Речевая коммуникация: возможности вербального воздействия на аудиторию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – определить возможности вербального воздействия на аудиторию.
Задачи, которые следуют из поставленной цели:
- Дать общую характеристику понятию «речевая коммуникация»;
- Определить единицы речевой коммуникации
- Выявить существующие стратегии и тактики словесного воздействия на аудиторию;
- Раскрыть способы воздействия на примере речи политического деятеля.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Феномен речевой коммуникации……………………………………...6
§ 1. Речевая коммуникация как явление…………………………………6
§ 2. Единицы речевой коммуникации……………………………………9
Глава 2. Возможности вербального воздействия……………………………...16
§ 1. Речевые стратегии……………………………………………………16
§ 2. Речевые тактики……………………………………………………...23
§ 3. Исследование. Использование речевых стратегий и тактик с целью воздействия на аудиторию на примере публичных выступлений В.В. Жириновского……………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Приложение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………….….………….46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

К некооперативным стратегиям относятся  диалоги, в основе которых лежит  нарушение правил речевого общения  — доброжелательного сотрудничества, искренности, соблюдения «кодекса»  доверия, например: конфликты, ссоры, перебранки, претензии, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа.

И.Н. Кузнецов выделяет следующие типы стратегий общения37:

- открытое - закрытое общение;

- монологическое - диалогическое;

- ролевое (исходя из социальной роли) - личностное.

Открытое общение - желание и  умение выразить полностью свою точку  зрения и готовность учесть позиции  других. В идеале все виды общения  должны иметь открытый тип. При проведении переговоров, референту, стратегия  открытого общения, позволит учитывать не только интересы своего руководителя, но и интересы другой стороны.

Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку  зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

В конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Поскольку само речевое воздействие  может быть прямым, косвенным и  скрытым, то и стратегии речевого воздействия можно разделить на стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия. Каждый из

видов стратегий речевого представлен  отдельными типами стратегий.

Так, среди стратегий скрытого речевого воздействия выделяют два типа:

1) эмотивно-ориентированные стратегии  (стратегии, связанные с отправителем  сообщения);

  1. конативно - ориентированные стратегии (стратегии, связанные с получателем).38

Стратегии реализуются в тактиках, и в следующей главе речь пойдет о тактиках.

 

§ 2. Речевые тактики

 

Стратегия общения реализуется  в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие  достичь поставленных целей в  конкретной ситуации.

В ситуациях бытового общения действуют  одни речевые тактики, в деловой сфере - другие. Причем речевые тактики разных уровней общения могут, с определенной коррекцией, взаимопроникать. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует также выбирать соответствующие речевые тактики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик и является универсальной и эффективной во всех случаях жизни.

Особого рода речевые тактики нужны  для установления контакта между  говорящими (фатическое общение). Они  основаны на кооперативных стратегиях и используют большой диапазон тактик для поддержания коммуникативной  заинтересованности собеседников, активизации  внимания и пробуждения интереса к теме разговора и участникам общения. При этом создается атмосфера разговора, где каждое высказывание имеет особый обертон смысла, часто используются слова-символы и клишированные конструкции.

В спонтанно возникающих беседах, имеющих только конативные цели (установление речевого контакта), часто повторяются одни и те же тактики, например, предложение общеинтересной темы (мода, политика, воспитание детей, погода и т. п.), тактика привлечения внимания и вовлечения в разговор многих собеседников, тактика эпатирования собеседников через отрицание привычных схем поведения или отрицание ценностных ориентиров в данном микросоциуме, направленная на укрепление, роли лидера.

Тактики осуществления определенной стратегии речи несут на себе печать национальной психологии. Это убедительно показано Е. М. Верещагиным, Р. Ратмайром, Т. Ройтером на примере анализа речевых тактик «призыва к откровенности». Так, в русской культуре преобладают прямые призывы к откровенности без разного рода частиц, смягчающих эти призывы. Кроме того, ссылка на нравственные нормы, апелляции к высшему нравственному императиву (к божеству, идеологическим ценностям) характерны для русской культуры. Например, реплики, реализующие эту тактику: «Где же твоя совесть?»; «С друзьями надо быть откровенным»; «Если ты мне не доверяешь, то лучше и не говорить вовсе»; «Разве это честно? А еще считаешь себя порядочным человеком!»

