Роль невербального компонента в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Невербальный компонент – является необходимым дополнением для создания полноценного и успешного делового общения.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения, так как:
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Невербальные средства общения………………………………….………4
2. Невербальные средства повышения делового статуса………….……….10
3. Особенности невербального общения в разных странах………………...11
Заключение………………………………………………………….…………14
Список литературы…………………………………………………..………..15

Файлы: 1 файл

Реферат Организационное поведение.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль невербального  компонента в деловом общении 
Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Невербальные средства общения………………………………….………4

2. Невербальные средства повышения делового статуса………….……….10

3. Особенности невербального общения в разных странах………………...11

Заключение………………………………………………………….…………14

Список литературы…………………………………………………..………..15

 

Введение

 

Я выбрал тему «Роль невербального  компонента в деловом общении» не случайно. На мой взгляд, данная тема очень актуальна, так как многие ошибочно упускают из вида невербальные сигналы, считая, что они не несут в себе никакой информации.

Невербальный компонент  – является  необходимым дополнением  для  создания полноценного и успешного делового общения.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения, так как:

• около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

•  наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, так  А. Пиз в своей книге «Язык  телодвижений» приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38 %, а за счет невербальных средств — на 55 %. К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.

 

 

1. Невербальные средства общения

 

Все невербальные средства общения делятся на следующие  группы:

  • кинесические,  т.е.  зрительно воспринимаемые (мимика,  поза,  жесты,  походка, взгляд);
  • просодические,  т.е.  ритмико-интонационные стороны речи (высота  тона,  громкость,  тембр,  сила  ударения)  и  экстралингвистические – включение в речь  пауз, вздохов, смеха, плача и т.д.;
  • такесические, т.е. динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя;
  • проксемические, т.е. ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование).

Более подробно рассмотрим основные невербальные средства, которые играют немаловажную роль при построении делового общения.

Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как одного из невербальных средств общения указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.

 Поза, при  которой человек перекрещивает  руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки  являются модифицированным вариантом  преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

 Открытой считается  поза, в которой руки и ноги  не перекрещены, корпус тела  направлен в сторону собеседника,  а ладони и стопы развернуты  к партнеру по общению. Это  – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован  в общении, он будет ориентироваться  на собеседника и наклоняться  в его сторону, а если не очень  заинтересован, наоборот, ориентироваться  в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.

Мимика – внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц.

Лицо как канал невербальной коммуникации, является ведущим и весьма сложным средством общения. Оно способно передавать эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений и служить регулятором процедуры общения партнеров.

Общеизвестно, что эффективное  деловое общение неосуществимо без адекватной оценки тех чувств, которые испытывает собеседник, партнер и которые выражаются на его лице. Такая оценка является необходимой обратной связью при обращении, вносящей коррекцию при дальнейшем взаимодействии. Известно, что сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Малоподвижная мимика в целом указывает на постоянство душевных процессов. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью. Монотонность и редкая смена форм указывают на слабую импульсивность партнера по общению. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях скуки, печали, равнодушии.

Жесты – движения, имеющие сигнальное значение; это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают в процессе общения. Как отмечают исследователи, жесты в процессе общения не только сопровождают речь. На основе жестов можно сделать заключение об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету. Особенности жестикуляции человека могут служить основанием для вывода о каком-либо качестве воспринимаемого человека. Именно поэтому жесты относят к выразительным движениям.

По физической природе жесты можно разделить на две большие группы: головные и мануальные (ручные). Вторая группа, в свою очередь, включает подгруппы жестов, выполняемых одной рукой или обеими руками, и жестов, различающихся по активно используемой части рук: пальцевых, кистевых, локтевых, плечевых или смешанных.

Аллан Пиз в одной из своих  работ (9) различает указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и  касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей  с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и  непроизвольные жесты. Произвольными  являются движения головы, рук или  кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Для выделения жестов служат в основном пальцы. Собственно, свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения.

Визуальное взаимодействие (контакт глаз) – исключительно важный компонент процесса коммуникации. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Согласно современным данным, взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Велика роль взгляда и в обмене репликами, где он выполняет сигнальную функцию; принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции.

Язык глаз, по мнению психологов, очень  важен для самоощущения в процессе общения.

Интонация. Интонация определяется как совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами являются мелодия речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения. Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему.

Помимо функций дополнения, замещения, предвосхищения речевого высказывания, а также регулирования речевого потока, акцентирования внимания на ту или иную часть вербального сообщения, интонация  выполняет оригинальную функцию – функцию экономии речевого высказывания.

Пространственная организация также в значительной степени сказывается на процессе взаимодействия людей. Выбор дистанции общения определяется социальным престижем общающихся, национально-этническими признаками, полом, возрастом коммуникантов, характером взаимоотношений партнеров.

В литературе описаны 4 категории  пространственной коммуникации:

  • интимная зона (15-46 см.): из всех зон является главной, поскольку строго охраняется человеком. Допуск в эту зону разрешен только тем лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ним. В данной категории имеется также подзона радиусом в 15 см., в которую можно проникнуть только посредством физического контакта – это сверхинтимная зона;
  • личная зона (46 см – 1,2 м): это расстояние, разделяющее партнеров по общению, знакомых друг другу;
  • социальная зона (1,2 м – 3,6 м): такая дистанция разделяет посторонних людей при взаимодействии;
  • общественная (публичная) зона (более 3,6 м): на данном удалении человек находится, адресуясь к большой группе людей (в ходе лекций, например).

Нарушение оптимальной  дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить. Таким образом, человек в различных ситуациях общения активно изменяет свое пространство, устанавливает оптимально соответствующую объективным и субъективным переменным дистанцию взаимодействия.

Организация и угол общения также являются важными проксемическими компонентами невербальной системы. Ориентация – это расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения «лицом к лицу» до расстояния «спиной к спине». При беседах за столом ориентация партнеров определяет зачастую характер общения.

Размещение за столом рядом способствует нормальной совместной работе, сотрудничеству; размещение по диагонали создает ощущение непринужденности, определенной степени свободы; позиция лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность и контроль друг за другом, вызывать на конфликт. Таким образом, верно выбранная дистанция и расположение  относительно друг друга в пространстве значимы исходя из тех позиций, что они задают тон дальнейшему деловому общению.

 

2. Невербальные средства повышения делового статуса

 

В процессе разговора собеседники  невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет  руководителя является своего рода его  визитной карточкой. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, производило наилучшее впечатление, а атмосфера повышала его деловой статус.

При оборудовании офиса желательно учитывать невербальные средства, которые  могут ощутимо повысить деловой  статус его хозяина. Так, например, высота спинки кресла повышает или понижает статус сидящего, чем выше спинка кресла, тем выше статус человека сидящего в нём. Следует заметить, что статус руководителя повышается если кресло находится выше от земли, чем то, на котором сидит его собеседник. Большое влияние можно оказать на посетителя, если его стул будет расположен по другую сторону стола, напротив.

Некоторые предметы, намеренно расположенные  в кабинете могут невербально  повысить статус хозяина. Например:

  1. низкий диван для посетителей;
  2. телефон-вертушка;
  3. дорогая пепельница, стоящая не досягаемости посетителя , что создаёт для него неудобство при тушении сигареты;
  4. заграничная коробка для сигарет;
  5. несколько лежащих на столе красных папок с надписью «Совершенно секретно».
  6. развешанные на стенах фотографии дипломы и сертификаты, подтверждающие награды и квалификацию хозяина кабинета.
  7. изящный дипломат с кодовым замком.

Информация о работе Роль невербального компонента в деловом общении