Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:42, реферат
Предмет кросс-культурной психологии – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. В своей работе я хочу показать, какую роль кросс-культурные исследования играют в изучении развития психики ребенка и что вообще такое кросс-культурный метод исследования.
Введение...............................................................................................................2
1.Кросс-культурная психология и её аспекты..................................................3
2.Методы кросс-культурных исследований и их примеры.............................8
3.Кросс-культурные исследования младенчества в психологии..................15
Заключение.........................................................................................................18
Список литературы............................................................................................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Специальность: 030301
Реферат
Букоткина Евгения Владимировна
Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития ребенка
Научный руководитель:
НОВОСИБИРСК, 2010
Содержание
Введение......................
1.Кросс-культурная психология
и её аспекты..................
2.Методы кросс-культурных
исследований и их примеры.......................
3.Кросс-культурные исследования младенчества в психологии..................15
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Предмет кросс-культурной психологии – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения людей, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей.
Наиболее очевидная из
стоящих перед кросс-культурной
психологией задач – проверка
универсальности существующих психологических
теорий. Этой задаче было дано название
«перенос и проверка», так как
исследователи стремятся
Невозможно перечислить
все моменты, влияющие на надежность
результатов кросс-культурных исследований.
Особенно опасно, если в работах
этнопсихологов проявляются тенденции этноцент
В своей работе я хочу показать, какую роль кросс-культурные исследования играют в изучении развития психики ребенка и что вообще такое кросс-культурный метод исследования.
Кросс-культурная психология — область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности ее формирования социальными, культурными и экологическими факторами. Кросс-культурная психология занимается выявлением как универсальных, так и специфических особенностей психического развития, а также описывающих их теорий[1]. Пример кросс-культурного исследования — работа М. Мид по полоролевой дифференциации. Мид показала, что хотя полоролевое поведение имеет определенные биологические основания, условия воспитания могут акцентировать или подавлять его проявления. Выделяются следующие цели кросс-культурной психологии:
1) проверка универсальности (всеобщности) существующих психологических знаний и теорий, предполагающая проверку существующих психологических гипотез и знаний в различных культурных средах, чтобы выяснить их применимость для других культурных групп и границы использования;
2) изучение других культур для открытия психологических феноменов, не представленных в ограниченном опыте собственной культуры ;
3) интеграция достижений, полученных в результате реализации первых двух целей и построение более универсальной психологии, данные которой будут применимы для более широкого спектра культур, и характеризующие человека как отдельный вид[7].
Наука о человеческом поведении должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в нескольких промышленно развитых странах, где, в основном, и проводились до сих пор исследования. Понятие культуры суммирует множество важных воздействий, оказываемых на человеческое поведение, и содержит основания для понятий личной и групповой идентичности, формируемой и сохраняемой людьми. Кроме того, различные аспекты культуры оказывают большое влияние на формулировку, распространение и принятие программ, предусматривающих оказание психологических услуг или использование психологических принципов. Кросс-культурные исследования имеют также важнейшее значение для разработки теории и программ, нацеленных на применение знаний, полученных в ходе исследований.
Как и в случае многих
сложных понятий, длительное время
изучаемых психологами, таких как
личность, интеллект и патологическое
поведение, ни одно определение «культуры»
не является общепринятым. Кребер и
Клакхон высказали
Очень важно определить границы понятия культуры, в противном случае оно может оказаться настолько всеобъемлющим, что ничего или почти ничего не сможет объяснить в частности.
Поскольку большая часть кросс-культурных исследований имеет целью уяснение понятий в том виде, как их представляют себе носители изучаемой культуры, влияние когнитивной психологии в этой области всегда было сильным. Большинство работ было посвящено знаниям людей об окружающем их мире, их коммуникации, обусловленной этими общими знаниями, и передаче этих знаний следующим поколениям. При таком акценте третье определение культуры, принадлежащее Гиртцу, схватывает суть кросс-культурных исследований: «Культура - это исторически передаваемый паттерн значений, воплощенных в символах, система наследуемых представлений, выраженных в символических формах, посредством которых люди сообщают, сохраняют и развивают свои знания о жизни и свои аттитюды к ее разным сторонам».
В исследовательских проектах многие психологи используют различные аспекты всех трех определений. При изучении этноцентризма, например, тот факт, что представления имеют «приданную ценность» (предположение, высказанное Кребером и Клакхоном), следует дополнить понятием «символических форм», сформулированным Гиртцем. Тот факт, что символы людей имеют ценность, ведет к этноцентрическому мышлению, особенно если это касается таких субъективных элементов, как идеология, религия, мораль или закон. Этноцентризм относится к глубокому убеждению, что собственная культура всегда является самой лучшей (согласно собственным стандартам этой культуры), а все остальные уступают ей.
Говоря более строго, кросс-культурная
психология занимается эмпирическим исследования
членов различных культурных групп
с идентифицируемым опытом, который
ведет к предсказуемым и
Родственный слову «культура»
термин, которому психологи уделили
много внимания, - это субкультура.
