Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

Предмет кросс-культурной психологии – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. В своей работе я хочу показать, какую роль кросс-культурные исследования играют в изучении развития психики ребенка и что вообще такое кросс-культурный метод исследования.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................2
1.Кросс-культурная психология и её аспекты..................................................3
2.Методы кросс-культурных исследований и их примеры.............................8
3.Кросс-культурные исследования младенчества в психологии..................15
Заключение.........................................................................................................18
Список литературы............................................................................................

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Специальность: 030301

                                                                                   Курс: 2

                                                                                          Отделение: очное 

 

Реферат

Букоткина Евгения Владимировна

Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития ребенка

                                                                             

                                                                                   

  Научный руководитель:

                                                                                      Старший преподаватель каф.общей  психологии и истории психологии

                                                                           Шамшикова Екатерина Олеговна

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК, 2010

Содержание

Введение...............................................................................................................2

1.Кросс-культурная психология  и её аспекты..................................................3

2.Методы кросс-культурных исследований и их примеры.............................8

3.Кросс-культурные исследования младенчества в психологии..................15

Заключение.........................................................................................................18

Список литературы............................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предмет кросс-культурной психологии – изучение сходства и различий психологических переменных в различных  культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения людей, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей.

Наиболее очевидная из стоящих перед кросс-культурной психологией задач – проверка универсальности существующих психологических  теорий. Этой задаче было дано название «перенос и проверка», так как  исследователи стремятся перенести  свои гипотезы на все новые этнические группы, чтобы проверить, подтверждаются ли они во многих (а желательно, во всех) культурных контекстах. Предполагается, что лишь решив эту задачу, можно  придти к конечной цели – попытаться собрать и интегрировать результаты и обобщить их в подлинно универсальной  психологии.

Невозможно перечислить  все моменты, влияющие на надежность результатов кросс-культурных исследований. Особенно опасно, если в работах  этнопсихологов проявляются тенденции этноцентризма, когда стандарты своей культуры используются в качестве универсальных.

В своей работе я хочу показать, какую роль кросс-культурные исследования играют в изучении развития психики ребенка и что вообще такое кросс-культурный метод исследования.

 

 

 

 

  1. Кросс-культурная психология и её аспекты

Кросс-культурная психология — область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности ее формирования социальными, культурными и экологическими факторами. Кросс-культурная психология занимается выявлением как универсальных, так и специфических особенностей психического развития, а также описывающих их теорий[1]. Пример кросс-культурного исследования — работа М. Мид по полоролевой дифференциации. Мид показала, что хотя полоролевое поведение имеет определенные биологические основания, условия воспитания могут акцентировать или подавлять его проявления. Выделяются следующие цели кросс-культурной психологии:

1) проверка универсальности (всеобщности) существующих психологических знаний и теорий, предполагающая проверку существующих психологических гипотез и знаний в различных культурных средах, чтобы выяснить их применимость для других культурных групп и границы использования;

2) изучение других культур для открытия психологических феноменов, не представленных в ограниченном опыте собственной культуры ;

3) интеграция достижений, полученных в результате реализации первых двух целей и построение более универсальной психологии, данные которой будут применимы для более широкого спектра культур, и характеризующие человека как отдельный вид[7].

Наука о человеческом поведении  должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему миру, а не только в нескольких промышленно  развитых странах, где, в основном, и  проводились до сих пор исследования. Понятие культуры суммирует множество  важных воздействий, оказываемых на человеческое поведение, и содержит основания для понятий личной и групповой идентичности, формируемой  и сохраняемой людьми. Кроме того, различные аспекты культуры оказывают  большое влияние на формулировку, распространение и принятие программ, предусматривающих оказание психологических услуг или использование психологических принципов. Кросс-культурные исследования имеют также важнейшее значение для разработки теории и программ, нацеленных на применение знаний, полученных в ходе исследований.

