Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:25, курсовая работа
Цель данного исследования – определить возможности вербального воздействия на аудиторию.
Задачи, которые следуют из поставленной цели:
- Дать общую характеристику понятию «речевая коммуникация»;
- Определить единицы речевой коммуникации
- Выявить существующие стратегии и тактики словесного воздействия на аудиторию;
- Раскрыть способы воздействия на примере речи политического деятеля.
Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Феномен речевой коммуникации……………………………………...6
§ 1. Речевая коммуникация как явление…………………………………6
§ 2. Единицы речевой коммуникации……………………………………9
Глава 2. Возможности вербального воздействия……………………………...16
§ 1. Речевые стратегии……………………………………………………16
§ 2. Речевые тактики……………………………………………………...23
§ 3. Исследование. Использование речевых стратегий и тактик с целью воздействия на аудиторию на примере публичных выступлений В.В. Жириновского……………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Приложение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………….….………….46
Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.26
В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.
Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Теперь так называют публичный спор на научную или общественно важную тему.27
Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Дискуссия - это обмен
мнениями по вопросам в соответствии
с более или менее
Собрание, не обставленное формальностями и посвященное
обсуждению какого-либо частного вопроса, обычно называется массовым митингом. Заседание комиссии - наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся также, как дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения, и чтобы высказалось по возможности как можно больше компетентных участников собрания.
Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудитории к какому-либо единообразии действий.
В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант- диалог, включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие замечания.
Симпозиум - ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему.
Как и в групповой дискуссии её цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора, а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказании на неё воздействия. Число выступающих не должно превышать четыре или пять, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей.
Лекция, представляя собой единственное выступление с последующими вопросами слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как дискуссия. Но говорить о ней более уместно в разделе о симпозиуме. Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи, поскольку она не связана определенной формой и временем.
Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология данного термина. Древнегреческое слово polemicos означает “воинственный, враждебный”. Полемика-это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.
Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.
Слово дебаты французского происхождения (debat- спор, прения). Прения - русское слово, зафиксированное в лексиконе CVII века.
Единой классификации споров не существует, хотя делаются попытки систематизировать их. Основным факторами, влияющими на характер спора и его особенности, могут быть: цель спора, социальная значимость предмета спора, количество участников, формы проведения спора.28 По цели различают следующие виды спора: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора.29 Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для её обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападения, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему, заинтересованными в её решении. Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удовлетворение участникам спора. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя более возвышенно, лучше. И даже если приходится отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.
Все единицы речевой коммуникации имеют место быть в определенной ситуации и в определенном контексте.
Глава 2. Возможности вербального воздействия
§ 1. Речевые стратегии
Для того, чтобы убедить своего оппонента, нужно учитывать следующие составляющие: во-первых, уметь быстро реагировать на речь собеседника, анализировать ее и продуктивно организовывать свою речь, а во-вторых, необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна именно для того, на кого воздействуешь.
В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.30 Существуют и другие определения стратегии. В учебном пособии Е.В. Клюева под коммуникативной стратегией понимается "совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели".31 Стратегия речевого поведения - способ (линия) речевого поведения автора текста, в данной ситуации общения соотносимый с конкретными коммуникативными целями (обменом информацией и речевым воздействием отправителя текста на получателя).32
К речевым стратегиям можно отнести:
Трюизмы, т. е. банальные истины. Суть этого приема состоит в том, что с банальной истиной очень легко согласиться. А дальше работает так называемое «правило Сократа»: для получения положительного решения по важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник наверняка ответит «да».
Секрет действенности этого правила лежит вне нашего сознания и обусловлен особенностями гормональной системы человека. Когда человек говорит «да», это означает его согласие, а вместе с ним — осознание того, что в ближайшее время противостояния с собеседником не предполагается.
Таким образом, расслабив собеседника
с помощью нескольких «да», можно
уменьшить его настрой к
Речевое связывание, или псевдологика.
Этот прием основан на инерции
мышления и позволяет придать
высказыванию иллюзию смысла. На первые
два утверждения человек
Визуальное связывание. К собственно речевым стратегиям его нельзя отнести в полной мере. Скорее, это прием комбинированный, а потому еще более мощный, поскольку задействованными оказываются и визуальный, и слуховой каналы восприятия. Это когда воздействующий выступает на фоне демонстрации каких-нибудь положительных, мотивирующих картинок, к которым он лично не имеет ни малейшего отношения.
Иллюзия выбора. Собеседнику предоставляется выбор, хотя он ограничен и заставляет принять ту точку зрения, которая выгодна воздействующему, внушается только одно, определенное отношение к предмету. Например: «Ты придешь сегодня или завтра?» (Заранее решено, что человек придет.)
Пресуппозиция. Инструкция-приказ оформляется как предварительное условие для выполнения очень простого, иногда совершенно обыденного действия. Схема такой фразы выглядит следующим образом: Время + Команда + Нечто малозначительное. Например: «Прежде чем купить товар N, внимательно посмотрите на упаковку. В тот момент, когда вы решите приобрести лучшую офисную технику, позвоните нашему дилеру».
Номинализация. Когда человек говорит о чем-то абстрактном, а разные люди понимают под этим разные вещи. Это прием используется в политической агитации: «Мы — за достойную жизнь». Для кого-то достойная жизнь – это возможность обеспечить хотя бы минимальный уровень жизненного комфорта, а для кого-то – съездить в отпуск за границу дважды в год.
Ценностная подстройка. Человек в своей речи использует присоединение к ценностям: к семье, чувствам и т.д. Например: «Каждый, кому дорого будущее страны, голосует за кандидата X» (а если человек голосует за других кандидатов, или против всех, значит, он не заботится о будущем своей страны).
Средством создания коммуникативного контакта может быть авторизация — способ проявления «Я» говорящего «при помощи разнообразных средств, которые придают сообщению субъективный характер и способствуют установлению коммуникативного контакта между ораторами и слушателями»33. В качестве таких средств выступают:
2) глагольные формы наряду с
личными местоимениями
3) конструкции с вводными
4) конструкции с использованием
изъяснительных придаточных: «
Речевые стратегии соединяют в диалоге элементы игры и ритуального речевого поведения (традиционные реплики, паузы, поговорки и «дежурные» топики, например о здоровье, о погоде). Игра — это также повторяющаяся модель речевого поведения в рамках стилистической нормы, она может быть сугубо стереотипной или представлять собой отступление от стереотипа поведения (ломка стереотипа).35
По отношению участников диалога к такому принципу организации речевого общения, как солидарность, или кооперация, речевые стратегии можно разделить на кооперативные и некооперативные.36
К кооперативным стратегиям относятся
разные типы информативных и
Точную характеристику виду
диалога дают глаголы, прямо
выявляющие цель речи
Информация о работе Речевая коммуникация: возможности вербального воздействия на аудиторию