Этот термин часто используется, когда
речь идет о группах людей, обладающих
опытом (могущим повлиять на поведение
и влияющим на него), отличным от такового
большинства людей данной страны
или общества. Люди, принадлежащие
к субкультуре, живут в той
же самой стране или обществе, что
и остальное большинство
Человек может принадлежать к нескольким субкультурам, а также к культуре большинства.
Некоторые люди могли бы
считаться членами данной культуры,
но они явно отвергают определенные
ценности и предписываемые в рамках
этой культуры модели поведения. Примером
могут послужить молодые, хорошо
образованные люди, отвергающие трудовую
этику и накопление личного богатства
и вместо этого отдающие предпочтение
коллективному владению собственностью.
В таких случаях можно выделить
несколько важных моментов, которые
можно обнаружить практически во
всех крупных и сложных культурах.
Во-первых, даже если люди отвергают
свойственные культуре ценности и модели
поведения, они знакомы с тем,
от чего они отказываются, поскольку
им было сообщено об этих ценностях
и желательном поведении и
они наблюдали за остальными людьми,
которые действительно
Второй момент, заслуживающий
внимания, заключается в том, что
следует рассматривать жизнь
людей на всем ее протяжении. Люди могут
восставать против обычаев в молодости,
но, по мере взросления, принятие культурных
норм и ценностей часто
Любое определение полезно до тех пор, пока оно помогает исследователям собирать более ценные данные. Существует опасность того, что понятие культуры станет настолько широким, что это ограничит его применимость. В своем обзоре исследований по психологии развития Харкнесс указал на «невидимость культуры в психологической теории», утверждая, что исторически сложившееся пренебрежение этим понятием привело к излишнему упору на нативистские теории развития ребенка. Поскольку в процессе типичного исследования внутри любой одной страны множество аспектов культуры не оцениваются, результаты слишком часто списываются на генетические факторы и присутствие или отсутствие нек-рых предполагаемых универсальных процессов.
Психологи используют многие виды исследования, различающиеся по подходам и по вопросам, на которые они отвечают[6]. Например, изучение конкретного случая является парадигмой, зачастую используемой в клинических исследованиях, определяющих эффективность терапевтического вмешательства в жизнь определенных людей. Биографическое исследование также обычно занимается изучением определенных людей, зачастую — скончавшихся; в него входят изучение письменных документов, оставленных человеком, или относящихся к нему, беседы с другими людьми, знавшими его, и тому подобное. На другом конце спектра — опрос, который дает возможность узнать у больших групп людей их мнения, убеждения, отношения, касающиеся товаров, кандидатов на политические посты, или широкого круга других вопросов.
Таким образом, кросс-культурная
психология выявляет универсальные и специфические особенности
2. Методы кросс-культурных исследований и их примеры
Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества и т.д.. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи[6].
Извлекая пользу из теоретического осмысления «культуры» антропологами, психологи сами проанализировали цели кросс-культурных исследований и те выгоды, которые они могут принести для теории развития. К наиболее часто упоминаемым выгодам кросс-культурных исследований относится расширение спектра независимых переменных, или более широкий спектр возможных реакций на зависимые переменные в других культурах или при проведении кросс-культурных сравнений. Несомненно, самым показательным примером является возраст, в котором отнимают детей от груди. Если исследователи интересуются связью между возрастом отнятия от груди и другими решениями родителей относительно поведения, связанного с воспитанием детей, или между возрастом отнятия от груди и будущей взрослой личностью выросших детей, то в пределах одной культуры здесь наблюдается весьма незначительный разброс. В США и большинстве стран Западной Европы ребенка отнимают от груди в возрасте от 6 мес. до 1 года. Однако поскольку общепринятый возраст в других культурах варьирует в широких пределах и может достигать иногда 5 лет, то в том случае, если ученые сравнивают выборки из разных культур, они могут установить связь такого параметра, как возраст отнятия от груди, с другими переменными. В Архивах человеческих отношений (HRAF - Human Relations Area Files), прекрасно структурированной компиляции информации, относящейся к сотням культур, собраны сведения, касающиеся множества проявлений повседневного поведения людей во всем мире. Данные, содержащиеся в них, были в основном собраны антропологами и поэтому относились по большей части к области их интересов (родство, землевладение, ритуалы). Эти данные касались непосредственно наблюдаемого поведения - возраста отнятия от груди, дисциплинарных мер, применяемых родителями, и количества людей, осуществляющих заботу о детях. Сведения о более абстрактных вопросах, интересующих психологов, к-рые можно было бы собрать, только проведя обширные опросы (например, представления людей об интеллекте, желательных чертах личности ребенка, которые помогали бы детям справиться с будущими переменами в жизни), присутствуют в Архивах лишь фрагментарно[4].
Информация о работе Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития ребенка