый словарь русского языка»2.

При изучении понятия речевой коммуникации, ее происхождения, структуры, свойств  неоценимую помощь оказали следующие  авторы: Кашкин В.Б.3, Гойхман О.Я. и Надеина Т.М.4, Николаева Ж.В.5 

Для выделения единиц речевой коммуникации были использованы книги Кодухова В.И.6, Сепира  Э7., Рождественского Ю.В.8, Введенской Л.А.9

Стратегии и тактики речевого воздействия  были представлены в работах Кузнецова  И.Н.10, Иссерс О.11, Клюева Е.В.12

В работе были использованы материалы различного рода: как книги, так и интернет-ресурсы.

 

Объект исследования – вербальная коммуникация.

Предмет исследования – возможности речевого воздействия.

Цель данного исследования – определить возможности вербального воздействия на аудиторию.

Задачи, которые следуют из поставленной цели:

- Дать общую характеристику  понятию «речевая коммуникация»;

- Определить единицы речевой  коммуникации;

- Выявить существующие стратегии  и тактики словесного воздействия  на аудиторию;

- Раскрыть способы воздействия  на примере речи политического деятеля.

 

Структура работы

 

Курсовая работа представляет собой введение, основную часть, состоящую  из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Феномен речевой  коммуникации

 § 1. Речевая коммуникация как явление

 

Коммуникацию можно считать необходимым условием жизнедеятельности человека и одной из основ существования общества, поскольку общество- это, в первую очередь, те связи и взаимоотношения, в которые вступают его члены. Все аспекты деятельности человека пронизаны коммуникацией. Что же следует понимать под коммуникацией?

Слово «коммуникация» - одно из многих иностранных слов, которое  в настоящее время широко употребляется  в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, означающее «делаю общим, связываю, общаюсь»13, поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации). Другое значение слова «коммуникация» - пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства.14 В этом смысле говорят, например,  о подземных, воздушных и других коммуникациях, о системах коммуникаций. Термин «коммуникация» употребляется, по большей части, в первом значении, так как объектом изучения является именно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия: «Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности»15.

Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими  звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией»16.

Вопрос о сущности речевой коммуникации не стоит относить к числу малоизученных: вероятно, отсчет следует вести еще от античности.

Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык17.

 Речевая коммуникация имеет  целый ряд синонимов: языковая  коммуникация, вербальная коммуникация, речевое общение, вербальное общение,  речевая деятельность, речь.

Главная цель речевой коммуникации - обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка.

С древнейших времен в человеческом обществе  использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих  пор. Например, у коренного населения  Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза - символ любви, астра - печали, незабудка – памяти и т.д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. - все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения - язык.18

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (разнообразные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из большого количества возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык. Остановимся  на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

-  речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще, 

      - речь способствует  формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

          - с помощью речи осуществляется  взаимное общественное признание  коммуникантов,

- в речевой коммуникации создаются  социальные значения19.

Как уже было сказано выше, вербальная коммуникация представляет собой сложную систему. Рассмотрим подробнее, какие единицы ее составляют.

§ 2. Единицы речевой коммуникации

 

Единицы речевой коммуникации - единицы, образующиеся в процессе вербального общения и организующие это общение. Результат комбинирования в процессе общения единиц языка (т. е. морфем, слов и словосочетаний), которые характеризуются постоянством своих структур20. Общими свойствами являются их производимость, сложное построение и способность входить в более крупные образования.

Основными единицами языковой коммуникации являются речевые акты (или языковые акты). Слово акт употребляют, чтобы подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону явления. Если не имеется в виду процесс, нередко пользуются термином высказывание. Речевые акты принято условно квалифицировать как реализации (произнесения, исполнения) предложений, хотя подчас речевым актом называют и такую далеко не элементарную форму, как лекция, проповедь, доклад.

Слово речь довольно многозначно. Это и акт произнесения высказывания, говорения (т.е. акт говорящего), и  единство актов говорящего и пишущего, и акт пишущего, и единство актов пишущего и читающего, и вся совокупность актов говорящего и пишущего, с одной стороны, и актов слушающего и читающего, с другой стороны. Иначе говоря, речевой акт может рассматриваться как единство, с одной стороны, акта производства высказывания и его передачи в устной или письменной форме и, с другой стороны, акта восприятия и понимания этого высказывания. Мы можем говорить о речи устной и письменной. Слово речь может служить названием формы бытия языка, способа (модуса) его существования21.

Иногда различают речевую  деятельность и речь. В первом случае имеются в виду речевые акты, а  во втором - совокупность высказываний текстов. Есть попытки именовать  речью только устные высказывания, обмен которыми производится в речевом  общении, и речи противопоставлять тексты как формы письменной фиксации речи, функционирующие в текстовом общении, а под названием дискурс объединять и то, и другое.

Классификация речевых  актов опирается, прежде всего, на заложенные в них коммуникативные намерения (интенции) говорящего. По Джону Сёрлу, это так называемые иллокутивные (неречевые, а точнее внутриречевые) функции и силы.

Дж. Сёрл различает22:

  • констативы, в которых сообщается о каких-то положениях дел: Лекция переносится на понедельник;
  • комиссивы, в которых говорящий берёт на себя то или иное обещание: Я дам Вам эту книгу;
  • директивы, направленные на то, чтобы побудить адресата к какому-либо действию: Переведите этот текст на английский язык;
  • экспрессивы, посредством которых говорящий выражает благодарность, извинение, поздравление, соболезнование и т.п.: Извините меня за причинённые Вам неприятности;
  • декларативы, служащие говорящему, который обладает соответствующим социальным статусом, объявлению о том, что меняется статус какого-то лица (объявление о новом назначении, бракосочетании, присвоении имени, начале или окончании какой-то церемонии и т.д.): Я объявляю собрание закрытым.

Целесообразно выделить из директивных актов акты запроса  информации (интеррогативы или - следуя греческим образцам - эротетивы): К  какой семье относится карельский язык?

Речевые акты могут быть прямыми  и непрямыми (косвенными).23 Так, интеррогативный речевой акт в определённых ситуациях общения может взять на себя функцию просьбы (один из видов директивов): Вы не дадите мне эту книгу до завтра?

Обычно процессы речевой коммуникации протекают в виде последовательностей  речевых актов. Связные последовательности речевых актов именуют дискурсом.

Если в том или ином коммуникативном  эпизоде происходит хотя бы однократная  смена коммуникативных ролей, когда роль говорящего берёт на себя слушающий, а говорящий становится слушающим (в англоязычной литературе это явление именуется turn taking), то мы имеем дело с диалогом. В нём друг с другом соотносятся реплики, или речевые ходы (moves). Связность диалога обеспечивается, между прочим, и тем обстоятельством, что за вопросом следует ответ, за приглашением или предложением чего-либо - согласие или отказ, за упрёком - оправдание или возражение, за комплиментом или похвалой - выражение благодарности, после оскорбления ожидается извинение и т.п. В речевое взаимодействие может быть включён и неречевой ход (так, вместо словесного согласия может последовать кивок головы, вместо ответа на вопрос - пожатие плечами).

Речевые акты как единицы речевой  коммуникации могут иметь следующие формы - это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция24.

Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями.25 Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Информация о работе Речевая коммуникация: возможности вербального воздействия на аудиторию