В направленных диалогах или стратегии  побуждения к действию, обмена мнениями по ряду вопросов с целью принятия решений широко используются тактики неявного выражения смысла, неявного способа информирования, неожиданной смены темы.

Голландский ученый Т.А. ван Дейк, один из основателей лингвистики текста, рассматривая стратегии общения, выделяет следующие ходы39:

ход "обобщение" используется для  того, чтобы показать, что неблагоприятная  информация не является случайной (типовые  выражения этого хода: "И так  всегда", "С этим сталкиваешься  на каждом шагу", "Это без конца  повторяется");

"приведение примера" - ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (типовые выражения: "Вот пример", "Например, на прошлой неделе");

"усиление" направлено на лучший  и более эффективный контроль  за вниманием слушающего, на улучшение  структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации (типовые выражения: "Это ужасно, что…", "Это позор, что…");

"уступка"  дает возможность для условного  обобщения даже в случае привлечения  противоречивых примеров либо  позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие ("Среди них попадаются и хорошие люди", "Не стоит обобщать, но…");

"сдвиг" - ход стратегии положительной  самопрезентации ("Мне-то, в общем,  все равно, но другие соседи  с нашей улицы возмущаются");

"контраст" - ход, привлекающий внимание к  логической или качественной  противоположности ("Нам приходилось  долгие годы трудиться, а они  получают пособие и ничего  не делают").

Выделяются  и другие тактики:

«Неожиданность» - использование в речи неожиданной или неизвестной слушателям информации.

«Провокация» - на короткое время вызывается реакция  несогласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот период для  подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более  четкого определения собственной позиции.

«Апелляция  к  авторитету» - для подтверждения  правильности излагаемой информации дается ссылка на авторитет слушателей, авторитет  науки, авторитет известных ученых, социологов, политологов, деятелей культуры.

«Прогнозирование» - основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.

«Внесение элемента неформальности» - учитывая предмет  речи, рассказать аудитории, деловому партнеру о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях, чтобы показать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволяет преодолеть сдержанность и предвзятость и изменить мнение в свою пользу.

«Прямое включение» - отказаться от растянутого  вступления, особенно если партнеры знакомы  с предметом речи и имеют необходимый  предварительный запас знаний. Это  избавит от необходимости разъяснять все с самого начала, повысит информативность речи и позволит выиграть время для обсуждения проблемы.

«Юмор» - не «засушивать» свою речь. Приводить  смешные, парадоксальные примеры, перемежать выступление, беседу весёлыми шутками, забавными историями, в том числе  и из своей жизни. Следует подчеркнуть особую эффективность этой речевой тактики. Хорошее чувство юмора, умение к месту привести шутку или каламбур в сочетании с невербальными элементами (улыбкой, например) позволят добиться успеха в речевой коммуникации любого уровня. Довольно часто при возникновении сложной и запутанной ситуации при проведении переговоров, референту приходиться «разбавлять» ход беседы шуткой «к месту», что значительно разряжает возникшее напряжение.

«Подмазывание аргумента» - слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом партнеру по общению. Например: «Вы, как человек умный не станете отрицать»; «Всем хорошо известны ваша честность и принципиальность, поэтому вы.. »;  «Человек, недостаточно образованный не оценит, не поймет приведённый аргумент, но вы.. ». Иногда собеседнику тонко дают понять, что к нему лично относится с особым уважением, высоко ценят его ум, признают его достоинства.

Важный тактический прием —  молчание. Молчание может быть эквивалентом реплики-утверждения, обещания, просьбы, согласия, ожидания, запинки, оценки. Демонстративное молчание может иметь аффективную природу и преследовать цель прекратить разговор. Многозначительное молчание может выражать тактику определения ролей в разговоре или социально-ролевых отношений. Функция молчания в структуре диалога очевидна из речевой ситуации. Молчанием можно вывести оппонента из себя и перехватить тем самым инициативу в диалоге. Замечательное явление — фоновое молчание, согласия, которое выражает атмосферу солидарности в общении и согласия между собеседниками.