Как и в случае многих сложных понятий, длительное время  изучаемых психологами, таких как  личность, интеллект и патологическое поведение, ни одно определение «культуры» не является общепринятым. Кребер и  Клакхон высказали предположение  о том, что многие определения  содержали «эксплицитные или  имплицитные паттерны поведения  или образцы для поведения, передаваемые с помощью символов, составляющие особые достижения групп людей, а  также представления и связанные  с ними ценности». Гершкович выдвинул столь же важное предположение относительно того, что культура «представляет  собой рукотворную часть среды  обитания человека». Триандис проводил различие между материальной и субъективной культурой. Первая включает в себя такие  сделанные человеком объекты, как  дома и орудия труда, а вторая охватывает реакцию людей на эти объекты  в форме ценностей, ролей и  аттитюдов[4].

Очень важно определить границы  понятия культуры, в противном  случае оно может оказаться настолько  всеобъемлющим, что ничего или почти  ничего не сможет объяснить в частности.

Поскольку большая часть  кросс-культурных исследований имеет  целью уяснение понятий в том  виде, как их представляют себе носители изучаемой культуры, влияние когнитивной  психологии в этой области всегда было сильным. Большинство работ  было посвящено знаниям людей  об окружающем их мире, их коммуникации, обусловленной этими общими знаниями, и передаче этих знаний следующим  поколениям. При таком акценте  третье определение культуры, принадлежащее  Гиртцу, схватывает суть кросс-культурных исследований: «Культура - это исторически  передаваемый паттерн значений, воплощенных  в символах, система наследуемых представлений, выраженных в символических формах, посредством которых люди сообщают, сохраняют и развивают свои знания о жизни и свои аттитюды к ее разным сторонам».

В исследовательских проектах многие психологи используют различные  аспекты всех трех определений. При  изучении этноцентризма, например, тот  факт, что представления имеют  «приданную ценность» (предположение, высказанное Кребером и Клакхоном), следует дополнить понятием «символических форм», сформулированным Гиртцем. Тот  факт, что символы людей имеют  ценность, ведет к этноцентрическому  мышлению, особенно если это касается таких субъективных элементов, как  идеология, религия, мораль или закон. Этноцентризм относится к глубокому  убеждению, что собственная культура всегда является самой лучшей (согласно собственным стандартам этой культуры), а все остальные уступают ей.

Говоря более строго, кросс-культурная психология занимается эмпирическим исследования членов различных культурных групп  с идентифицируемым опытом, который  ведет к предсказуемым и значимым различиям и сходствам в поведении.

Родственный слову «культура» термин, которому психологи уделили  много внимания, - это субкультура. Этот термин часто используется, когда  речь идет о группах людей, обладающих опытом (могущим повлиять на поведение  и влияющим на него), отличным от такового большинства людей данной страны или общества. Люди, принадлежащие  к субкультуре, живут в той  же самой стране или обществе, что  и остальное большинство населения, причем последних часто называют культурой большинства (majority culture). Субкультура - это очень гибкое название, и его часто используют для обозначения девиантных групп, говоря, например, о субкультуре наркотиков или субкультуре банд мотоциклистов. Всякий раз, когда группа людей создает свои собственные нормы, жаргон и средства коммуникации, их действия напоминают различные субкультуры. Обычно развиваются и такие негативные последствия, как недоверие к чужакам.

Человек может принадлежать к нескольким субкультурам, а также  к культуре большинства.

Некоторые люди могли бы считаться членами данной культуры, но они явно отвергают определенные ценности и предписываемые в рамках этой культуры модели поведения. Примером могут послужить молодые, хорошо образованные люди, отвергающие трудовую этику и накопление личного богатства  и вместо этого отдающие предпочтение коллективному владению собственностью. В таких случаях можно выделить несколько важных моментов, которые  можно обнаружить практически во всех крупных и сложных культурах. Во-первых, даже если люди отвергают  свойственные культуре ценности и модели поведения, они знакомы с тем, от чего они отказываются, поскольку  им было сообщено об этих ценностях  и желательном поведении и  они наблюдали за остальными людьми, которые действительно принимают  культурные нормы[4].

