Роль личности консультанта в консультативном и терапевтическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные требования к личности психологического консультанта.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место консультанта в процессе консультирования;
- охарактеризовать систему ценностей психологического консультанта;
- выявить своеобразие его личности;
- охарактеризовать необходимые профессиональные качества.
Объектом рассмотрения будет процесс психологического консультирования.
Предметом исследования – личность психологического консультанта.

Содержание работы

Введение
Глава I. Роль и место консультанта в консультировании
1.1. Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта
1.2. Система ценностей консультанта
Глава II. Своеобразие личности психологического консультанта
2.1. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта
2.2. Профессиональная подготовка консультанта
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат консультирование.docx

— 50.54 Кб (Скачать файл)

"Синдром  сгорания" — сложный психофизиологический  феномен, который определяется  как эмоциональное, умственное  и физическое истощение из-за  продолжительной эмоциональной  нагрузки. Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается  в депрессивном состоянии, чувстве  усталости и опустошенности, недостатке  энергии и энтузиазма, утрате  способностей видеть положительные  результаты своего труда, отрицательной  установке в отношении работы  и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами  личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии,  имеющие гуманистическую жизненную  установку, склонные отождествляться  с другими) больше подвержены  этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Каковы  наиболее часто встречающиеся причины "синдрома сгорания"? Не претендуя  на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

  • монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
  • работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
  • напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
  • работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
  • неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих  усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности  за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и  обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "мне  не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни"; "во всем виновата организация труда, а все это  от меня не зависит"; "у меня слишком  много клиентов и мало времени  для каждого из них" и т.п. Такая  пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует  также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":

  • культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
  • внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
  • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
  • удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
  • стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
  • способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
  • открытость новому опыту;
  • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
  • обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
  • чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
  • участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
  • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
  • участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
  • хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы  избежать "синдрома сгорания", консультант  должен изредка, но обязательно оценивать  свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует  решить, что нужно сделать для  положительных сдвигов. Только должным  образом заботясь о качестве своей  жизни, можно остаться эффективным  консультантом.

 

 

 

2.2 Профессиональная подготовка  консультанта

Одно  из важнейших требований профессиональной этики - это компетентность консультанта. В связи с этим возникают вопросы: "Какая профессиональная подготовка может обеспечить компетентное консультирование?", и "Какой опыт необходим претенденту на роль консультанта?

Во многих странах статус консультанта определяется лицензией, предоставляющей формальное право заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую  программу профессиональной подготовки, проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный  минимум профессионального опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой  лицам, не имеющим соответствующей  квалификации. Однако лицензия, к сожалению, не гарантирует, что консультант  эффективно и компетентно справится  со своими обязанностями. При обучении психотерапии и психологическому консультированию наряду с необходимостью приобретения соответствующей теоретической  базы под квалифицированным руководством часто подчеркивается важность углубления самопознания консультанта (психотерапевта).

М. Сох (1988) говорит: "Жизненный опыт консультанта интегрируется с возрастающим багажом  профессиональных знаний на основе углубленного самопознания. Даже отлично подготовленному  консультанту не одинаково легко  со всеми людьми, зато ему гарантирован душевный комфорт".

Развитию  самопознания способствует обширный и  интенсивный курс индивидуальной и  групповой терапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование  личности.

Каждый  консультант до начала профессиональной деятельности, а также в процессе работы должен пройти личную терапию, т.е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Как известно, в психоанализе длящийся до нескольких лет самоанализ является важнейшим звеном профессиональной подготовки психоаналитика. Опыт личной терапии важен по двум причинам. Во-первых, потому, что консультант, как и любой человек, имеет в своей личности "белые пятна": непознанные, неосознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение которых способствует становлению эффективного консультанта. Консультанту очень полезно самонаблюдение под контролем другого профессионала за переживанием таких значимых событий в жизни, как любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что личность консультанта должна быть "разобрана по косточкам". Имеется в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде чем понадобится помощь. Тем не менее, было бы слишком крайним утверждение, что, приступая к консультированию, следует избавиться от всех внутренних конфликтов. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами. Ведь если консультант в своей личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе консультирования. Если консультанта гнетет груз прошлых заблуждений или насущные заботы, разве сможет он помочь клиенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не продвинемся с клиентом дальше пройденного нами пути.

