Роль личности консультанта в консультативном и терапевтическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные требования к личности психологического консультанта.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место консультанта в процессе консультирования;
- охарактеризовать систему ценностей психологического консультанта;
- выявить своеобразие его личности;
- охарактеризовать необходимые профессиональные качества.
Объектом рассмотрения будет процесс психологического консультирования.
Предметом исследования – личность психологического консультанта.

Содержание работы

Введение
Глава I. Роль и место консультанта в консультировании
1.1. Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта
1.2. Система ценностей консультанта
Глава II. Своеобразие личности психологического консультанта
2.1. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта
2.2. Профессиональная подготовка консультанта
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат консультирование.docx

— 50.54 Кб (Скачать файл)

Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и  наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым, кажется, что выражение положительных чувств обязывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, отклонение их, поэтому более безопасной представляется отсрочка углубления межличностных отношений. Эффективному консультанту чужды такие страхи, он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Обычно  успех побуждает ставить перед  собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет заранее обречена на неудачу  или стремление к незначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что  любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант  не способен построить правильные взаимоотношения  с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной "холодного душа" в повседневном консультировании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые  к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант  — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

Личная  зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

Социальная  зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

Зрелость  консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Нарисованная  нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может показаться слишком величественной и далекой  от действительности. При этом напрашивается  утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами  преуспевающего человека. К такой  модели и должен стремиться консультант, если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффективного консультанта могут быть и целью  психологического консультирования —  появление этих свойств у клиента  в этом случае становится показателем  эффективности консультирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Система ценностей консультанта

 

Каждый человек  имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения  и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о  важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, — "Как я должен жить?" — является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также, в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен — проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, — то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Одна  из них — консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, — просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

-жизненная  философия каждого индивида уникальна  и нежелательно навязывать ее  другим;

-ни один  консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни; 

-наиболее  подходящие места для усвоения  ценностей — это семья, церковь  и школа, а не кабинет консультанта;

-индивид  развивает собственную этическую  систему, пользуясь не одним  источником и не за один  день, а под влиянием многих  жизненных факторов и в течение  длительного отрезка времени; 

-никто  не может воспрепятствовать другому  человеку в формировании уникальной  философии жизни, которая была  бы для него самой осмысленной; 

-клиент  имеет право на неприятие этических  принципов и философии жизни  другого лица.

На противоположном  полюсе — мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта - воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно  согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что  полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как  отношения двух людей, а не как  нечто механическое или заранее  запрограммированное. Консультант  должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных  встречах, поскольку немало проблем  скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими  собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Клиентка: женщина 30 лет, замужняя, имеет троих  детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, — трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с  мужем, которого она характеризует  как не заботящегося о ней и  детях, полностью погруженного в  свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участвовать в  консультировании по решению семейных проблем, утверждая, что с ним  все в порядке, а лечиться нужно  жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась  бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная  ее трудность состоит в необходимости  принять решение, сохранить ли семью, т. е. выбрать стабильность, пренебрегая  отношениями с мужем, или все-таки развестись, т.е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемлемых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях  удовлетворения своих эмоциональных  и физических потребностей.

В столкновении с этим конкретным случаем у консультанта возникает много ценностных вопросов. Одна из причин сохранения брака клиенткой  — интересы детей. Что думает об этом консультант — детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений  мужчины и женщины или лучше  уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о  браке, семье, разводе, положении детей  в семье? Клиентка говорит о внебрачных связях. Что думает консультант об их правомерности? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиентки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирования, и его результат.

По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту  бесконечно важно знать, какое влияние  оказывают его ценности на ход  консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

 

 

 

 

 

 

     Глава II. Своеобразие личности психологического консультанта

2.1. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного  самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко  и близко познать столько разных людей? Нередко она доставляет чувство  удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда  ты уверен, что смог помочь.

Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям  довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую  цену чувствует сам консультант. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

  • угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;
  • отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
  • угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (С. Jung называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты  нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как  правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности  наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с  их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени  — о достижениях. Зачастую консультант  преувеличивает личностные нарушения  клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание  и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком  связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь  через "темные очки".

Излишняя  вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. В - первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой  эмоциональной нагрузки, ответственности  и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания" (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986).

Информация о работе Роль личности консультанта в консультативном и терапевтическом процессе