Роль личности консультанта в консультативном и терапевтическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные требования к личности психологического консультанта.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место консультанта в процессе консультирования;
- охарактеризовать систему ценностей психологического консультанта;
- выявить своеобразие его личности;
- охарактеризовать необходимые профессиональные качества.
Объектом рассмотрения будет процесс психологического консультирования.
Предметом исследования – личность психологического консультанта.

Содержание работы

Введение
Глава I. Роль и место консультанта в консультировании
1.1. Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта
1.2. Система ценностей консультанта
Глава II. Своеобразие личности психологического консультанта
2.1. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта
2.2. Профессиональная подготовка консультанта
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат консультирование.docx

— 50.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«тюменский государственный университет»

Институт психологии, педагогики, социального управления

Специальность «Психология»

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Тема: «Роль личности консультанта в консультативном и терапевтическом процессе »

 

по дисциплине: психологическое консультирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнил:

                                                                                                             Студент(ка) 2903

                           _______Биктимирова Р.М.

                           Проверил:

                                                                                                              К.псих.наук,доцент

        _______Шевцова Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013

Оглавление

 

 

Введение 
Глава I. Роль и место консультанта в консультировании 
1.1. Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта

1.2. Система  ценностей консультанта 
Глава II. Своеобразие личности психологического консультанта 
2.1. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта 
2.2. Профессиональная подготовка консультанта 
Заключение 
Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
 
В практике психологического консультирования приходится ежедневно сталкиваться с важнейшими аспектами жизни человека. Это определяет высокий уровень требований, предъявляемых к личностным и профессиональным качествам психологического консультанта. Поэтому тема курсовой работы является актуальной. Консультант заинтересованно обсуждает проблемы своего клиента и пытается помочь ему: 

- разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;  
- разрешить множество эмоциональных проблем и запутанные межличностные отношения;  
- преодолеть чувство внутреннего хаоса – сделать непонятное и изменчивое позитивным и целесообразным.  
Эффективность деятельности специалиста во многом определяется тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться лишь желаниями и потребностями клиента. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы.  
Консультант не должен навязывать клиенту свои решения. Он не может знать ответы на все вопросы. Основной задачей консультанта является помощь клиенту в выявлении внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Важнейшими ролевыми функциями консультанта являются следующие:  
- построение отношений с клиентом на взаимном доверии;  
- выявление альтернатив само понимания и способов деятельности клиентов;  
- вхождение в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;  
- создание вокруг клиентов здорового психологического климата;  
- постоянное совершенствование процесса консультирования.  
Существенной составляющей процесса консультирования является личность консультанта.  
Цель работы – рассмотреть основные требования к личности психологического консультанта.  
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  
- определить место консультанта в процессе консультирования;  
- охарактеризовать систему ценностей психологического консультанта;  
- выявить своеобразие его личности;  
- охарактеризовать необходимые профессиональные качества.  
Объектом рассмотрения будет процесс психологического консультирования.  
Предметом исследования – личность психологического консультанта. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава Ӏ. Роль и место консультанта в консультировании.

    1. Требование к личности консультанта – модель эффективного консультанта

Личность  консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный  английский психоаналитик венгерского  происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. A. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Cristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (A. Adber: "техника лечения заложена в Вас").

A. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: "Кто такой консультант, а точнее, что представляет консультант как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?»

 Прежде  всего, следует сказать, что  никто не рождается психотерапевтом  или консультантом. Требуемые  качества не врожденные, а развиваются  в течение жизни. Обобщая сказанное,  подчеркнем, что эффективность консультанта  определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и  специальными навыками. Каждый из  этих факторов обеспечивает качественный  консультативный контакт, который  и является стержнем психологического  консультирования. В итоге от  консультативного контакта зависит  окончательный эффект консультирования  — изменение личности клиента  в процессе конструктивных действий  консультанта. Нисколько не умаляя  значения теоретической и практической  подготовки, мы все же склонны  отдать предпочтение фактору  личности консультанта. В свое  время М. Balint и Е. Balint писали: "Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта".

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени  обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя  исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о  свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к  сожалению, нет. Очень часто при  описании преуспевающего консультанта, как профессионалы, так и клиенты  употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "искренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались  попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Cristiani, 1990):

-проявление  глубокого интереса к людям  и терпение в общении с ними. [М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их - бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты];

-чувствительность  к установкам и поведению других  людей; 

-эмоциональная  стабильность и объективность; 

-способность  вызывать доверие других людей; 

-уважение  прав других людей. 

В 1964 г. Комитет  по надзору и подготовке консультантов  США установил следующие шесть  качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990):

-доверие  к людям; 

-уважение  ценностей другой личности;

-проницательность;

-отсутствие  предубеждений; 

-самопонимание; 

-сознание  профессионального долга. 

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

A. Gombs с соавторами в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.

Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), исследовавший черты "хорошего консультанта" с позиции клиентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.

По мнению A. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.

Если  продолжить обзор многочисленных источников литературы о свойствах личности, которые необходимы консультанту, чтобы  оказывать помощь, представлять собой  катализатор самопознания, изменения  и совершенствования другого  человека, мы приблизимся к модели личности эффективного консультанта.

. Подобный  перечень личностных особенностей  мог бы послужить основой программы  по подготовке консультантов.  Речь идет, конечно, о "подвижной"  модели, поскольку каждый консультант  имеет возможность ее дополнить.  Рассмотрим факторы, способные  составить остов такой модели.

 J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:

-полное  осознание настоящего момента; 

-выбор  способа жизни в данный момент;

-принятие  ответственности за свой выбор. 

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это  выражение искренности по отношению  к клиенту. Аутентичный человек  жаждет быть и является самим собой  как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном  поведении. Он позволяет себе не знать  все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность — сомнительной. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

Открытость  собственному опыту психолога-консультанта понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окружающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

Ограниченное  самопознание означает ограничение  свободы, а глубокое самопознание увеличивает  возможность выбора в жизни. Чем  больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Kennedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Консультант должен знать, кто он таков, кем может  стать, чего хочет от жизни, что для  него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни  консультанту не следует быть простым  отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной  внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным  в межличностных отношениях.

Многие  люди неуютно чувствуют себя в  ситуациях, в которых недостает  структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок  становления личности является "прощание" человека с привычным, известным  из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность  в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют "ткань" консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким  клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения.

 Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность  за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности  позволяет свободно и сознательно  осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться  с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более  конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической  защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

Информация о работе Роль личности консультанта в консультативном и терапевтическом процессе