Второй момент, заслуживающий  внимания, заключается в том, что  следует рассматривать жизнь  людей на всем ее протяжении. Люди могут  восставать против обычаев в молодости, но, по мере взросления, принятие культурных норм и ценностей часто демонстрирует  свою функциональность. Очень часто  родительские обязанности даже самых  яростных радикалов заставляют принять  условности. Казино приводит обсуждение функциональной природы идентичности людей в кросс-культурных ситуациях. Люди обладают большим количеством  возможных идентичностей в силу этнических корней, религиозной принадлежности, путешествий в другие культуры, образования, опыта работы и т. д. Люди всегда могут  выбрать что-нибудь из этого «шведского стола», для того чтобы удовлетворить  требованиям различных ситуаций. Если члены определенной этнической группы получают доступ к стипендиям на получение высшего образования, то люди могут заново открыть свою связь с этой группой через  какого-то давно забытого родственника. Если желательно получить рабочее место , то можно попросить друга (издавна приверженного трудовой этике) о содействии.

Любое определение полезно  до тех пор, пока оно помогает исследователям собирать более ценные данные. Существует опасность того, что понятие культуры станет настолько широким, что это  ограничит его применимость. В  своем обзоре исследований по психологии развития Харкнесс указал на «невидимость культуры в психологической теории», утверждая, что исторически сложившееся  пренебрежение этим понятием привело  к излишнему упору на нативистские теории развития ребенка. Поскольку  в процессе типичного исследования внутри любой одной страны множество  аспектов культуры не оцениваются, результаты слишком часто списываются на генетические факторы и присутствие  или отсутствие нек-рых предполагаемых универсальных процессов.

Психологи используют многие виды исследования, различающиеся по подходам и по вопросам, на которые  они отвечают[6]. Например, изучение конкретного случая является парадигмой, зачастую используемой в клинических исследованиях, определяющих эффективность терапевтического вмешательства в жизнь определенных людей. Биографическое исследование также обычно занимается изучением определенных людей, зачастую — скончавшихся; в него входят изучение письменных документов, оставленных человеком, или относящихся к нему, беседы с другими людьми, знавшими его, и тому подобное. На другом конце спектра — опрос, который дает возможность узнать у больших групп людей их мнения, убеждения, отношения, касающиеся товаров, кандидатов на политические посты, или широкого круга других вопросов.

Таким образом, кросс-культурная психология выявляет универсальные и специфические особенности психического развития, изучает закономернос-ти развития и функционирования психики в контексте обусловленности ее формирования социальными, культурными и экологическими факторами.

2. Методы кросс-культурных исследований и их примеры

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества и т.д.. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи[6].

Извлекая пользу из теоретического осмысления «культуры» антропологами, психологи сами проанализировали цели кросс-культурных исследований и те выгоды, которые они могут принести для теории развития. К наиболее часто упоминаемым выгодам кросс-культурных исследований относится расширение спектра независимых переменных, или более широкий спектр возможных реакций на зависимые переменные в других культурах или при проведении кросс-культурных сравнений. Несомненно, самым показательным примером является возраст, в котором отнимают детей от груди. Если исследователи интересуются связью между возрастом отнятия от груди и другими решениями родителей относительно поведения, связанного с воспитанием детей, или между возрастом отнятия от груди и будущей взрослой личностью выросших детей, то в пределах одной культуры здесь наблюдается весьма незначительный разброс. В США и большинстве стран Западной Европы ребенка отнимают от груди в возрасте от 6 мес. до 1 года. Однако поскольку общепринятый возраст в других культурах варьирует в широких пределах и может достигать иногда 5 лет, то в том случае, если ученые сравнивают выборки из разных культур, они могут установить связь такого параметра, как возраст отнятия от груди, с другими переменными. В Архивах человеческих отношений (HRAF - Human Relations Area Files), прекрасно структурированной компиляции информации, относящейся к сотням культур, собраны сведения, касающиеся множества проявлений повседневного поведения людей во всем мире. Данные, содержащиеся в них, были в основном собраны антропологами и поэтому относились по большей части к области их интересов (родство, землевладение, ритуалы). Эти данные касались непосредственно наблюдаемого поведения - возраста отнятия от груди, дисциплинарных мер, применяемых родителями, и количества людей, осуществляющих заботу о детях. Сведения о более абстрактных вопросах, интересующих психологов, к-рые можно было бы собрать, только проведя обширные опросы (например, представления людей об интеллекте, желательных чертах личности ребенка, которые помогали бы детям справиться с будущими переменами в жизни), присутствуют в Архивах лишь фрагментарно[4].

Информация о работе Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития ребенка