Консультирование  у коллеги-профессионала ценно  и перед началом деятельности, поскольку постоянные столкновения с разнообразными проблемами клиентов нередко вскрывают наши старые конфликты, вытесненные чувства. Начинающего  консультанта нередко мучит чувство  профессионального бессилия. Это  тоже требует определенной помощи коллег. Другое важное преимущество личной терапии  заключается в том, что консультант  входит в роль клиента и приобретает  соответствующий опыт. Как утверждает A. Storr (1980), "доктор приближается к  совершенству, если он тоже был пациентом". А. П. Чехов, врач по образованию, говорил, что, если бы он учил студентов медицине, половину времени уделил бы усвоению психологии больного человека, его мироощущению.

Личная  терапия представляет уникальную возможность  увидеть процесс консультирования и психотерапии глазами клиента. Только таким образом консультант  может узнать, что такое беспокойство, связанное с самоанализом, что  такое перемещение и как оно  действует и т.п. Побывав в роли клиента, консультант значительно  лучше представляет весь спектр душевных переживаний, возникающий во время  консультирования.

Как в  индивидуальной, так и в групповой  терапии с будущими и уже работающими  консультантами важно также выделить вопросы, связанные с более глубоким осознанием специфики профессии, обратить внимание на причины и мотивы, приведшие  в профессию. Консультант должен продумать следующие вопросы:

  • почему я выбрал профессию консультанта?
  • какими потребностями обусловлен мой выбор?
  • какую пользу я стремлюсь извлечь из своей профессии?
  • как смогу я сочетать свои потребности с потребностями клиентов?

Возможны  и другие вопросы, касающиеся личности консультанта и его проблем:

  • какие у меня проблемы и как я их решаю?
  • какое влияние эти проблемы могут оказать на мою работу?
  • каковы мои ценности и как они сказываются на стиле консультирования?
  • как я использую свою силу?
  • каким людям я больше нравлюсь и кто нравится мне?
  • кому я не нравлюсь и кто не нравится мне?
  • какое впечатление я произвожу на других людей?

Попытка ответить на эти вопросы в процессе индивидуальной или групповой терапии  поможет лучше познать и понять себя, а это значит — стать  более эффективным консультантом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Клиент переступает порог консультативного кабинета со страхом и надеждой. Первостепенная задача консультанта –  изменить баланс чувств в сторону  надежды. Клиент должен уходить с  каждой консультативной встречи  в решимость самостоятельно перестраивать  свою жизнь. Отведение клиенту самостоятельной  роли в консультативном процессе наряду с консультантом и подчеркивание  высокой ответственности клиента  за исход консультирования чрезвычайно важно.  
Консультанту необходимы важные качества личности: способность к самопознанию, толерантность к неопределенности, чувство ответственности, способность к эмпатии, умение ставить реалистичные цели. Речь идет об обязательности психического здоровья, о подлинной социально-психологической адаптации.  
Только социально зрелый консультант способен ставить в работе с клиентами реалистичные цели.  
Консультантам угрожает «синдром сгорания», который проявляется в пониженном настроении, чувстве усталости, неспособности видеть позитивные результаты свое работы, в отрицательном отношении к работе и к жизни.  
Поскольку консультант представляет собой наиболее ценный инструмент процесса консультирования, необходимо позаботиться о его сохранении посредством специально разработанных профилактических мер.  
Важно соблюдать этические принципы консультирования: предоставление клиенту полной информации о консультативном процессе, обязательное сохранение конфиденциальности консультативных отношений, недопустимость сексуальных связей с клиентами.  
Гуманное отношение к людям с душевными недугами – достоверный критерий демократичности социального устройства. Вот почему в настоящее время строгое соблюдение этических норм приобретает особый смысл.  
Нарушение вышеуказанных принципов приводит к тому, что консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любой профессиональное психологической консультирование.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

Информация о работе Роль личности консультанта в консультативном и терапевтическом процессе