Тактика комплимента реализуется  тактическими приемами выражения симпатии, формирования эмоционального настроя, установления добрых отношений, управления дистанцией, смещение внимания особенно в ситуации коммуникативной неудачи, коммуникативного конфликта или дискомфорта.

Тактика интеграции предполагает использование  приема очерчивания своего круга  и присоединения адресата к группе «своих». Этот тактический приём  похож на тактику «внесение элемента неформальности».

Тактика игнорирования собеседников, апологизации собственной персоны. Например: «Нужно слушать, когда я  говорю!». 
 Следует подчеркнуть, что в системе речевой коммуникации может использоваться множество речевых тактик, причем и тех, которые еще не выявлены специалистами и не описаны в литературе, поэтому важно не только эффективно и уместно использовать тактики, описанные в литературных источниках, но и уметь самому выделить их.

 

§ 3. Исследование. Использование  речевых стратегий и тактик с целью воздействия на аудиторию на примере публичных выступлений В.В. Жириновского.

 

 Весьма актуальным является сегодня вопрос о том, какой же должна быть речь политического деятеля, чтобы уметь убедить собеседников в своей правоте, чтобы поверить ей могли миллионы жителей страны, чтобы своей логичностью, образностью и эмоциональностью она могла характеризовать его, как человека высококультурного, знающего свое дело, человека, который бы смог завоевать доверие масс, повести их за собой, завлечь своей идеей? Он должен уметь воздействовать на аудиторию, чтобы добиться своих целей.

Для анализа использованы три стенограммы  выступлений В.В. Жириновского (см. приложение).

В ходе анализа было выявлено следующее:

В.В. Жириновский применяет стратегию закрытого общения, так как никогда не желает учитывать позиции других, только лишь «нападает».

Он часто использует в своих  выступлениях прием авторизации (личные местоимения: «Но я хочу остановиться на другом.», «У нас проблемы с коррупцией.», «Так вот вы, русские, мы над вами издеваемся уже 300 лет.»;  глагольные формы: «Мы не будем никого прикрывать на местах.»).

Владимир Вольфович использует в своей речи всегда некооперативную  коммуникацию, вызывающую бурную ответную реакцию («А вашим русским женщинам только одна профессия: про-сти-тут-ка.», «Вы русские свиньи, спасибо.»).

Пример стратегии номинализации  – «Пусть будет образцовый город.»

Стратегия трюизмов – «Лучше умереть  стоя, чем жить на коленях».

Использование приема речевого связывания – «Учитывая, что пока в правительстве есть такие как Козырев, Чубайс, Гайдар и Федоров и небольшая часть, буквально 30 процентов таких же депутатов, буквально каждый день видеть их глаза и лица – это отрицательно сказывается на моем здоровье, а мое здоровье нужно всему русскому народу, который не картавит и никогда не имеет двойного гражданства, я временно снимаю свою кандидатуру и ожидаю выборов президента России».

Тактика игнорирования собеседников, апологизации собственной персоны - «Не мешать мне! Молчать!!!».

«Прямое включение» - «Я полностью согласен с тем, что сказали сейчас два депутата – Зюганов и уважаемая Тамара Плетнева», «Очень хорошо, что прозвучали конкретные фамилии».

Ход «контраст» - «Но всё делают реально в посёлках, городах и  губерниях. А центр коррупции в Москве!»

На основе проделанной работы следует  сделать вывод, что Жириновский  сочетает в своих выступлениях различные  стратегии и тактики. Это позволяет  ему эффективнее воздействовать на  слушателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Коммуникация ориентирована на передачу информации, однако не стоит забывать, что такая передача ориентирована еще и на воздействие говорящего на слушателя. Так как содержание сообщения имеет словесную форму, важно учитывать вербальную составляющую общения.

Существует большое количество единиц речевой коммуникации, позволяющих преследовать те или иные цели. Сюда можно отнести разговор, спор, диспут, дискуссию, лекцию и др. виды вербальной деятельности.

При воздействии на собеседника  нужно выбирать именно те приемы, которые окажут воздействие на собеседника. Для этого важно знать существующие речевые стратегии и тактики.

Информация о работе Речевая коммуникация: возможности вербального воздействия на аудиторию