Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:42, реферат
Предмет кросс-культурной психологии – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. В своей работе я хочу показать, какую роль кросс-культурные исследования играют в изучении развития психики ребенка и что вообще такое кросс-культурный метод исследования.
Введение...............................................................................................................2
1.Кросс-культурная психология и её аспекты..................................................3
2.Методы кросс-культурных исследований и их примеры.............................8
3.Кросс-культурные исследования младенчества в психологии..................15
Заключение.........................................................................................................18
Список литературы............................................................................................
В одной из первых крупномасштабных исследовательских программ, целью которой было установить, какие теории - научения или врожденных способностей - больше соответствуют истине, Сегалл и другие попытались соотнести особенности окружения, в котором воспитывались люди, и независимо оцениваемые перцептивные механизмы. Однако авторы не смогли эффективно провести свою работу ни в одной стране мира, поскольку в каждой конкретной стране спектр особенностей среды был относительно узок. Тогда они исследовали значительное количество различных культур, черты которых варьировали в широком диапазоне, особенно такие особенности, как присутствие или отсутствие зданий, построенных с помощью орудий труда, количество прямых углов в расположении строительных конструкций и открытых перспектив, уходящих к горизонту. Данные, касающиеся реакций людей на ряд зрительных иллюзий, что и являлось тестом перцептивных тенденций в данном исследовательском проекте, собирались на 17 различных выборках в США, Африке и на Филиппинах. Т.к. у представителей различных культур были выявлены большие различия в подверженности зрительным иллюзиям, систематически связанные с особенностями окружающей среды, это было расценено как доказательство существования перцептивных механизмов, приобретаемых в процессе научения. Заслуживает особого упоминания важная методологическая особенность этой работы, которая может оказаться полезной для разнообразных кросс-культурных исследований. Сегалл и другие обнаружили, что люди, принадлежащие к культурам, где изобиловали строения с прямыми углами (получившие название «среды, созданной плотником» (carpentered environment)), оказались более чувствительными к иллюзии Мюллера-Лайера, тогда как представители культур, где преобладали открытые перспективы, были более восприимчивы к горизонтально-вертикальной иллюзии. Так, жители США, по сравнению с африканскими деревенскими жителями, были более восприимчивы к первой иллюзии и менее - ко второй. Взаимодействие между выборкой и стимулами исключает множество возможных альтернативных объяснений, таких как незнакомство с задачей в одной или нескольких выборках[4].
Интригующая возможность состоит в том, что переменные, которые встречаются вместе в одной культуре и, следовательно, смешиваются при любом статистическом анализе, можно изучить по отдельности в др. культурах или путем кросс-культурного сравнения. Классическим примером этого является анализ поведения, которое З. Фрейд наз. «эдиповым комплексом», проведенный Б. Малиновским. При кросс-культурном анализе эдипова комплекса оказалось, что наблюдения Фрейда основывались лишь на ограниченном наборе условий, существовавших в Вене в конце XIX в.
Эмика (emics) и этика (etics) относятся к двум целям или задачам кросс-культурных исследований. Одна из них предполагает установление законов, достоверных для всех культур, и создание теоретических рамок, полезных для сравнения человеческого поведения в условиях различных культур. Это - «этическая» цель. Другой задачей кросс-культурных исследований является формулировка принципов, справедливых для любой отдельной культуры, при этом уделяется внимание тому, что сами люди считают важным для себя и с чем они знакомы. Подобный анализ должен исключить заимствованные извне культурные схемы, поскольку, по определению, исследователь не в состоянии проникнуть в суть эмики, используя чужеродные средства; средства должны быть местными. Это - «эмический» тип анализа.
Ученые, занимающиеся кросс-культурными исследованиями, пытаются в своей работе одновременно быть и этичными, и эмичными. Система, предложенная Брислином, заимствованная из более ранней работы Пржеворского и Тьюна, дает хорошее представление о таких попытках. Исследователь приступает к проверке концепции, которая может обладать кросс-культурной валидностью, не забывая о том, что не все стороны этой концепции в разных культурах должны быть одинаковыми. Эти аспекты могут различаться как для культур разных народов, так и для различных культур и даже субкультур в пределах одной страны.
Во время первых кросс-культурных
исследований обучения и познания наблюдатели
сравнивали ответные реакции различных
культурных групп в разных частях
мира с ответными реакциями евро-
Так, Лабов проанализировал сложную проблему, заключающуюся в том, что чернокожих детей в США их белые школьные учителя определяют как «необщительных» («noncommunicative») и «заторможенных» (попfluent). Однако когда эти же самые дети находятся в компании равных им за пределами школы, они поражают своей общительностью и находчивостью; на самом деле, вербальная находчивость является желательной чертой, влияющей на статус. При проведении аналогичного анализа группа под руководством Коула исследовала трудности, с которыми сталкиваются в школах дети из либерийского племени кпелле, резко противоречащие тем навыкам, которые они демонстрируют за стенами школы. Учителя часто выносят им вердикт о «неадекватности в школе», хотя их умения, проанализированные Коулом вне школы (например, определение объема), иногда намного превосходили те, которыми обладали сопоставимые группы в США[4].
Тщательное изучение этих и других ситуаций, связанных с обучением, побудило Коула суммировать результаты своей огромной работы в следующем коротком утверждении: «Культурные различия в процессе познания заключаются скорее в конкретных ситуациях, к которым применяются эти процессы, чем в существовании процесса познания в одних группах и его отсутствии в др.». Этот обобщающий закон имеет много следствий. Он означает, что люди, в независимости от конкретной культуры, обладают соотв. умениями и навыками, но исключительно важны ситуационные характеристики, позволяющие их использовать.
Еще одно следствие заключается в том, что о компетентности не всегда можно судить по уровню исполнения. Если человек не в состоянии выполнить задание или хорошо пройти тест, это не означает отсутствия у него способностей. Этот вывод противоречит обычному убеждению, согласно которому человек, не выполнивший задание на удовлетворительном уровне, не обладает достаточной компетентностью или способностями. Предпочтительное в этом случае объяснение, за которое горячо ратует Коул, заключается в том, что само задание или ситуационная природа испытания также могут порождать плохое выполнение. Эти ситуационные элементы включают в себя необычные материалы в задании, непривычные временные ограничения при выполнении задания, присутствие заставляющего нервничать постороннего с высоким статусом, проводящего тест, и т. д.
Методы кросс-культурных исследований стали особой областью, изучению которой посвящены целые книги. Базовый элемент хорошей методологии - коммуникация с испытуемыми. Без ясного понимания инструкций исследователя и того, и того, что означают ответные реакции испытуемых, исслед. может оказаться не только ошибочным, но и опасным[2].
Для того чтобы можно было
проверить наличие хорошей
Коммуникации между
Любое определение психологии должно учитывать наблюдения, проведенные в различных частях света, а не только в тех нескольких странах, в которых исторически проводилось наибольшее количество исследований. Таким образом, кросс-культурные исследования занимают центральное место в развитии психологии. Их вклад должен возрасти в будущем, поскольку все больше психологов из различных стран освобождаются от ограничений, накладываемых европейскими и американскими теориями[5].
3. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии
Кросс-культурные исследования в зарубежной
психологии систематически ведутся
с конца 50-х гг. нынешнего столетия.
В них вовлечено более
Первоначально, в 50-е гг., задачей
кросс-культурной психологии было выявление
общих закономерностей
В настоящее время перед кросс-
Руководство по кросс-культурной психологии 1981 г. содержит большой фактический материал. Однако интерпретация данных служит главным образом одной цели - подтвердить, дополнить, уточнить уже существующие в психологии теории. Приведенные в издании методы и методики исследования, в основном американские или европейские, в конечном счете также отвечают определенным уже существующим теоретическим подходам (социальное научение, конструктивизм), оставаясь в рамках этноцентрической установки.
Исследования по младенческому возрасту в кросс-культурной психологии в основном группируются по следующим темам: 1) психомоторное развитие; 2) умственное развитие; 3) социальное развитие[3].
Многочисленные исследования, проведенные на новорожденных, не показали существенных различий в неврологической зрелости между африканскими и евро-американскими группами обследованных детей.
Африканские младенцы при традиционном
воспитании на первом году жизни опережают
своих европейских и
В свою очередь, "лежачее поведение" у африканских младенцев реже развивается с опережением. Африканские малыши реже лежат во время бодрствования (10% по сравнению с 30% бостонских детей).
Экспериментальное исследование специфических обучающих процедур показало, что возраст хождения и ползания у европейских и американских детей может быть значительно понижен[3].
Таким образом, кросс-культурные исследования в изучении психического развития ребёнка проводятся с целью выявить особенности психомоторного развития, умственного и социального развития.
Информация о работе Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития ребенка